Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа
Принятие решений - это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. Процесс принятия решений состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации. Этапы и процедуры имеют между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер зависимости между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап.
Введение………………………………………………………………………………….3
I. Постановка задачи………………….………………………………………………….5
II. Анализ среды…………………………………………………………………………..6
III.Определение проблемы………………..…………………………………………….11
IV. Выбор альтернативы………………………………………………………………..12
V. Определение условий, в которых происходит реализация альтернативы………15
VI. Установление критерия успешного решения……………………………………..18
VII. Правило выбора……………………………………………………………………20
VIII. Определение лица (группы лиц), принимающих решение…………………….22
IX. Принятие решение………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………..29
В группу экспертов вошли 7 человек, которые занимают различные должности в структуре МШЗ и являются высококвалифицированными специалистами в своей области.
1 эксперт - Директор по персоналу и внешним связям
2 эксперт - Директор по качеству
3 эксперт - Финансовый директор
4 эксперт - Главный инженер
5 эксперт - Директор по производству
6 эксперт - Коммерческий директор
7 эксперт- Маркетолог
8 эксперт – студент, выполняющий работу.
Перед экспертами был поставлен ряд вопросов, на которые они давали ответ, выражая свое согласие («1») или несогласие («0»):
Теперь, когда мы изучили проблему, можно приступать к решению задачи.
Составим матрицу, где рассматриваются варианты ответов экспертов
Таблица 1
Варианты ответов экспертов по основным вопросам.
Вопросы Эксперты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
P |
Q |
s2 |
I |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,83 |
0,17 |
0,14 |
II |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,83 |
0,17 |
0,14 |
III |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0,17 |
0,83 |
0,14 |
IV |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,17 |
0,83 |
0,14 |
V |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0,33 |
0,67 |
0,22 |
VI |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,50 |
0,50 |
0,25 |
VII |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0,83 |
0,17 |
0,14 |
VIII |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,67 |
0,33 |
0,22 |
Вопросы в анкете являются альтернативного характера. Поэтому используем элементы дисперсионного характера.
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов:
P = M / N
где М – число единиц (положительные ответы)
N – Общее число параметров.
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов:
Q = L / N
где L – число нулей (отрицательные ответы).
P + Q = 1
Дисперсия, характеризующая отклонение средней величины определяется:
s2 = P . Q
Проведем классификацию ответов экспертов, используя принципы таксономии. Для этого определяем коэффициент близости между ответами. Воспользуемся формулой Роджерса и Танимото.
где
- – число совпадающих единиц между сравниваемыми рядами
число всех единиц в i-том сравниваемом ряду;
число всех единиц в j-том сравниваемом ряду.
Сравнивается первый ряд последовательно со всеми остальными, заполняется первая строка матрицы, затем вторая строка со всеми остальными и т.д.
Для наглядности рассмотрим расчет нескольких коэффициентов.
и т.д.
Таблица 2
Определение коэффициентов близости между ответами экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII | |
I |
- |
0,67 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,67 |
0,8 |
II |
0,67 |
- |
0,2 |
0 |
0,17 |
0,6 |
0,67 |
0,5 |
III |
0,2 |
0,2 |
- |
0 |
0 |
0,33 |
0 |
0,25 |
IV |
0,2 |
0 |
0 |
- |
0,5 |
0 |
0,2 |
0,25 |
V |
0,4 |
0,17 |
0 |
0,5 |
- |
0 |
0,4 |
0,4 |
VI |
0,6 |
0,6 |
0,33 |
0 |
0 |
- |
0,33 |
0,4 |
VII |
0,67 |
0,67 |
0 |
0,2 |
0,4 |
0,33 |
- |
0,5 |
VIII |
0,8 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
- |
Для обработки этой матрицы существуют разные алгоритмы. Возьмем простейший – метод графов. (Рисунок 1)
Эти данные позволяют построить следующий график:
Ознакомившись с прогнозной документацией, эксперты предложили свои варианты расчетов, основываясь на благоприятном (Kmin) и неблагоприятном (Kmax) прогнозах. Результаты их прогнозов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Варианты прогнозов дополнительных затрат
Эксперты |
Значения характеристик дополнительных капиталовложений (млрд. руб.) | |
Вариант 1 (Kmin) |
Вариант 2 (Kmax) | |
I |
0,8 |
1.0 |
II |
1,0 |
1,1 |
III |
0.9 |
1,0 |
IV |
0.6 |
0.8 |
V |
0.7 |
1,0 |
VI |
1,1 |
1.2 |
VII |
1,0 |
1.2 |
VIII |
1,1 |
1,2 |
Проведем анализ полученных
данных, определим меры близости мнений
экспертов. Результаты расчетов представлены
в матрице коэффициентов
Таблица 3
Коэффициенты близости мнений экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII | |
I |
- |
0,22 |
0,1 |
0,28 |
0,1 |
0,76 |
0,28 |
0,36 |
II |
0,22 |
- |
0,5 |
0,32 |
0,32 |
0,14 |
0,1 |
0,14 |
III |
0,1 |
0,14 |
- |
0,36 |
0,2 |
0,28 |
0,22 |
0,28 |
IV |
0,28 |
0,5 |
0,36 |
- |
0,22 |
0,64 |
0,57 |
0,64 |
V |
0,1 |
0,32 |
0,2 |
0,22 |
- |
0,45 |
0,36 |
0,45 |
VI |
0,36 |
0,14 |
0,28 |
0,64 |
0,45 |
- |
0,1 |
0 |
VII |
0,28 |
0,1 |
0,22 |
0,57 |
0,36 |
0,1 |
- |
0,1 |
VIII |
0,36 |
0,14 |
0,28 |
0,64 |
0,45 |
0 |
0,1 |
- |
Обработка матрицы производится аналогично обработке матрицы (табл. 2). Получается граф, с помощью которого строятся таксоны, изображенные на графике ниже. По оси ординат указываются значения дополнительных капиталовложений, а по оси абсцисс – коэффициенты близости мнений экспертов.
IX. Принятие решения
В результате проведенных исследований было выяснено, что по основным вопросам мнения относительно близки у всех экспертов.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что выбранный мной вариант выхода из сложившейся ситуации будет оптимален и поддержан большинством экспертов.
Таким образом, по моему мнению, заводу необходимо проводить техническое перевооружение и диверсификацию производства. Средства для необходимой модернизации следует брать из нескольких источников.
Для осуществления этого решения понадобиться взаимодействие всех структурных единиц предприятия, собранность и готовность персонала, внимательность руководителей.
Удержание позиций МШЗ на российском рынке позволит не только поддержать спрос на отечественную продукцию, но и позволит сохранить множество рабочих мест. Это позволит поддержать экономику страны и развивать социальную среду.
Список литературы