Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:04, реферат
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Депрессия (от лат. depressio — подавление).
Для ее жертв харак терно чувство
обреченности. Они теряют самоуважение,
становят ся беспомощными, самоустраняются
от реальной жизни. Находясь в подавленном,
угнетенном состоянии, люди испытывают
посто янную усталость, обвиняют
во всем происходящем себя.
Отрицание. Человек старается не терять
бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать
нет причины. Не признавая серьезности
положения, такие люди часто превращают
эмоциональные про блемы в физические
симптомы.
Возмущение. Негодующие по причине стресса люди
обвиняют во всем происходящем других.
Они не желают принимать на себя никакой
ответственности.
Многие жертвы стресса вроде
бы понимают, что надо заняться собой,
но из-за нехватки времени постоянно это
откладывают. На * повышенную утомляемость
или ухудшившуюся память люди, как правило,
не обращают должного внимания, а состояние
здоровья тем временем становится все
хуже. Беспокойство начинают вызы вать
более грозные симптомы, говорящие уже
о длительном и хро ническом стрессе. И если
сначала человек вполне может справить
ся со стрессом собственными
силами, то потом изменить положе ние сумеет
только специалист.
v Чтобы бороться со стрессом, надо
прежде всего осознать, на сколько серьезны
могут быть его последствия. Эта борьба
требует определенных усилий и времени.
Естественным шагом при появ лении признаков стресса может
быть смена обстановки, отдых и восстановление
своих сил. Однако нужно отчетливо понимать,
что возвращение в прежнюю среду не изменит
ситуацию, а именно ее и нужно изменить.
Прежде всего надо проанализировать, как
по строен распорядок рабочего дня. Необходимо
помнить, что моно тонная работа без перерыва
на самом деле будет гораздо менее эффективной,
чем та, при которой человек время от времени
дает себе передышку и берется за дело
с новыми силами.
* Рецепты от стресса широко
известны: спорт, массаж, общение с приятными
людьми и, наконец, семья. Однако все это
требует определенных усилий и, главное,
веры. Наконец, не надо забы-
I 253
вать, что смысл жизни не сводится к работе,
что помимо работы в жизни есть очень много
интересного: театры, музеи, природа и
др. Однако, если дело дошло до длительного
и хронического стресса, то без
помощи специалиста не обойтись.
Стресс — это необходимое условие жизни,
и полное его устра нение столь же нереально,
сколь и вредно. Хотя устойчивость че ловека
к стрессовым нагрузкам
высока, она, однако, далеко не безгранична.
Поэтому актуальной проблемой менеджера
является регулирование уровня допустимых
физических и эмоциональных нагрузок
в коллективе.
Особого внимания заслуживает проблема
аврала в работе, спо собствующего возникновению стресса. Аврал
(от англ. over — на верх и all — все) — мобилизация
коллектива сотрудников на вы полнение
срочной работы. Это — не что иное, как
фактор, высво бождающий скрытые ресурсы
человека. При аврале человек ста вится
в такие условия, при которых он не может
что-либо не сде-лать. Именно в этой обстановке
проявляются потенциальные фи зические
и интеллектуальные возможности человека.
Впрочем, пе ренапряжение далеко не всегда
способствует качественной работе. И дело
здесь не только в обычной усталости; далеко
не все люди приспособлены для работы
в экстремальных условиях.
По мнению специалистов, по своему отношению
к работе в стрессовой обстановке
люди делятся на три основных типа:
бессильные. При малейших признаках напряжения
они становят ся беспомощными и своим
поведением только раздражают окру жающих;
беспокойные. Люди этого типа начинают
без толку суетиться, хватаются за все
подряд, тут же бросают начатое дело и
при этом страшно нервничают;
хладнокровные. Такие люди идеально подходят
для авральной работы, поскольку стресс мобилизует
их волю, заставляет прини мать быстрые
решения и действовать. Но даже эти работники
не могут работать в режиме такого сверхнапряжения
постоянно. Не планомерный режим работы
чреват появлением стресса и, как
след ствие, депрессией и физическим истощением
людей.
• В условиях, когда работу необходимо
все-таки завершить, ме-неджер должен активно
мотивировать своих подчиненных. К каж
дому из перечисленных выше типов людей
надо подобрать соот ветствующий вариант
мотивации: успех, деньги, слава и т.д.
Краткое содержание главы
Конфликты являются объективной реальностью,
поскольку источником конфликтов являются
люди, наделенные значитель ным многообразием
потребностей, жизненных целей и привычек,
которые они стремятся реализовать.
Существуют различные виды конфликтных
ситуаций, требую щих от менеджера соответствующих
усилий для их предотвраще ния и ликвидации.
Между конфликтами и стрессами имеется
определенная взаи мосвязь.
Менеджеру необходимо различать позитивные
и негативные стрессы, знать
методы снятия стрессов и уметь
предупреждать стрес совые ситуации.
Контрольные вопросы и задания
Какова природа конфликтов?
Кратко опишите основные виды конфликтов.
З В чем суть управления конфликтными
ситуациями?
Почему работа по предотвращению конфликтов
в коллективе явля ется важной для менеджера?
Что такое стресс? Какова
его сущность?
Какие существуют методы снятия стресса?
Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуации.
Стресс (от англ. stress — давление, напряжение)
— термин, используемый для обозначения
обширного круга состояний
Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы.
Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требовала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать силы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.
Первоначальное понятие «
Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.
Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6–7 баллов по десятибалльной шкале
О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% — серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.
Исследования показывают, что стресс вызывает в организме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое состояние.
Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздействий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом случае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.
Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс "универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих случаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими расстройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.
Таким образом, стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зависит от многих факторов, среди которых главным является эмоциональная устойчивость человека.
Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.
Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая температура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.
Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.
Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.
Первый возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, предстоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.
Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.
Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению и сексуальным отношениям.
Причины стресса в работе менеджеров:
В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взваливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.
Существует весьма большое количество факторов, способствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.
Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, рост безработицы и т. п.
Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, определенная организационная структура (например, двойное подчинение), стиль управления, связанный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.
Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).
Большое значение для характеристики
стресса имеет также
Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определения степени напряженности. Данная шкала построена на предположении, что стрессовые явления вызываются резкими изменениями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрицательный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную напряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.
По степени устойчивости к стрессам все люди подразделяются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».
Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей цели, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует потребность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.