Введение
Управление
появилось вместе с людьми. Оно
выделилось и обособилось в самостоятельный
вид деятельности в процессе разделения
и кооперации труда, что обусловило
необходимость организации, координации
и согласования деятельности людей
в общественном производстве. Там, где хотя
бы два человека объединялись в стремлении
достичь какой-либо общей цели, возникала
задача координации их совместных действий,
решение которой кто-то их них должен был
брать на себя. При этом один становился
руководителем, т.е. управляющим, а другой
– его подчиненным, т.е. управляемым.
Впервые проблему
управления взялись решить древние
египтяне. Около 6 тыс.лет назад они
признали необходимость целенаправленной
организации деятельности людей, ее
планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос
о децентрализации управления.
Примерно в
то же время в соседнем Вавилоне
царь Хаммурапи применял для нужд
управления и контроля письменные документы
на глиняных табличках и свидетельские
показания, признал недопустимым перекладывание должностными лицами
ответственности на своих подчиненных,
законодательно установил уровень зарплаты.
На глиняных
табличках, датированных третьим тысячелетием
до нашей эры, записаны сведения о
коммерческих сделках и законах
Древней Шумерии, что также свидетельствует о наличии
там практики управления.
Определенный
вклад в теорию управления был
внесен в эпоху античности, за 400
лет до н.э. Сократ сформулировал
принцип универсальности управления. Его современник – персидский
царь Кир выдвинул идею о необходимости
специальных исследований причин, побуждающих
людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал
также проблему обработки управленческой
информации и составления планов. Чуть
позже в Греции занимались изучением метода
выполнения трудовых операций и обеспечения
их ритмичности. Платон сформулировал
принцип специализации.
В 325 г. до н.э. Александр
Македонский создал впервые штаб как центр управления
боевыми действиями.
В древности
организации имели определенную
структуру, в которой выделялись
уровни управления. Существовали и
крупные политические организации, руководителями
которых являлись короли и генералы. Были
также и управляющие, хранители житниц,
погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы
территорий и казначеи, которые помогали
обеспечивать деятельность этих организаций.
Шли годы, управление
многими организациями становилось более четким и сложным, а сами
организации – сильными и устойчивыми.
Примером может служить Римская империя,
которая просуществовала сотни лет. Римские
легионы, отличавшиеся четкой структурой
управления, состоящей из генералов и
офицеров, подразделением армии и девизии,
шли победным маршем через плохо организованные
европейские страны, государства Среднего
Востока. Завоеванные территории отдавались
под управление губернаторов, подчинявшихся
Риму, строились дороги, чтобы установить
связь с Римом.
Почти все формы
современного управления можно проследить
в древних организациях, хотя их
характер и структура управления
существенно отличалась от сегодняшних.
В эпоху рабовладения
также имели место элементы управления,
однако преобладали методы прямого принуждения
и страха наказания в качестве главных
средств побуждения к труду.
В дальнейшем, с
развитием общественного производства,
такой труд обнаружил органически
присущую ему неэффективность. Его заменила система
наемного труда зарождающейся буржуазной
эпохи. Она основывалась на использовании
принципиально иного, опосредованного
механизма принуждения, применявшего
материальные стимулы и экономические
рычаги в управлении трудом. Возникший
свыше 250 лет назад в ряде стран Западной
Европы торговый капитализм имел совсем
иную основу – денежный капитал. Вместо
прямых и грубых форм принуждения к труду
при капитализме формировался и повсеместно
использовался рыночный механизм, действовавший
на базе обмена меновыми стоимостями
и предполагавший формальную личную независимость
и равенство обменивающихся сторон.
Хотя управленческая
практика развивается с древних
времен, до 20 века, вероятно, никто не
задумывался над тем, как управлять
ими системно. Людей в основном интересовало,
как заработать больше денег, завоевать
политическую власть, но не как управлять
организациями.
В начале 19 века
английский исследователь Р. Оуэн много
времени посвятил проблемам достижения
целей организации с помощью других людей.
Он предоставлял рабочим приличное жилье,
улучшал условия их работы, разрабатывал
системы оценки результатов их труда и
путем дополнительных выплат стимулировал
хорошую работу. Эти реформы явились уникальным
прорывом в суть человеческого восприятия
действительности и роли руководителя.
Но несмотря на это, бизнесмены того времени
видели мало здравого смысла в реформах
Р. Оуэна, ни один из них не последовал
его примеру, так как у них отсутствовал
интерес к управлению.
В связи с
этим менеджмент выделился в самостоятельную область
человеческих знаний, науку лишь на рубеже
19 – 20 веков.
Американец
Джозеф Вартон в 1881 году впервые
разработал курс менеджмента для
преподавания в колледже. Американский
инженер Ф.Тейлор в 1911 году опубликовал
свою книгу «Принципы научного менеджмента»,
которая вызвала всеобщий интерес и в
которой управление впервые признано
наукой и самостоятельной областью исследования.
Это были первые работы, в которых сделана
попытка научного обобщения накопленного
опыта и формирования основ научного управления.
Они явились ответом на потребности промышленного
развития, которое все больше приобретало
такие специфические черты, как массовое
производство и массовый сбыт, ориентация
на рынки большой емкости и крупномасштабную
организацию в форме мощных корпораций
и акционерных обществ. Организации –
гиганты испытывали острую необходимость
в рациональной организации производства
и труда, в четкой и взаимосвязанной работе
всех подразделений и служб, менеджеров
и исполнителей в соответствии с научно
обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Основной силой,
которая первоначально подстегнула
интерес к управлению, явилась
промышленная революция в Англии.
Однако идея о том, что управление
может внести существенный вклад
в развитие и успех организации, впервые зародилась
в Америке, которая стала родиной современного
управления. В начале 20 века, в период бурного
развития, Соединенные Штаты были практически
одной страной, где человек, преодолев
трудности, связанные с его происхождением,
национальностью, мог проявить инициативу
и личную компетентность. Миллионы европейцев
иммигрировали в Америку, создав тем самым
огромный рынок рабочей силы. Соединенные
штаты почти с самого своего возникновения
серьезно поддерживали идею образования
для всех желающих, что способствовало
росту числа людей, интеллектуально способных
выполнять различные роли в бизнесе и
управлении. Трансконтинентальные железнодорожные
линии превратили в Америку в самый крупный
единый рынок в мире. В то время как практически
не существовало государственного регулирования
в бизнесе, поэтому предприниматели, которые
добивались успеха, становились монополистами.
В результате создавались крупные отрасли
и предприятия, для управления которыми
требовались формализованные способы.
Таким образом, появление менеджмента
связано со следующими условиями:
- Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;
- Возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
- Развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;
- Появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника – предпринимателя;
- Рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами;
- Попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;
- Желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.
Общие
принципы управления персоналом
Теория и
практика менеджмента постоянно
развиваются. Этот процесс непрерывен, так как меняются цели, стратегия
и способы организации, накапливается
опыт деятельности.
Можно выделить
четыре основные сложившиеся школы
менеджмента:
- Школа научного управления.
- Административная, или классическая школа.
- Школа человеческих отношений.
- Математическая школа управления.
Школа научного
управления зародилась с появлением
работ Фредерика Уинслоу Тейлора.
По словам Драккера, «тейлоризм – это
скала, на которой мы воздвигаем нашу
дисциплину». Система Тейлора заложила
основы научной организации труда через «создание многочисленных
правил, законов и формул, которые заменяют
личное суждение работника и которые могут
быть с пользой применяемы только после
того, как будет произведен систематический
учет, измерение их действия». Тейлор ввел
расчленение трудового процесса на отдельные
элементы с целью их анализа и наилучшего
освоения. Применительно к оплате труда
он сформулировал, например, следующие
принципы: установление расценок должно
быть основано на точном знании; расценки
должны быть единообразны; заработная
плата выплачивается человеку, а не месту;
заработная плата, основанная на точном
знании, создает лучших рабочих, пробуждает
интерес рабочих и предпринимателей к
сотрудничеству. Наряду с Тейлором основы
научной школы определили работы Френка
и Лилии Гилберт, Генри Ганта. Они разработали
элементы научной организации труда на
уровне отдельных движений и операций.
Основные направления
деятельности школы:
- Анализ элементов трудовых процессов;
- Разработка принципов подбора работников;
- Разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;
- Разработка систем стимулирования труда.
Административная,
или классическая, школа управления
основывается на создании универсальных
принципов управления, реализация которых
ориентирована на успех. Первыми
представителями этой школы являются Эмерсон,
Файоль, Вебер, Форд, Богданов, Гастев.
Основные направления
деятельности школы:
- Развитие принципов управления;
- Описание функции управления;
- Систематизация управления организацией.
Гаррингтон
Эмерсон сформулировал важнейшие
принципы повышения производительности
труда на предприятии: «Истинная производительность
всегда дает максимальные результаты
при минимальных условиях, напряжение,
наоборот, дает довольно крупные результаты
лишь при усилиях ненормальных. Напряжение
и производительность – это не только
не одно и то же, но и вещи прямо противоположные.
Работать напряженно – значит прилагать
к делу максимальные усилия; работать
производительно – значит прилагать к
делу усилия минимальные». Основные принципы
Эмерсона: отчетливо поставленные цели;
здравый смысл; компетентная консультация;
дисциплина; справедливое отношение к
персоналу; быстрый, надежный, полный,
точный и постоянный учет; диспетчирование;
нормы и расписание; нормализация условий;
нормирование операций; стандартные письменные
инструкции; вознаграждение за производительность.
Анри Файоль
(выдающийся французский администратор
и предприниматель) основное свое внимание
концентрировал на управленческих кадрах:
« управлять – вести предприятие
к его цели, извлекая максимальные возможностииз всех имеющихся
в распоряжении ресурсов». Его базовые
принципы управления предусматривали
следующие положения: власть не отделима
от ответственности, разделение труда
пери специализации, единство распоряжения,
дисциплина, единство руководства, подчинение
индивидуальных интересов общим, вознаграждение,
централизация, иерархия, порядок, справедливость,
устойчивость персонала, инициатива, корпоративный
дух. Анри Файоль подчеркивал, что управление
не является исключительной привилегией
директоров, эта функция выполняется на
всех уровнях организации и касается в
определенной степени всех работающих,
включая рабочих.
Деятельность
Генри Форда ориентировались
на крупные промышленные комплексы.
Он сформулировал для них следующие
организационные принципы: вертикальное управление
комплексом предприятий, ориентированных
на выпуск единого конечного прооудкта;
массовое производство, обеспечивающее
меньшую стоимость изделий, лучшее удовлетворение
массового спроса и большую прибыль; развитая
стандартизация, четкое разделение труда
при конвейерной организации производства;
постоянное совершенствование управления
производством.
Александр Александрович
Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятие обратной
связи, управляемой и управляющей систем.
В его работе «Всеобщая организационная
наука» систематизированы закономерности
организационных систем различной природы
(живой и мертвой).