Принципы построения и функционирование государственной гражданской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы понять суть принципов в гражданской службе, дать определение принципам гражданской службе. Так же выяснить в каких правовых документах Российской Федерации принципы государственной гражданской службы закреплены, выделить их и проанализировать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 6
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА 8
2.1. Законодательно закрепленные принципы построения и функционирование государственной гражданской службы 8
2.2. Закрепленные принципы в ФЗ <О системе государственной службы РФ> с практической стороны 12
2.3. Закрепленные принципы в ФЗ <О государственной гражданской службе РФ> с практической стороны 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА .doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

2.1. Законодательно закрепленные принципы построения и функционирование государственной гражданской службы

2.2. Закрепленные принципы в ФЗ <О системе государственной службы РФ> с практической стороны

2.3. Закрепленные принципы в ФЗ <О государственной гражданской службе РФ> с практической стороны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РФ - Российская Федерация

ФЗ – Федеральный закон


ВВЕДЕНИЕ

              Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин “принципы государственной службы” указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Гражданская служба, как и государственная, также имеет определенные принципы, причем по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной и гражданской службы во многом совпадают.

              Нормы – принципы ФЗ <О системе государственной службы РФ> и <О государственной гражданской службе РФ> исходны для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов РФ, которые принимаются по вопросам, относящимся к предмету регулирования гражданской службы. Поэтому данные принципы выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации гражданской службы в Российской Федерации, должны учитываться законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов о гражданской службе.

              Все федеральные органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы. Гражданские служащие должны руководствоваться ими в своей профессиональной служебной деятельности.

              Цель курсовой работы понять суть принципов в гражданской службе, дать определение принципам гражданской службе. Так же выяснить в каких правовых документах Российской Федерации принципы государственной гражданской службы закреплены, выделить их и проанализировать.

              Курсовая работа поделена на две главы. Первая глава называется <понятие принципов гражданской службы>. В ней раскрывается понятие принципов гражданской службы, так же их содержание и значение.

              Вторая глава называется <принципы построения и функционирование государственной гражданской службы: правовые основы и практика>. Глава поделена на три параграфа. В первом параграфе перечисляются принципы государственной гражданской службы, закрепленные законодательно в нормативно-правовых документах. Во втором параграфе проведен анализ принципов закрепленных в ФЗ <О системе государственной службы РФ>. В третьем параграфе так же рассмотрены и проанализированы принципы гражданской службы, но уже закрепленные в ФЗ <О государственной гражданской службы РФ> и не совпадают с принципами из ФЗ <О системе государственной службы РФ>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Принципы гражданской службы — это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности[1]. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.

По содержанию принципы гражданской службы представляют собой ориентиры, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы государственного управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе этих принципов организуется сам реальный процесс административного управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению административных управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого административного воздействия.

Принципы гражданской службы не являются застывшими догмами. С течением времени они совершенствуются и конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции государственного управления, которой придерживались в обществе в определенные моменты времени. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной застони лет административной аппаратной деятельности.

Основное значение принципов гражданской службы заключается в том, что они определяют правовое содержание, практическую организацию и реальное функционирование гражданской службы. Эти принципы отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой гражданской службы, но и системы государственных органов, определяют характер сложных взаимоотношений внутри этой системы.

Принципы гражданской службы объективно отражают ее сущность и наиболее важные черты. Они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности гражданских служащих, закрепляют их в нормах, входящих в социально-правовой институт гражданской службы.

Обычно принципы гражданской службы формулируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Формулировка и установление этих принципов зависят от избранной (действующей в стране) модели государственного управления, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

              Так же в научных источниках называются и другие принципы. Однако, не будучи зафиксированными в тексте Закона, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений гражданской службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали. Пройдя через государственную волю и получив свое выражение в законодательстве, установленные принципы имеют общеобязательную силу. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своей совокупности определяют функционирование и позитивные тенденции развития гражданской службы. Между тем каждый из них отражает строго определенную закономерность в организации гражданской службы и деятельности гражданских служащих.[2]

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

2.1. Законодательно закрепленные принципы построения и функционирование государственной гражданской службы

Публичное закрепление принципов гражданской службы происходит в различных законодательных и других нормативных правовых актах: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Кроме того, принципы гражданской службы, установленные в рамочном Федеральном законе <О системе государственной службы РФ> и Федеральном законе <О государственной гражданской службе РФ>, являются основой, эталоном для всех других правовых норм, которые будут приняты в будущем.

В Законе <О системе государственной службы РФ> сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:[3]

• федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• законность;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

• равный доступ граждан к государственной службе;

• единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

• взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

• открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

• профессионализм и компетентность государственных служащих;

• защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

В свою очередь в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» также имеются принципы функционирования, но уже «гражданской службы» (ст. 4), которых здесь восемь:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от поля, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.[4]

Естественно, что по большей части принципы в этих двух федеральных законах совпадают, но есть и некоторые различия, в том числе и терминологические. Так, в первом законе они обозначены как «принципы построения и функционирование государственной службы», тогда как во втором эти принципы названы «принципами гражданской службы». В целом последние принципы развивают и обогащают данный раздел государственного законодательства.

Помимо перечисленных выше принципов в двух федеральных законах, в реальной жизни гражданские служащие руководствуются еще вспомогательными принципами. По большей части они разбросаны в различных нормативных документах. Из всех принципов зафиксированных различных нормативных документов можно выделить только наиболее встречающиеся, такие как:[5]

•принцип оптимизации государственного управления, который заключается в совершенствовании управляемой и управляющей подсистем;

•принцип разумной управляемости, согласно которому обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;

•принцип делегирования полномочий, когда руководитель или вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;

•принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной — работник должен соответствовать должности, с другой —получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

•принцип автоматического замещения отсутствующего, при котором отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально;

•принцип первого руководителя, заключающийся в том, что контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, так как только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса;

•принцип единоначалия, при котором подчиненные должны получать приказания только от одного начальника;

•принцип эффективности организационной структуры, состоящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов;

•принцип единства доверия и проверки, сформулированный в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;

•принцип допустимости ошибки, который предусматривает правило: «Исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку;

•принцип основного звена предполагает, что не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе.

Информация о работе Принципы построения и функционирование государственной гражданской службы