Принципы подбора персонала. Адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:31, лекция

Описание работы

Технический прогресс, непрерывное развитие средств производства, изменение общества в целом ставят перед человеком огромное количество задач, которые ему приходится решать. Однако темпы совершенствования самого человека существенно ниже, что создает постоянные проблемы для его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Принципы подбора персонала. Адаптация..doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция (Управление персоналом)

Тема. Принципы подбора персонала. Адаптация.

 

 

1. Принципы профессиональной пригодности

 

Технический прогресс, непрерывное  развитие средств производства, изменение  общества в целом ставят перед  человеком огромное количество задач, которые ему приходится решать. Однако темпы совершенствования самого человека существенно ниже, что создает постоянные проблемы для его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.

Немаловажную роль в  снижении давления со стороны постоянно изменяющегося мира играет правильный выбор будущей профессии, которая наиболее точно соответствует способности конкретного человека к осуществлению определенных видов деятельности, степени его профессиональной пригодности. Чем ближе требования рабочего места, которые предъявляются к исполнителю, к его способностям и возможностям, тем проще и интереснее ему работается.

Профессиональная пригодность  определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Профессиональная пригодность человека зависит от следующих факторов:

  1. наличие профессионально важных качеств для конкретной деятельности;
  2. уровень подготовленности (общей и специальной);
  3. состояние здоровья; функциональные (психические, физиологические и др.) возможности человека;
  4. уровень удовлетворенности человека процессами и результатами своего труда;
  5. идейный и моральный облик человека, нравственные качества.

Профессиональная пригодность  формируется в течение всей жизни человека и может меняться под влиянием различных обстоятельств. В.А. Бодров выделяет следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности:

  1. трудовое воспитание и обучение — воспитание у ребенка юбви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и понимания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
  2. профессиональная ориентация — помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов;
  3. профессиональный отбор — определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требования ми профессии;
  4. профессиональная подготовка — обоснование рекомендаций к программам, методикам, средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;
  5. профессиональная адаптация — разработка средств, методов и критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;
  6. профессиональная деятельность — обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
  7. профессиональная аттестация — периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также по направлению на учебу, переподготовку;

профессиональная реабилитация — восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач.

 

2. Роль индивидуально-психологических  особенностей личности в профессиональной  пригодности

 

Для того чтобы определить пригодность человека к той или иной профессии, необходимо учитывать: индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые профессией к идеальному исполнителю. Индивидуально-психологические особенности складываются как из врожденных характеристик человека, так и из тех, которые сформировались в процессе его развития и которые следует рассматривать как постоянные факторы его деятельности.

Индивидуально-психологические  особенности личности включает три  основных компонента: 1) типологические особенности; 2) личностные особенности; 3) познавательные функции.

К типологическим особенностям относят свойства нервной системы человека. Эти свойства являются врожденными, неизменными и поэтому выступают в качестве постоянных параметров надежности и работоспособности. Наиболее известное представление о свойствах нервной системы человека отражено в учении о темпераменте.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической  деятельности. Выделяют три сферы  проявления темперамента: общую активность, особенности моторной (двигательной) сферы и свойства эмоциональности2.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой —  физической и социальной. Проявления темперамента в двигательной сфере  можно рассматривать как частные выражения общей активности, но только выраженные во внешних двигательных актах. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Впервые описал четыре вида темперамента античный ученый Гиппократ (V в. до н. э.). Он выделял четыре типа темперамента и объяснял каждый из этих видов преобладанием той или иной жидкости в теле человека: сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический (от греч. chole — желчь), флегматический § (от греч. phlegma — слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole — черная желчь).

Великий русский ученый И.П. Павлов осуществил попытку подвести физиологическое обоснование под учение о темпераменте. Его учение о типах нервной системы позже было трансформировано в учение о свойствах нервной системы. Было доказано, что существуют врожденные физиологические характеристики нервной системы человека (как, например, скорость прохождения импульса по нервным волокнам), которые влияют на особенности протекания общей активности, функционирования эмоциональной сферы и внешней двигательной активности человека. Помимо этого были выделены характеристики, на которые оказывает влияние темперамент: помехоустойчивость к действиям окружающей среды; уравновешенность процессов возбуждения — торможения; степень переключаемое™ внимания, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов, и другие факторы.

Личностные особенности являются базисными характеристиками человека, которые влияют на его поведение, деятельность и т. д. Они формируются в течение жизни под влиянием окружающей среды, воспитания, типологических особенностей личности. Например, наличие у пилотов таких качеств, как недисциплинированность, легкомыслие, чрезмерная гордость, жажда восхищения, предрасполагает к возникновению летных происшествий.

Существует огромное количество исследований, посвященных  «личностному фактору» на производстве. Больше всего данных накоплено по таким профессиям, как операторы  АЭС, авиадиспетчеры, подводники, космонавты. В США активно используются данные исследований по личностно важным качествам для государственных служащих. Отзывчивость, дружелюбие, повышенное чувство справедливости и долга, патриотизм — вот те качества, которые делают людей предрасположенными к государственной службе.

Значение личностных качеств неравнозначно. В.А. Бодров отмечает, что некоторые из них выступают как предрасполагающие к определенным видам профессиональной деятельности (стиль мышления, эмоциональная устойчивость и др.), другие — как стимулирующие качества (организация внимания, ответственность), третьи (восприятие информации, принятие решений др.) — регулируют, определяют характер конкретных действий'.

Завершают перечень индивидуально-психологических  особенностей личности познавательные функции. К познавательным функциям относят прежде всего мышление и его высшую форму — интеллект. Своевременная и правильная ориентация в трудовой ситуации, а также адекватная оценка личной роли в ней достигаются путем сложной интеллектуальной деятельности. Чем эффективнее познавательная деятельность у человека, тем адекватнее его поведение условиям окружающей среды. Помимо адекватности реакции учитывается также скорость в принятии решений, наличие готовых алгоритмов действий в повторяющихся ситуациях, а также достаточный творческий потенциал для создания новых моделей поведения.

Многочисленные исследования показали, что оценка свойств личности является одним из эффективных путей  выявления индивидов, которые являются наиболее пригодными и надежными  в определенных профессиях.

 

3. Классификация профессий

 

Другой аспект выявления  профессиональной пригодности тесно  связан с изучением и классификацией видов трудовой деятельности — профессий. Изучение профессий проводится с  целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.

Существует достаточно много классификаций профессий. Самая известная и популярная классификация принадлежит российскому ученому, специалисту в области психологии труда Е.А. Климову2. Изучая различные профессии, он выделил четыре ключевых фактора, по которым их можно группировать. Внутри каждой из групп формируются схожие требования к профессиональной пригодности человека. Первый фактор — объект труда. Все профессии можно разделить на пять основных групп по тому объекту, на который направлен труд исполнителя:

  1. «человек — живая природа» (Ч-П) — агроном, микробиолог и др.;
  2. «человек — техника» (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и др.;
  3. «человек — человек» (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец;
  4. «человек — знак» (Ч-З) — математик, редактор;
  5. «человек — художественный образ» (4-Х) — артист, художник, дирижер.

Далее каждая из этих групп  профессий делится на три класса по признаку целей труда:

  1. гностические профессии (Г): дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (4-Х);
  2. преобразующие профессии (П): селекционер (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), декоратор (4-Х);
  3. изыскательские профессии (И): летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), методист (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (4-Х).

На следующем уровне каждый из предыдущих трех классов  профессий подразделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

  1. профессии ручного труда (Р): контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П) и др.;
  2. профессии машинно-ручного труда (М): токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и др.;
  3. профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А): оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, мастер АЭС и др.;
  4. профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф): актер, акробат и др.

На заключительном уровне в каждом из четырех отделов профессий  выделяются четыре группы профессий  по признаку условий труда:

  1. работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) — лаборанты, бухгалтеры и др.;
  2. работа на открытом воздухе (О) — агроном, инспектор ГИБДД и др.;
  3. работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, пожарный и др.;
  4. работа в условиях повышенной ответственности (М) — учитель, следователь, авиадиспетчер и др.

Выделенные четыре яруса  признаков позволяют провести последовательную разноплановую классификацию профессий и создать обзорную карту профессий, а также составить примерную формулу каждой профессии с использованием буквенных обозначений.

Знание формулы профессии существенно  облегчает задачу по профессиональной ориентации, т. е. помощь в выборе профессии и выявление степени профессиональной пригодности. В случае профессиональной ориентации консультанты подбирают ту формулу профессии, которая наиболее совместима с индивидуально-психологическими особенностями конкретного человека. Далее в выявленной группе профессий человек сам выбирает конкретный вид профессиональной деятельности, к которой он имеет наибольшую склонность.

Когда стоит задача выявить уровень  профессиональной пригодности, формула  профессии сопоставляется с индивидуально-психологическими особенностями исполнителя и выясняется степень их совместимости. Такой алгоритм используется при отборе претендентов на вакантные должности в организации. Применение формулы профессии также помогает избежать типичных ошибок при планировании карьеры сотрудников внутри организации. Например, сравнение формулы профессии программиста и начальника отдела программирования показывает, что эти должности относятся к принципиально разным группам профессий: человек — человек и человек — техническое устройство. Поэтому сотрудник, который был успешен в роли специалиста, может оказаться профессионально несостоятельным в роли руководителя.

 

4. Адаптация на рабочем месте

 

Выбор профессии, которая подходит под индивидуально-психологические  особенности личности — важный, но не единственный фактор, который определяет степень будущей профессиональной успешности человека. Каждый работник нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом рабочем месте, в новой профессии.

Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места. И лишь в дальнейшем возникнет необходимость проводить мероприятия по мотивации сотрудника (тренинги, программы повышения квалификации, ротацию и т. д.). Однако на практике оказывается, что «наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев». Причем в некоторых случаях этот показатель достигает 70—80 %. Как указывает Т.Ю. Базаров, 90 % людей, уволившихся с работы в течение первого года, «приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации»3.

Информация о работе Принципы подбора персонала. Адаптация