Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа
Цель курсовой работы понять суть принципов в гражданской службе, дать определение принципам гражданской службе. Так же выяснить в каких правовых документах Российской Федерации принципы государственной гражданской службы закреплены, выделить их и проанализировать.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 6
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА 8
2.1. Законодательно закрепленные принципы построения и функционирование государственной гражданской службы 8
2.2. Закрепленные принципы в ФЗ <О системе государственной службы РФ> с практической стороны 12
2.3. Закрепленные принципы в ФЗ <О государственной гражданской службе РФ> с практической стороны 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Единство основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы. Например, в соответствии с группами государственных должностей гражданской службы установлены классные чины, в соответствии с которыми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные законом квалификационные требования. Кроме того, различные требования к государственным должностям гражданской службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов — в отношении гражданских служащих этих органов.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы изложен в главе 1, статье 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Муниципальная служба — это профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения и исполнению полномочий органов местного самоуправления. Она осуществляется в соответствии с Федеральными законами <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ> (2003 г.) и <Об основах муниципальной службы в РФ> (1998 г.). В Законе о гражданской службе сказано, что взаимосвязь гражданской службы с муниципальной обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы;
2) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
3) учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской службы и стажа гражданской службы в стаже муниципальной службы;
4) соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности и социальных гарантий;
5) соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы пока проработан недостаточно. Он не обеспечен необходимыми нормативными правовыми документами ни с одной стороны (государственного управления), ни с другой (муниципального управления). Руководители районного и регионального уровней государственного управления пытаются что-то здесь сделать, но в основном эти их инициативы пока далеки от требуемых решений. Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разработке данной проблемы.
Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих. Данный принцип тоже опирается на Конституцию РФ (часть 3, статья 15), в которой сказано, что все законы, а следовательно, и законы о государственной службе, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Поэтому граждане вправе знать положение в государственной службе. В средствах массовой информации должна освещаться практика деятельности этой государственной структуры, ее успехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.
В настоящее время официальной публикацией нормативных актов считается первое опубликование их полного текста в «Российской газете» или журнале «Собрание законодательства Российской Федерации». При этом федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за деятельностью государственной службы.
Следовательно, в законе впервые в нормативной форме закреплена обязанность государственных служащих предоставлять населению соответствующую информацию. В соответствии с части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем федеральный закон (статья 15) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоречивых требований нелегко. Все будет зависеть от общего прогресса на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере удастся совместить операциональные нужды государственной службы со стремлением граждан к большей осведомленности.
По содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, с другой - потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач.
Практика показывает, что для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо:
1) создать механизм учета мнения граждан;
2) сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц, управленческих структур;
3) обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации.
Принцип гласности с необходимостью выводит на факты коррупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмещении некоторыми государственными служащими государственных предпринимательских должностей, получении завышенных гонораров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться практика их деятельности, успехи и недостатки. Государственная служба не должна под прикрытием заботы о сохранении «государственной тайны» скрывать свои ошибки и недостатки.
Вместе с тем совершенно недопустимы надуманные, огульные обвинения государственных служащих в печати, по радио и телевидению, оскорбляющих достоинство многих работников государственной службы. Этому в значительной степени сопутствует и тот факт, что в нашем законодательстве не проведена в должной мере дифференциация должностей государственных служащих и должностей политических руководителей. Последние «прячутся» в нормативных документах за внешне индифферентными понятиями, такими как работающие на «государственных должностях», «представители нанимателя». Взяточничество и вымогательство политической элиты в значительной мере переносятся на государственных служащих. У нас, к сожалению, не проведено пока социологических исследований по выявлению первенства (приоритета) в коррупционных нарушениях этих двух частей государственной власти.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственной службы как высокозначимой деятельности по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных и субъектов Федерации государственных органов. Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Подготовленный человек располагает комплексом специальных знаний и соответствующих умений, приобретенных в результате углубленного общего и специального опыта работы. Государственную службу следует считать такой профессией, которая имеет значение для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Исполнение функций государственного аппарата управления является основным родом занятий государственного служащего.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Данный принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства, его законов и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то нормативными установлениями.
В Законе «О государственной гражданской службе РФ» в гарантиях (статья 52) под государственной защитой гражданского служащего и членов его семьи понимаются различные меры охраны от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке и на условиях, установленных федеральным законом. В нормативных документах пока мало внимания уделяется разработке форм ответственности руководителей за нарушение прав подчиненных, о применении к ним соответствующих санкций.
В последние годы меры защиты установлены для отдельных категорий государственных служащих. Например, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. в эту категорию были занесены судьи, должностные лица правоохранительных и контрольных органов.
В параграфе 2.1. мы отметили, что принципы Федеральных законах <О системе государственной службы РФ> и <О государственной гражданской службе РФ> в большинстве совпадают. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые очевидно имеют отношение к гражданскому обществу.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами пока относится к числу самых неразработанных проблем.
Как видно из названия принципа гражданская служба должна взаимодействовать с гражданским обществом. Основой реализации данного принципа являются положения статья 13 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Принцип взаимодействия гражданской службы с различными звеньями политической системы российского общества и использования различных форм демократии должен реализовываться на основе политической нейтральности гражданской службы и гражданских служащих. В этом Законе, в отличие от действовавшего раннее, речь идет уже о другой редакции данного принципа: взаимодействие - это ключевое слово для понимания практического значения.
Закон объявляет "политику вне гражданской службы". Гражданская служба основана на принципе внепартийности и отделения политических объединений от государства. Этот принцип имеет своей целью оградить гражданских служащих от влияния и контроля со стороны политических партий так, чтобы они могли эффективно работать независимо от того, какая политическая партия приходит к власти в результате выборов. Кроме того, принцип внепартийности защищает гражданских служащих от потери своих должностей по политическим мотивам в том случае, если одна партия встает на место другой у "кормила власти".
Взаимоотношения между гражданскими служащими и политическими партиями (отметим, и религиозными объединениями) определяют конституционные принципы свободы убеждений (ст. 29 Конституции РФ) и свободы совести (ст. 28 Конституции РФ). Из этого вытекает, что гражданские служащие пользуются:
- свободой совести, свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
- свободой принадлежности к политическим партиям;
- правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии.
Вместе с тем принцип внепартийности гражданской службы не допускает создания организаций каких-либо политических партий, общественных движений и объединений, преследующих политические цели.
Гражданские служащие независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Им запрещено официально или публично демонстрировать свою приверженность или принадлежность к указанным партиям или движениям.
Применительно к лицам, занимающим определенные должности гражданской службы, законом может быть предусмотрено приостановление или запрет членства в какой-либо партии, политическом общественном движении или ином общественном объединении, преследующем политические цели, а также запрет вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в каких-либо политических акциях.
Гражданские служащие не вправе каким-либо образом вмешиваться в политическую, богослужебную деятельность религиозных объединений, связанную с удовлетворением религиозных потребностей верующих.
В органах государственной власти не могут создаваться организации религиозных объединений. В официальных документах не должно быть указаний на вероисповедную принадлежность гражданских служащих.
В указанных органах не могут отправляться религиозные обряды, осуществляться религиозная или атеистическая пропаганда, распространяться предметы культа, религиозная литература.
Гражданские служащие не вправе демонстрировать свою приверженность или принадлежность к той или иной религии, конфессии, церкви и вместе с тем должны обеспечивать свободную деятельность всех религиозных объединений.
Взаимодействие с гражданами может проявляться в различных правовых и организационных формах. Например, гражданские служащие в своих контактах с гражданами должны руководствоваться положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Гражданские служащие должны обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, в общем порядке рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
Информация о работе Принципы построения и функционирование государственной гражданской службы