Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:17, курсовая работа
Целью исследования является изучение процесса стратегического планирования.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
изучить сущность, цель и значение стратегического планирования на предприятии;
рассмотреть методы и приемы, используемые при исследовании стратегического планирования;
выявить роль стратегического планирования на предприятии;
определить основные направления развития стратегического планирования на предприятии.
Введение
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменений роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования.
Таким образом, стратегическое планирование очень актуально в настоящее время. Компания, которая хочет не выживать, а жить, компания, которая хочет и умеет работать на рынке, должна быть готовой отреагировать на любые внешние изменения. И если она хочет работать успешнее, чем другие, то меняться нужно уже тогда, когда изменения еще не требуются. Правильная реакция на изменения – это лишь залог выживания, а вот умение их предвидеть – это уже возможность работать и получать прибыль. И только умение, и желание самостоятельно выстраивать и реализовывать изменения является надежным и верным ключом к заветной двери успеха. Именно этому и служит стратегическое планирование на предприятии.
Объектом данной работы является организация стратегического планирования на предприятии. Предметом принципы стратегического планирования.
Целью исследования является изучение процесса стратегического планирования.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Объем и структура работы. Работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты в исследовании стратегического планирования
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
Стратегия - это генеральная
программа действий, выявляющая приоритеты
проблем и ресурсы для
«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей» [2]. Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию» . B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического
планирования связан с реализацией
выбранной стратегии, в ходе которой
может происходить
По своему предметному
содержанию стратегическое планирование
обращается лишь к основным, базисным
процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание
не столько наличным ресурсам и процессам,
сколько возможностям наращивания стратегического
потенциала предприятия. В основе стратегического
планирования лежат стратегические решения
[3].
Стратегические решения
- это управленческие решения, которые:
К числу стратегических решений можно отнести:
Стратегическое планирование
- это логическая последовательность
нескольких этапов, включающих совокупность
процедур [7].
По своему характеру их можно объединить
в две группы: стратегический анализ (анализ
внешней среды, внутрифирменный анализ,
анализ сильных и слабых сторон фирмы)
и стратегическое проектирование (определение
миссии, определение стратегического
положения, установление целей, планирование
реализации стратегии). Следует отметить,
что последовательность отдельных процедур
зависит от стадии жизненного цикла фирмы,
от наличия предыдущего стратегического
плана, но, в конечном счете, все они в совокупности
составляют замкнутый цикл стратегического
планирования.
Цели стратегического
Кроме целей участников выделяют основные
или общесистемные цели, которые связаны
с предыдущими и одновременно выражают
желаемые результаты деятельности.
П. Друкер выделяет семь важнейших областей общесистемного целеполагания: рентабельность; производительность; ответственность перед обществом; нововведения; положение на рынке; материальные и финансовые ресурсы; установки и результативность руководства.
Далее общесистемные цели могут
быть разукрупнены или выражены в
конкретных показателях: объема продаж
или выручки от реализации; темпов роста
прибыли, в том числе общего размера валовой
прибыли, прибыли от реализации, нормы
прибыли; показателях производительности
труда, оборачиваемости капитала, отдачи
основного капитала; показателях доли
рынка, конкурентоспособности; показателях
эффективности управления и др.
Основные цели образуют фундамент для
установления целей по ключевым функциональным
подсистемам фирмы, таким как маркетинг,
производство, разработки, персонал, финансы.
Таким образом, фирма в долгосрочной и текущей перспективе устанавливает не одну, а множество целей, которые имеют определенную иерархию и которые в процессе стратегического управления необходимо некоторым образом упорядочить, классифицировать или ранжировать. Одним из широко распространенных методов постановки и упорядочения целей является метод построения дерева целей, который позволяет ранжировать цели по нескольким уровням.
Дерево целей может быть построено по временному или функциональному признаку. В первом случае целью первого уровня является долговременная стратегическая цель. Далее она распадается на среднесрочные цели, которые, в свою очередь, делятся на краткосрочные цели. Во втором случае главная цель распадается на отдельные функциональные цели (финансы, маркетинг, кадры и т.д.) и далее на конкретные задачи.
В литературе по менеджменту определяются
основные требования к формулировке
целей стратегического
Цели должны быть:
В некоторых случаях, в особенности в крайне нестабильных и непредсказуемых условиях внешней среды, количественно определить цели представляется достаточно сложным. Кроме того, часто невозможно установить жесткую причинно-следственную связь между экономическими явлениями. Поэтому некоторые фирмы устанавливают цели на качественном уровне либо используя вероятностные оценки достижения каждой цели.
В последние годы особенно возросло значение стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.
Благодаря стратегическому
планированию предприятие может
с необходимой точностью
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования [8]. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов: