Принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Требования постоянного улучшения качества, положенные в основу восьмого принципа менеджмента качества (ISO/FDIS 9000:2000), подкрепленные процессным подходом и направленные на удовлетворение заинтересованных сторон (в первую очередь потребителя), становятся парадигмой. В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основные принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях……………………………………………………………….4
3. Заключение……………………………………………………………….10
4. Список используемой литературы……………………………………...11

Файлы: 1 файл

контрольная МСУК.docx

— 29.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Управление качеством (221400.62) »

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

По дисциплине: «Международный стандарт управления качеством».

На тему: «Принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях»

Вариант № _3______________________

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент _2___ курса

_____3______ семестр

Группа № 3211047039

Зачетка № 32111363

 

   Январь  , 2013

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Основные принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях……………………………………………………………….4
  3. Заключение……………………………………………………………….10
  4. Список используемой литературы……………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

Всеохватывающей целью менеджмента  должны

быть системы, в которых  каждый может 

получать удовольствие от своей работы.

Эдвард Деминг

 

Идея постоянного улучшения  деловой активности компаний, процессов, качества продукции и систем менеджмента  качества активно разрабатывалась начиная с 50-х годов многими специалистами (Фейгенбаумом, Джураном, Кросби, Демингом, Исикавой, Тагути и др.).

Требования постоянного  улучшения качества, положенные в  основу восьмого принципа менеджмента  качества (ISO/FDIS 9000:2000), подкрепленные  процессным подходом и направленные на удовлетворение заинтересованных сторон (в первую очередь потребителя), становятся парадигмой. В настоящее время  необходимость постоянного улучшения  признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в  структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать  целью каждого в отдельности  и организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях

Система менеджмента качества – совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена  для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности  организации на отечественном и  мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

Стандарт ИСО 9000 определяет 8 основных принципов системы менеджмента  качества, на которых она базируется:

Ориентация на потребителя

Лидерство или роль руководства

Вовлечение персонала  компании

Процессный подход

Системный подход

Постоянное улучшение

Принятие решений, основанное на фактах

Взаимовыгодные отношения  с поставщиками

Мероприятия по улучшению  СМК разрабатываются в рамках реализации одного из принципов, сформулированных стандартами ISO серии 9000:2000 – непрерывного улучшения менеджмента качества. Данные стандарты приводят принцип  постоянного улучшения и методологию  его реализации.

В ISO 9001:2000 сформулированы требования постоянного улучшения, в которых  говорится о том, что организация  должна неуклонно принимать меры, которые необходимы для достижения поставленных целей и запланированных  результатов и идти по пути непрерывного улучшения процессов производства.

реализация принципа непрерывного улучшения должна обеспечивать повышение  результативности системы менеджмента качества, о чем сказано в разделе 8.1 «Общих положений стандарта ISO 9001:2000». А в разделе 8.4 «Анализ данных» говорится о том, что организации следует заниматься определением, сбором и анализом данных для оценки той области, в которой возможно осуществление постоянного улучшения результативности СМК.

Это означает, то улучшение  системы менеджмента качества должно проходить не везде и всегда. Поиск путей и направления улучшения, повышения результативности СМК производится на уровне всей организации. На этом же уровне следует планировать мероприятия по улучшению СМК, а реализовываются они уже на уровне процессов. Таким образом, мероприятия по улучшению системы менеджмента качества применяются только к некоторым участкам, что дает улучшение для всей системы в целом. В этом заключается системный подход, и критерии оценки улучшения находятся на системном уровне, а не на уровне процессов.

Сейчас во многих странах  очень подробно разрабатываются  практические подходы к реализации идей постоянного улучшения. В проектах стандартов ИСО серии 9000:2000 (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004) постоянно подчеркивается необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества . Каковы же основные аспекты постоянного улучшения, приведенные в проектах МС ИСО серии 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 версии 2000 г.

В проекте МС ИСО 9000:2000 подчеркивается, что:

1) одним из восьми принципов  менеджмента качества, определяющих  стратегические цели организации,  является постоянное улучшение; 

2) успешное функционирование  организации может быть результатом  внедрения системы менеджмента качества, которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения;

3) система менеджмента  качества может обеспечить основу  для постоянного улучшения и  удовлетворения потребителей;

4) статистические методы  могут применяться для определения  изменчивости (вариабельности) процессов  и их результатов, что является  основой для постоянного улучшения  СМК.

Назовем наиболее важные положения  по постоянному улучшению в проекте  МС ИСО 9001:2000.

1. Высшее руководство  должно продемонстрировать свою  приверженность к разработке  и улучшению СМК (п. 5.1).

2. Высшее руководство  должно обеспечить, чтобы политика  в области качества включала  приверженность к выполнению  требований и постоянному улучшению  (п. 5.3).

3. Высшее руководство  должно обеспечить планирование  качества, которое должно включать  постоянное улучшение СМК (п. 5.4.2).

4. Результаты анализа  СМК руководством должны включать  действия, относящиеся к улучшению  СМК и ее процессов (п. 5.6.3 ).

5. Организация должна  определять и своевременно обеспечивать  необходимые ресурсы для внедрения  и улучшения процессов СМК  (п. 6.1).

6. Организация должна  определить, спланировать и внедрить  действия по измерению и контролю, необходимые для обеспечения  соответствия и достижения улучшений  (п. 8.1). Это включает определение  потребности в использовании  применяемых методов, включая  и статистические.

7. Организация должна  определять, собирать и анализировать  соответствующие данные по определению  пригодности и результативности  СМК и выявлению возможности  улучшений (п. 8.4).

8. Организация должна  способствовать постоянному улучшению  СМК путем внедрения политики  в области качества, результатов  аудиторских проверок, анализа данных, корректирующих и предотвращающих  действий и анализа СМК со  стороны руководства (п. 8.5.1).

9. Рекомендуется применение  цикла улучшения (Деминга - Шухарта).

В проекте МС ИСО 9004:2000 наряду с тем, что процесс постоянного  улучшение должен использоваться как  инструмент для улучшения внутренней эффективности и результативности, а также для удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон (п. 8.5.4), в приложении Б описана методология постоянного улучшения. В последней версии приложение Б озаглавлено не "Методология постоянного улучшения", а "Процесс постоянного улучшения". В соответствии с этой методологией существуют два фундаментальных подхода к действиям по улучшению:

а) крупные "прорывные" проекты улучшения, ведущие к  пересмотру существующих процессов  или внедрению новых, обычно осуществляемых многопрофильными (межфункциональными) группами вне обычных операций;

б) пошаговое постоянное улучшение, проводимое обычными рабочими группами в пределах существующих процессов.

Очень интересен подход к  разработке модели постоянного улучшения  Школы бизнеса Портсмутского университета, который учитывает сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса Великобритании.  Для разработки модели в университете Портсмута были проведены исследования проблем, связанных с постоянным улучшением, и выполнено тщательное обследование 18 организаций с целью изучения эффективности практики создания условий для проведения и сохранения улучшения. Организации выбирались из числа тех, которые демонстрируют активный подход к улучшению качества и используют либо самооценку, либо активно применяют инструменты качества.

Модель основывается на следующих  десяти ключевых критериях, которые  являются важным фундаментом, необходимым  для создания и поддержания постоянного  улучшения:

• конкретные обязательства  высшего руководства и его  активное участие в деятельности организации, в том числе в  области постоянного улучшения;

• эффективное руководство  и конкретные обязательства, демонстрируемые  руководителями на всех уровнях;

• нацеленность на потребности  заинтересованных сторон;

• объединение деятельности по постоянному улучшению в стратегические цели во всей организации, за ее пределами  и на всех уровнях;

• установление культуры для  постоянного улучшения, способствующей новаторству и творчеству;

• нацеленность на процессы, особенно на процессы, критические  для качества;

• нацеленность на работу с  персоналом по четырем направлениям: участие персонала в работе по постоянному улучшению, делегирование  полномочий, групповая работа и создание групп по постоянному улучшению, обучение и повышение квалификации;

• стандартизация достижений в рамках документированной СМК;

• создание системы измерений  и обратной связи;

• извлечение уроков из результата постоянного улучшения.

Модель предлагает простой, но целостный подход, чтобы проанализировать, присутствуют ли в организации фундаментальные  элементы для постоянного улучшения. Модель обеспечивает не только создание, но и сохранение улучшения. Она требует  приложения усилий, и если таковые  отсутствуют, то независимо от того, насколько  хорошо учтены остальные критерии, долгосрочного улучшения не произойдет.

Сравнивая модель постоянного  улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета с восьмью принципами менеджмента качества (ISO/FDIS 9000:2000), можно сделать вывод об общности подходов портсмутской модели и системы менеджмента качества (восемь принципов ИСО серии 9000:2000). При этом очевидно, что не только шестой, но и остальные семь принципов менеджмента качества непосредственно влияют на постоянное улучшение.

Особая роль в достижении постоянного улучшения может  быть отведена седьмому принципу - принципу принятия решения на основе анализа  данных, который декларирует, в том  числе, необходимость широкого применения методов инжиниринга качества.

То есть, к улучшению  системы менеджмента качества приводят не постоянное улучшение абсолютно всех процессов на предприятии, а работа по улучшению только выбранных, после тщательного анализа, участков. Потому что процессы в производстве не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, вытекают один из другого или имеют тесную взаимосвязь между собой. И принятие решений о внесении изменений должно тщательно взвешиваться с позиции их влияния на результативность всей системы.

Такой подход к проведениям  мероприятий по улучшению системы менеджмента качества позволяет рационально использовать финансовые средства, выделяемые для этой цели – не распылять их на улучшение всех процессов, а направить усилия и деньги на нужный участок. Это подобно тому, как для повышения грузоподъемности цепи, мы стали бы усиливать все звенья цепи, тогда, как целесообразно было бы наладить только одно слабое звено.

Концентрация усилий на одном, критическом участке имеет следующие  два преимущества. Во-первых, максимальный эффект достигается минимумом средств. А во-вторых, в ходе проведений мероприятия  по улучшению данной компоненты, выявляется ее влияние на всю систему, что  помогает выявить наиболее важные процессы в организации и СМК.

Для управления организацией целесообразно оперировать системой из четырех групп показателей: удовлетворенность  персонала; результативность и эффективность  внутренних бизнес-процессов; удовлетворенность  потребителей; финансовые результаты. Последние — это только "вершина айсберга", его надводная часть. Обеспечивает же получение желаемых финансовых результатов только удовлетворенный персонал посредством оптимизированных процессов, направленных на удовлетворение потребителя! Выход результативных и эффективных процессов — продукция или услуга того качества, за которое организации платят ее потребители.

Поэтому руководителю при  формулировании видения и разработке стратегии развития организации  надо поставить цели и задачи, спланировать действия, определить критерии оценки выполнения работ для достижения поставленных целей по каждой из четырех  групп показателей.

Информация о работе Принципы улучшения систем менеджмента качества в организациях