Природа конфликта в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

Тип «Б» прямо противоположный  типу «А». Стрессы на него влияют меньше.

Следует также заметить, что люди с теми или иными соционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания подверженности стрессам):

  • флегматики;
  • сангвиники;
  • холерики;
  • меланхолики.

Управление стрессами требует  выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факторов, вызывающих в организме человека состояния напряжения — стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

  • высокая напряженность труда;
  • нехватка времени;
  • неблагоприятные гигиенические факторы;
  • монотонность труда;
  • отсутствие творчества;
  • вынужденная бездеятельность;
  • несогласованность планов;
  • неудовлетворенность правами и обязанностями;
  • длительное пребывание на работе;
  • неудовлетворенность трудом;
  • ощущение своей бесполезности;
  • бремя ответственности;
  • неблагоприятные ситуации на работе;
  • тревога о должностном продвижении;
  • конфликты с сотрудниками;
  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • волнение в связи с перемещениями;
  • неприятности с родственниками;
  • неудовлетворенность должностью;
  • трудности взаимоотношений с руководством;
  • раздвоенность между семьей и работой;
  • плохое самочувствие;
  • конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;
  • неопределенность ролей в будущем;
  • неинтересная работа.

Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

  • кратковременные сигналы (раздражительность, усиленная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в затылке, изжога, икота);
  • долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, затухание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).

Управление стрессами предполагает также применение методов профилактики стресса. Наиболее распространенным средством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

Важным методом профилактики стрессовых состояний является применение упражнений по созданию и поддержанию мажорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражнения в течение дня. Данные специальные упражнения можно разделить на следующие группы:

  • утренняя физзарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • микропаузы.

Профилактика и нахождение путей  преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и  на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. На уровне отдельного индивида справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определенным психологическим рекомендациям:

  • научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;
  • правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;
  • иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;
  • избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;
  • научиться понимать, прощать и принимать других;
  • стараться избегать излишней ненужной конкуренции;
  • регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения;
  • овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).

В настоящее время специалистами  в области психологии разработано  огромное количество тестов, анкет, которые  должны помочь человеку определить уровень  раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

Можно привести рекомендуемые канадским  ученым Г. Селье пути преодоления  стрессов:

  1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
  2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.
  3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.
  4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

Другие специалисты по преодолениям последствий стрессов рекомендуют:

  • использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией;
  • в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;
  • постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние. Лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься;
  • если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его;
  • не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;
  • возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;
  • «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;
  • разработать систему приоритетов в своей работе;
  • научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;
  • наладить хорошие отношения с руководителем;
  • не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

 

 

Общие подходы преодоления стрессов

Управление стрессом - полезный навык, необходимый каждому человеку. Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что  сам по себе стрессор — лишь повод  для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который  ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол-силы, удовлетворительная отметка– норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними. Например, стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь. Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или позитивное мышление ( когда мы сосредотачиваем свое внимание только на положительных моментах ситуации. Некоторые приемы позитивного мышления вы можете подчерпнуть из статьи рациональная психотерапия.

Вторая категория — это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске. О правильном использовании ресурсов вы можете прочитать ЗДЕСЬ.

Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха. Для тех, кто склонен излишне усложнять свою жизнь и видеть все в мрачных чертах я советую прочитать другой, менее известный, рассказ Чехова — «Жизнь прекрасна (Покушающимся на самоубийство», в котором писатель дает великолепный пример того, что спустя десятилетие американцы назовут «рефреймингом» и «позитивным мышлением».

В качестве практического  задания я бы посоветовал читателям  взять лист бумаги и в произвольном порядке перечислить основные источники ваших переживаний. Затем следует проранжировать все проблемы - то есть расставить их в порядке значимости, после чего проанализировать, к какому типу относится тот или иной стрессор. Если это стрессор первого типа (вы никак не можете на него повлиять) то есть смысл заняться спортом, аутогенной тренировкой, медитацией или мышечной релаксацией. Если вы отнесли стрессор к третьему типу, то попробуйте взглянуть на него с другой стороны, применив «методом Робинзона». Герой романа Д.Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком «Зло» записал: «Я заброшен судьбой на необитаемый остров», а рядом под заголовком «Добро» отметил: «Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». Если вы постараетесь, то наверняка обнаружите немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах вашей жизни.

Для нейтрализации  стрессоров второго типа важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться — то есть вместо стратегии «Бегство ОТ…» применить стратегию «Движение К…». Например вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Недостаток ресурсов, необходимых для преодоления стрессоров второго типа (чаще всего, это чувство уверенности, спокойствия, решительности и т. д.), можно получить при помощи техник НЛП, но эта тема заслуживает отдельного разговора, мы вернемся к ней позже на страницах нашего сайта.

«Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить, дай мне силы исправить то, что я могу изменить, и самое главное — дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго».


 

 

 Аутогенная тренировка

 

 Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения ( Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В. 1998). В основе АТ лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе - на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Механизмы происходящих при этом явлений пока остаются неясными, а созданная еще в начале века «периферическая теория эмоций» Джеймса - Ланге до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, связывающих наши мысли и наше тело. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У.Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому, что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону.

Информация о работе Природа конфликта в организации