Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:56, курсовая работа
Целью данного исследования является разработка путей совершенствования процесса приватизации.
Задачи исследования:
– рассмотрение сущности, целее, задач и принципов приватизации;
– ознакомление с тенденциями развития приватизации в Республике Беларусь;
– выявление недостатков исследуемой проблематике;
Введение
Переход к рыночной
экономике, которая принципиально
отличается от административно-командной,
требует специальной
Актуальность проблемы приватизации заключается в том, что трансформация административно-командной экономики в рыночную требует особого переходного периода, что обусловлено принципиальными различиями двух экономических систем.
Административно-командная экономика - такая экономическая система, в которой баланс между производством и потреблением поддерживается путем распределения и перераспределения всех товаров. Распределительный механизм порожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, что обусловлено монополией государственной собственности.
Объективно присущая экономическому развитию необходимость повышения уровня жизни населения потребовала коренных преобразований и перехода к рыночной экономике.
Важнейшими
элементами рыночного механизма
являются конкуренция между хозяйственно
самостоятельными производителями
и акционерная форма хозяйствов
В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд.
Таким образом,
конкуренция вынуждает
Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике.
Целью данного исследования является разработка путей совершенствования процесса приватизации.
Задачи исследования:
– рассмотрение сущности, целее, задач и принципов приватизации;
– ознакомление с тенденциями развития приватизации в Республике Беларусь;
– выявление недостатков исследуемой проблематике;
– разработка предложения по совершенствованию приватизации в стране.
В работе использованы законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, а также информационный материал Мингосимущества.
Приватизация (от англ. рrivate - частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственности частной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней, данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования [1, с.3].
Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности - права пользования и права владения. Приватизация - это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы право непосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, таких как:
– переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
– полная продажа государственных предприятий частным лицам;
– продажа части активов;
– передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок [4, с.78].
1.2 Принципы приватизации
В зависимости от объекта различают приватизацию предприятий, приватизацию акций, паев, долей и приватизацию имущества [5, с.29].
Задача формирования многообразия форм собственности и активной конкурентной среды предопределяет необходимость приватизации большинства государственных предприятий, что придает ей в период перехода к рынку всеобъемлющий характер. В этих условиях эффективность приватизации во многом зависит от концепции ее реализации. В период перехода к рынку приватизация может осуществляться способами безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам, продажи объектов, принадлежащих государству, другим собственникам либо путем сочетания этих двух способов.
Безвозмездная передача государственной собственности всем гражданам представляется социально справедливой: собственниками станут все. Однако в результате распределения государственного имущества среди многочисленных собственников затрудняется формирование реального хозяина, заинтересованного в инвестировании, развитии и совершенствовании производства.
Экономически более
Сочетание платности и безвозмездной передачи государственной собственности позволяет, с одной стороны, обеспечить социальную справедливость, а с другой - создать экономические условия для формирования реального собственника путем платного приобретения государственного имущества. Кроме того, передача части государственного имущества безвозмездно позволяет сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением государственного имущества для приватизации, что служит предпосылкой проведения ее в короткие сроки.
Практически сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации реализуется следующим образом (рис. 1) [6, с.24].
Остается государственным
Рисунок 1 – Схема распределения государственного имущества в процессе приватизации в Республике Беларусь
Для обеспечения
независимости и суверенитета, решения
других общенациональных социально-экономических
задач в государственной собств
Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 - безвозмездно.
Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" и базируется на следующих принципах.
1) Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
2) Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имущество" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
3) Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
4) Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.
В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
5) Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений.
Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:
– деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;
– до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.