Принципы стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса стратегического планирования.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить сущность, цель и значение стратегического планирования на предприятии;
рассмотреть методы и приемы, используемые при исследовании стратегического планирования;
выявить роль стратегического планирования на предприятии;
определить основные направления развития стратегического планирования на предприятии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)


Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменений роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования.

Таким образом, стратегическое планирование очень актуально в  настоящее время. Компания, которая хочет не выживать, а жить, компания, которая хочет и умеет работать на рынке, должна быть готовой отреагировать на любые внешние изменения. И если она хочет работать успешнее, чем другие, то меняться нужно уже тогда, когда изменения еще не требуются. Правильная реакция на изменения – это лишь залог выживания, а вот умение их предвидеть – это уже возможность работать и получать прибыль. И только умение, и желание самостоятельно выстраивать и реализовывать изменения является надежным и верным ключом к заветной двери успеха. Именно этому и служит стратегическое планирование на предприятии.

Объектом данной работы является организация стратегического планирования на предприятии. Предметом принципы стратегического планирования.

Целью исследования является изучение процесса стратегического планирования.

В соответствии с целью  работы поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность, цель и значение стратегического планирования на предприятии;
  • рассмотреть методы и приемы, используемые при исследовании стратегического планирования;
  • выявить роль стратегического планирования на предприятии;
  • определить основные направления развития стратегического планирования на предприятии.

Объем и структура  работы. Работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты в исследовании стратегического планирования

    1. Сущность, цель и значение стратегического планирования

В настоящее время  существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

Стратегия - это генеральная  программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения [11].

«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей» [2]. Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию» . B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

Сущность стратегического  планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического  планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического планирования лежат стратегические решения [3]. 
       Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

  1. ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
  2. сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
  3. связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

    • реконструкцию предприятия;
    • внедрение новшеств (новая продукция; новые технологии);
    • организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
    • выход на новые рынки сбыта;
    • приобретение, слияние предприятий и т.д.

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур [7]. 
По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического планирования.

Цели стратегического планирования можно определить как желаемые результаты деятельности. Эффективное управление обычно основано на установлении системы целей, которые могут быть достигнуты в результате выполнения плана. В качестве основополагающих выделяют цели удовлетворения трех групп участников деятельности фирмы - потребителей, собственников и работников. Причем, как показывает практика ведущих фирм, эти цели должны быть сбалансированы. Недостаточное внимание к одной из них неминуемо сказывается на результатах деятельности фирмы в целом, поскольку эти три группы целей тесно взаимосвязаны между собой. 
Кроме целей участников выделяют основные или общесистемные цели, которые связаны с предыдущими и одновременно выражают желаемые результаты деятельности.

П. Друкер выделяет семь важнейших  областей общесистемного целеполагания: рентабельность; производительность; ответственность перед обществом; нововведения; положение на рынке; материальные и финансовые ресурсы; установки и результативность руководства.

Далее общесистемные цели могут  быть разукрупнены или выражены в  конкретных показателях: объема продаж или выручки от реализации; темпов роста прибыли, в том числе общего размера валовой прибыли, прибыли от реализации, нормы прибыли; показателях производительности труда, оборачиваемости капитала, отдачи основного капитала; показателях доли рынка, конкурентоспособности; показателях эффективности управления и др. 
Основные цели образуют фундамент для установления целей по ключевым функциональным подсистемам фирмы, таким как маркетинг, производство, разработки, персонал, финансы.

Таким образом, фирма в долгосрочной и текущей перспективе устанавливает не одну, а множество целей, которые имеют определенную иерархию и которые в процессе стратегического управления необходимо некоторым образом упорядочить, классифицировать или ранжировать. Одним из широко распространенных методов постановки и упорядочения целей является метод построения дерева целей, который позволяет ранжировать цели по нескольким уровням.

Дерево целей может быть построено  по временному или функциональному  признаку. В первом случае целью первого уровня является долговременная стратегическая цель. Далее она распадается на среднесрочные цели, которые, в свою очередь, делятся на краткосрочные цели. Во втором случае главная цель распадается на отдельные функциональные цели (финансы, маркетинг, кадры и т.д.) и далее на конкретные задачи.

В литературе по менеджменту определяются основные требования к формулировке целей стратегического планирования [18].

Цели должны быть:

  • ясными и конкретными;
  • определенными по времени и территории;
  • напряженными, но реальными;
  • распределяемыми по ответственности за исполнение;
  • по возможности количественно измеряемыми.

В некоторых случаях, в особенности в крайне нестабильных и непредсказуемых условиях внешней  среды, количественно определить цели представляется достаточно сложным. Кроме того, часто невозможно установить жесткую причинно-следственную связь между экономическими явлениями. Поэтому некоторые фирмы устанавливают цели на качественном уровне либо используя вероятностные оценки достижения каждой цели.

В последние годы особенно возросло значение стратегического  планирования, целью которого является разработка стратегических решений  и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.

Благодаря стратегическому  планированию предприятие может  с необходимой точностью оценить  свои потенциальные возможности, разработать  соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

 

    1. Методы и приемы используемые в исследовании

Под методом стратегического  планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования [8]. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

  • экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
  • метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
  • метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
  • балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
  • экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
  • метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

Информация о работе Принципы стратегического планирования