Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределённости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа организации процесса принятия управленческих решений на предприятии и формулировка рекомендаций по оптимизации данного процесса.
Задачи работы:
1) анализ теоретических основ организации процесса принятия управленческих решений на предприятии;
2) анализ механизма и методов принятия управленческих решений в менеджменте;
3) подробно рассмотреть организацию процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «Ассорти»;
4) формулировка рекомендаций для предприятия ООО «Ассорти» по оптимизации процесса принятия решений.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 188.04 Кб (Скачать файл)

3.Процесс принятия управленческого решения. Методы принятия решений

     Важнейший шаг на пути решения проблемы – это определение проблемы, диагноз полный и правильный. Существует два определения проблемы. 
     Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнут. О проблеме узнают потому, что не случается то, что должно было случиться. Например, мастер может установить, что произ-водительность на его участке ниже нормы. Это реактивное управление, его необходимость очевидно. Но ограничивать таким ведением проблем недопустимо. 
     Согласно другому определению, проблему можно рассматривать как потенциальную возможность. Это, например, активный поиск способов повышения производительности какого-то подразделения, даже когда она и так высока. В этом случаи проблему осознают, когда понимают, что кое-что можно сделать для улучшения дел или для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Так поступают предприимчивые менеджеры. 
     Полностью определить проблему трудно, поэтому диагностика проблемы сама по себе часто становиться процедурой, имеющих несколько шагов с принятием промежуточных решений.               . 
     Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятия решений является основой управления.  
     Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.                .    
     На стадии подготовки управленческого решения проводиться эконом-ический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.                  . 
     На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтер-нативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариан-тных расчетов; производиться отбор критериев выбора оптимального реше-ния; выбор и принятие наилучшего решения. 
     На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнения, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимально результата в конкретных условиях и обстоятельствах. 
     Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитив-ными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.[6.c.8-13.]    . 
     Принимаемые решения должны основаться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководи-тели обязаны постепенно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.                            . 
   Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческий решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современных крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономических методов. 
             Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной структуры процесса принятия решений и использование различных методов и моделей принятия решений. 
           Моделирование широко используется для принятия решений. Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования в экономике, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее. 
     В науке управления используются следующие модели: -теория игр; модели теории очередей; -модели управления запасами; -модель линейного программирования; -транспортные задачи; -имитационное моделирование;

-сетевой анализ; -экономический анализ. [10. c.729.]           . 
     Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д. Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность. 
    Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания исполь-зуются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания (резервирование билетов по теле-фону, обслуживание клиентов в банке, количество разгрузочных площадок на складах и т.д.) . Используются для уравновешивания расходов на допол-нительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального. Например, если клиент в банке слишком долго ждет своей очереди на обслуживание, у него может возникнуть желание поменять банк. Следовательно, необходимо увеличить численность персонала, обслужи-вающего клиентов. На сколько человек необходимо увеличить численность поможет модель теории очередей.             . 
      Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели оптимизация запасов на пред-приятии. Чрезмерное их накопление хотя помогает избежать потерь, обус-ловленных их нехваткой, во многих случаях сводит к минимуму издержки на размещение заказов, так как они размещаются в больших количествах, но также ведет к дополнительным издержкам на хранение, перегрузку, потери от порчи, уменьшение оборотных средств, что уменьшает мобильность пред-приятия в принятии решений при возникновении новой ситуации на рынке. 
     Модели линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Данный вид модели наиболее распространен на промышленных предприятиях. Он заключается в том, что помогает макс-имизировать прибыль при наличии одного нескольких ресурсов, каждый из которых используется для производства нескольких видов товара. Обычно при решении оптимизации данного типа моделей обычно используется Симплекс-метод. 
   Транспортные задачи – это задачи, с помощью которых оптимизируется доставка ресурсов при наличии нескольких пунктов отправки и нескольких пунктов получения при различной стоимости доставки в различные пункты. Является частным видом задач линейного программирования. 
     Имитационное моделирование означает процесс создания модели и ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации. Имитация используется в ситуациях, слишком сложных для математических методов типа линейного программирования.                 Экспериментируя на модели системы, можно установить, как она будет реагировать на определенные изменения или события, в то время, когда отсутствует возможность наблюдать эту систему в реальности. 
    Сетевой анализ. Из сетевого анализа в основном используется теория графов. Теория графов позволяет составлять оптимальные графики осуществления различных проектов. Это позволяет минимизировать как время осуществления проекта, так и затраты по нему. 
     Экономический анализ один из самых распространенных методов моделирования, хотя он и не воспринимается как моделирование. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Экономический анализ включает в себя анализ безубыточности, определение прибыли на инвестированный капитал, величину чистой прибыли на данный момент времени и т.д. эти модели широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете. 
          При принятии решения вне зависимости от применяемых моделей существуют некоторые правила принятия решений. Правило принятия решения – это критерий, по которому выносится суждение об оптимальности данного конкретного исхода. Существует два типа правил. Один не исполь-зует численные значения вероятных исходов, второй – использует данные значения. 
     К первому типу относятся следующие правила принятия решений: 
     Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов. Данный метод очень оптимистичен, то есть не учитывает возможные потери и, следовательно, самый рискованный. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход. Данный метод в большей степени учитывает отрицательные моменты различных исходов и является более осторожным подходом к принятию решений. 
    Минимаксное решение – это решение, при котором минимизируются максимальные потери. Это наиболее осторожный подход к принятию решений и наиболее учитывающий все возможные риски. Под потерями здесь учитываются не только реальные потери, но и упущенные возможности. 
     Критерий Гурвича. Данный критерий является компромиссом между максиминным и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных. 
     Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возник-новения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания.      При данных методах обычно составляется таблица доходов, в которой указываются все возможные варианты доходов и вероятности их наступления.    При использовании правила максимальной вероятности соответственно выбирается по одному из правил первого типа один из исходов, имеющий максимальную вероятность. При использовании правила оптимизации математических ожиданий, высчитываются математи-ческие ожидания для доходов или потерь и затем выбирается оптимальный вариант. Так как значения вероятностей со временем изменяются, при приме-нении правил второго типа обычно используется проверка правил на чувст-вительность к изменениям вероятностей исходов. Кроме того, для опреде-ления отношения к риску используется понятие полезности. То есть для каж-дого возможного исхода кроме вероятности рассчитывается полезность дан-ного исхода, которая также учитывается при принятии решений. 
     Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы: 
платежная матрица; дерево решений; методы прогнозирования. 
     Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вари-антов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим. 
     В целом платежная матрица полезна, когда: 
     Имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов страте-гии для выбора между ними. То, что может случиться, с полной опреде-ленностью не известно.                        .   
    Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место. Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности. 
     Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности.Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант. 
     Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений. 
    Методы прогнозирования. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование. 
     Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования. Методы прогнозирования включают в себя: неформальные методы; количественные методы; качественные методы. 
     Неформальные методы включают в себя следующие виды информации: 
Вербальная информация – это наиболее часто используемая информация для анализа внешней среды. Сюда относят информацию из радио и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация очень легко доступна, затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Однако она очень изменчива и нередко неточна. [14. c.439.]               .  
     Письменная информация – это информация из газет, журналов, информа-ционных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация. 
     Промышленный шпионаж. Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций.К количественным методам относятся: Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика. Причинно-следственное (казуальное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики. Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существуют  наиболее распространенные методы качественного прогнозирования: Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность данного метода – “мозговой штурм”.Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности. Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации. Метод экспертных оценок- представляет собой процедуру, позволяющую группу экспертов приходить к согласию. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Причем все опросники анонимны, как и анонимны сами эксперты, то есть эксперты не знают, кто еще входит в группу. Дерево принятия решений. Используя дерево решений, руководитель может рассчитать результат каждой альтернативы и выбрать наилучшую последовательность действий. Результат альтернативы рассчитывается путем умножения ожидаемого результата на вероятность и последующим суммиро-ванием таких же произведений, находящихся правее на дереве решений.              .  
    Методы управления и анализа риска используют в условиях полной неопределенности экспертные.

        Планирование в условиях неопределенности и риска. Каким образом происходит принятие решения в условиях определенности риска неопределенности. Основные факторы влияющие на выбор эффективных решений в условиях неопределенности и риска. Экспертные методы управления и анализа риска используют в условиях полной неопределенности. Статистическая оценка рисков предприятий при принятии решений в условиях неопределенности. Какие методы управления и анализа риска используют в условиях частичной неопределенности.     

       Методы управления и анализа риска в условиях частичной неопределенности математические. Какие методы управления и анализа риска используют в условиях полной неопределенности. Математические методы определения неопределенности в принятии управленческого решения. Чем отличаются решения принимаемые в условиях определенности неопределенности и риска.                                         

 

Рисунок 1

 

      Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопре-деленностью, которая присутствует при выборе одной ил нескольких альтер-натив. Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие субъективные, как те, которые приходятся при-нимать менеджерами компаний. Но все равно наши решения оказывают значительное влияние на нашу жизнь. Почти каждый из нас иногда доса-довал: вот почему я в тот момент поступил так, а не иначе, ведь из-за этого у меня сейчас новые проблемы? Получается так, что в некоторые моменты мы избавляемся от одних проблем, но в будущем сталкиваемся с новыми. Но с другой стороны, нельзя совсем нечего не решать и пускать все дела на самотек. В таком случаи человек теряет понимание ситуации и не может в дальнейшем управлять происходящим.Реализация решений может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет. [9. c.528.] 
     Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо откло-нений или учета новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму.      Другими словами, формализованные решения – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий. Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решение для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы. 
     В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров. 
     Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное   положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формаль-ной процедуры. Принимая различные решения каждый день, мы начинаем действовать настолько механически, что уже не замечаем процессы, которые предшествуют принятию самого решения. В повседневной жизни между осознанием нами какой-то проблемы и ее разрешением проходят доли секунды, и мы зачастую не можем сказать, почему мы поступили именно так, а не иначе. Это объясняется тем, что если проблема возникает очень часто и каждый раз она решается одинаково, то алгоритм ее решения уже становится программой, которую наш мозг выполняет автоматически. Но большинство проблем, которые встречается в работе менеджера, не так часто повторяются, и поэтому их решения являются тоже своего рода проблемой выбора, который совершить не всегда легко.        . 
     Решение – это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы. В свою очередь, проблема – это ситуация, представляющая собой препятствие к достижению целей, поставленных организаций. Если бы жизнь была монотонна и предсказуема, то не возникло бы ни каких проблем и не пришлось бы принимать решения по их преодолению. Но, к сожалению, - а может быть, и к счастью – нельзя сразу предугадать, как сложиться та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений – часто результат отсутствия навыков мысль логично. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения – сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата. В своей книге «Философия принятия профессиональных решений» Бен Хайэрс предлагает следующие этапы. 
 
1. Правильная формулировка вопроса. Часто вопросы бывают неполными. 
 
Менеджер должен убедиться, что:- не слишком упростил вопрос для того, чтобы помочь себе принять простое решение;         . 
- не допустил, чтобы краткосрочное соображение доминировало над среднесрочными и долгосрочными;- полностью исследовал вопрос с целью удостовериться , что все предположения обстоятельно уяснены, а скрытые аспекты выявлены;- обдумал эту проблемы всесторонне и глубоко; собрал все относящиеся к этому вопросу факты и точки зрения.    
 
2.Выбор альтернатив.                                                                . 
 
     Необходимо выдвигать как можно больше идей. В процессе принятия решений обязательно должна быть «пустая трата времени», потому что можно высказать гораздо больше идей, чем их использовать. Но выражение «пустая трата времени» является ошибочным, так как исследование широкого диапазона выбора важно для успешного принятия решений. Чем шире выбор, тем больше возможностей для принятия эффективного решения. 
 
3.Последствие.                                          . 
 
    Любое решение базируется на риске и вероятности, потому что мы не можем предвидеть все, что случиться. Мы можем только размышлять о том, что может произойти. Важно делать так, чтобы мы могли предвидеть вероятность последствия ряда выбранных возможностей. Мы можем достоверно оценить потенциальную эффективность одного решения по отношению к другому, когда результаты уже определены и оценены.  
 
4.Решение. 
 
     Опыт, воображение и разум, - все играют роль в принятии решений. Опыт дает на образцы и прецеденты, на которых можно учиться. Воображение очень важно для создания возможностей выбора, а также для того, чтобы предвидеть последствия и подготовить возможные планы на непредусмот-ренный случай после принятия решения.           . 
 
5.Последующие мероприятия.                             . 
 
Все решения должны соблюдаться. Маловероятно, что пойдет все полностью плану. Должны быть произведены уточнения или приняты планы непред-виденных обязательств, чтобы успешно преодолеть все неожиданности. 
     История показывает много случаев, когда принятие ответственного реше-ния в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой сторо-ны, и принятие не верного решения может иметь самые плачевные послед-ствия. 
     Никогда не следует медлить в принятии решений, а то благоприятная ситуация для принятия решения может обернуться так, что любые действия не будут опережать развитие ситуации, а будут только ответом на произошедшее. Поэтому опытный менеджер должен обладать профессиональной интуицией, которая, безусловно, вырабатывается только в процессе работы. На принимающего решения оказывают влияния и психологические факторы, которые следовало бы игнорировать и учитывать только то, что может принести прибыль фирме. 
     Большое значение имеют прошлые ошибки менеджера. Которые он не осмеливается признать и поэтому они оказывают влияния на последующее его решение. Так большое психологическое влияние оказывают безвоз-вратные затраты, которые не вернешь и в будущем они не будут приносить прибыль. Поэтому менеджерам при принятии решений следует учитывать, сколько это принесет прибыли в будущем, а не, сколько денег уже затрачено на это в прошлом.В нашей повседневной жизни нам тоже следует придерживаться этого принципа. Если мы сейчас покупаем. Например, компьютер, то на решение в будущем о покупке нового компьютера на нас не должно оказывать влияния цена, за которую мы купили старый. Мы должны только учитывать, сколько прибыли сможет принести нам новый компьютер по сравнению с прибылью, которую приносит сейчас старый. [5. c.192.]

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Глава 2

     1.Информационное обеспечение в принятии решений

     Эффективное управление хозяйственной деятельностью организации в условиях рыночной экономики невозможно без информационного обеспечения. Формируемая финансовая политика и принимаемые на ее основе решения напрямую зависят от уровня и качества информационного обеспечения. С развитием информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большое значение в управлении хозяйственной деятельностью организации. Информация в условиях рыночной экономики становится одним из важнейших ресурсов производства, от своевременного получения и использования которого в решающий мере зависят выбор эффективного направления развития, минимизация коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки планов развития, принятие научно-обоснованных правильных управленческих решений, которые оказывают определяющее влияние на улучшение социально-экономического положения организации. [12. c.10-15.]

     В аналитической литературе встречаются определения термина «информационное обеспечение». По мнению Ю.А. Чернегова и В.А. Михайлова под ним понимается:

«во-первых, органически взаимосвязанная  совокупность элементов, взаимодействие которых организовано определенным образом в единую технологию, реализующую  правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями  управления;

во-вторых, сведения, знания, предоставляемые  потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей, и  соответствующим образом обработанная информация;

в-третьих, это одна из составляющих современных автоматизированных информационных систем, рассматриваемая, с техническими, программными и другими видами обеспечения, а также процесс предоставления информации отдельным лицам или  группам - пользователям информационных систем в соответствии с их информационными потребностями».

Краткое и более верное, на наш  взгляд, это понятие определяет В.А. Чернов.

«Информационное обеспечение, пишет он, это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанной на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде».

«Выйти на качественно новый  уровень принятия управленческих решений, пишет В.И.Дибердеев, – позволяет информационное обеспечение деятельности управленческих структур».

     Руководители нуждаются в информации, которая поможет им при принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, цену товара, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых предприятием. Держателям акций необходимо иметь сведения о стоимости их капиталовложений и прибыли, которую они обеспечивают. Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности фирмы выполнять принятые финансовые обязательства. Статистические органы также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о сбытовой деятельности, прибылях, капиталовложениях, запасах товаров, выплачиваемых дивидендах, доле прибылей, поглощаемой налогообложением. Кроме того, Управление внутренних поступлений бюджета нуждается в получении информации о сумме прибылей, которая подлежит налогообложению. Все перечисленные виды информации необходимы для выработки политики управления экономикой.«Создание рационального потока информации пишут, - авторы учебника «Теория экономического анализа», - должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования и противоречий в первичной информации; оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ; всесторонняя обработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производственных показателей; возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для конкретных целей».

     Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая по своим функциям в процессе управления подразделяется на плановую, оперативную, бухгалтерскую и статистическую. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. При проведении анализа широко используется техническая, технологическая и другая информация. Кроме того, при изучении отдельных вопросов анализа привлекаются вне учетные данные.Перспективный анализ как разведка будущего может быть ориентирован на установление значений конкретных производственных показателей, прогноз поведения предприятия на определенный будущий период: суток, декаду, месяц, квартал, год и т.д. Поэтому различают: анализ текущей перспективы (смена, сутки); анализ ближайшей перспективы (квартал, год); анализ среднесрочной перспективы (два-три года) и анализ долгосрочной перспективы (пять лет и более).

Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределённости