Приватизация и разгосударствление земель. Мировой опыт. Украинский опыт. Приватизация в Крыму и Севастополе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в Украине в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Украина должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность приватизации…………………………………..…5
1.1. Сущность и формы приватизации…………………………………….5
1.2. Способы приватизации и их характеристики………………………..12
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы приватизации в Украине…………………………………………………………………………….14
2. Отечественный и зарубежный опыт приватизации земель…………...22
2.1 Сравнительная характеристика приватизационных процессов
во Франции, Германии, Испании………………………………………….22
2.2 Особенности приватизации в Украине………………………………..30
2.3 Характеристика приватизации в Крыму………………………………46
3.Особенности приватизации в Крыму и Севастополе…………………..50
3.1 Приватизация в Крыму. Оценка состояния приватизации агропромышленного комплекса в Крыму. Приватизация в Севастополе……..51
3.2 Проблемы приватизации и возможные пути их решения……………54
4.Рейдерство и реприватизация…………………………………………….60
4.1. Экономические и политические характеристики рейдерства……….60
4.2. Особенности реприватизации в Украине на примере металлургического комбината Криворожсталь…………………………………67
Заключение…………………………………………………………………..68
Список литературы………………………………………………………….72
Приложение 1………………………………………………………………..73
Приложение 2………………………………………………………………..74
Приложение 3………………………………………………………………..75
Приложение 4………………………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

курсовая ред.doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

Приватизация в форме  продажи акций работникам предприятия  означает развитие рабочей акционерной  собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций  ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит  в открытости и доступности для  всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная  собственность «разбавляется» частным  капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль над производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Способы приватизации и их характеристики

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят  в том случае, когда государственное  предприятие продается частным  стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

1. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;

2. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;

3. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;

4. в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

5. Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

6. Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

7. Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.1

 

1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая  вопросы приватизации в Украине

Закон Украины о приватизации имущества государственных предприятий

СТАТЬЯ 1. Понятие приватизации

Приватизация имущества  государственных предприятий Украины (в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.

СТАТЬЯ 2. Принципы приватизации

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

  • законности;
  • предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;
  • приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобретение государственного имущества;
  • безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину Украины;
  • приватизации государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • полного, своевременного и достоверного информирования граждан обо всех действиях по приватизации;
  • приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретения имущества своих предприятий.

СТАТЬЯ 3. Законодательство Украины о приватизации

1.Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона, указов Президента Украины, иных актов законодательства, регулирующих осуществление приватизации.

2.Действие настоящего Закона не распространяется на:

приватизацию объектов государственного земельного и жилищного  фондов, а также объектов социально-культурного  назначения, за исключением тех, которые принадлежат приватизируемым предприятиям; изменение организационно-правовых форм собственности колхозов, предприятий потребительской кооперации.

3.Приватизация долей (акций, паев), находящихся в государственной собственности.

СТАТЬЯ 4. Государственная программа приватизации

1.Государственная программа приватизации определяет цели, приоритеты и условии приватизации и утверждается Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины ежегодно не позднее, чем за месяц до начала следующего бюджетного года.

2.Государственная программа приватизации состоит из задания на первый бюджетный год и прогноза на два последующих года.

3.В Государственной программе приватизации определяются:

  • задания по приватизации имущества, находящегося в общегосударственной собственности;
  • рекомендуемые формы приватизации для разных групп объектов;
  • порядок выпуска и обращения приватизационных бумаг, размер их общей эмиссии и эмиссии на одного получателя, квоты их обязательного применения для  приватизации конкретных объектов;
  • меры по привлечению к приватизации иностранных инвесторов;
  • расчет затрат на осуществление программы приватизации и порядок их возмещения;
  • прогноз поступления средств от приватизации и направления их использования;                                                           
  • требования к республиканской (Республики Крым) и местным программам приватизации.

4.Пприватизация государственного имущества, находящегося на  собственности Республики Крым и административно-территориальных единиц, осуществляется на основе соответствующих республиканской (Республики Крым) и местных программ приватизации, утверждаемых Верховным Советом Республики Крым, местными Советами народных депутатов, а также на основе нормативных актов, принимаемых ими во исполнение программ приватизации.

5.Верховный Совет Украины ежегодно заслушивает и утверждает отчет Кабинета Министров Украины о выполнении Государственной программы приватизации.

СТАТЬЯ 5. Объекты  приватизации

1.К объектам государственной собственности, подлежащим приватизации, относятся:

  • имущество предприятий, цехов, производив, участков, других подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия и являющихся едиными (целостными) имущественными комплексами;
  • незавершенное строительство;
  • доли (паи, акции), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ и других объединений.
  • 2.Приватизации не подлежат:
  • имущество органов государственной власти и управления, Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, правоохранительных и таможенных органов;
  • золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы, эмиссионная и резервная системы;
  • имущественные комплексы предприятий, обеспечивающих деятельность по изготовлению ценных бума и денежных знаков;
  • средства правительственной, фельдъегерской и специальной связи, объекты государственной метрологической службы;
  • национальные культурные и исторические ценности Украины, недра, водные ресурсы и другие объекты права исключительной собственности народа Украины;
  • объекты образования и науки, финансируемые из бюджета, а также подразделения, технологически связанные с учебным и научным процессом. Объекты образования, принадлежащие предприятиям и ведомствам, могу приватизироваться при условии сохранения просвещенческого назначения;
  • имущественные комплексы предприятий, обеспечивающих деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • атомные электростанции;
  • другие объекты государственной собственности, необходимые для выполнения государством своих функций.

3.Перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации, утверждается Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

4.Строения (сооружения, помещения) по желанию покупателя приватизируются вместе с находящимися в них объектами приватизации, если на это нет прямого запрета соответственно фонда государственного имущества Украины, Верховного Совета Республики Крым или местного Совета народных депутатов.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление земель. Мировой опыт. Украинский опыт. Приватизация в Крыму и Севастополе