Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:56, курсовая работа
Целью данного исследования является разработка путей совершенствования процесса приватизации.
Задачи исследования:
– рассмотрение сущности, целее, задач и принципов приватизации;
– ознакомление с тенденциями развития приватизации в Республике Беларусь;
– выявление недостатков исследуемой проблематике;
6) Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
7) Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
8) Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
9) Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом [7, с.18].
На основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов разработан концептуальный теоретический подход к рассматриваемой в данном исследовании проблеме приватизации на современном этапе. В данном разделе определены сущность, цели, задачи и принцип приватизации.
Для выявления тенденций развития приватизации в Республике Беларусь во втором разделе проводится анализ данного процесса по статистическим данным.
2.1 Основные этапы развития приватизации
Масштабы государственной собственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г и продолжается по настоящее время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделить три этапа [8, с.76].
Первый этап (1991—1994 гг.) начался после принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась.
Государственные и арендные предприятия приватизировались преимущественно их трудовыми коллективами на платной основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новому собственнику безвозмездно.
Для выкупа не только арендных, но и государственных предприятий трудовые коллективы использовали собственные средства этих предприятий и прежде всего чистую прибыль. Условия разгосударствления и приватизации обусловили достаточно высокие их темпы. В этот период было приватизировано 251 предприятие, в том числе 51 - республиканской собственности, что составляет 20,3 %. Среди них минское швейное производственное объединение "Комсомолка" (ОАО "Мiлавiца"), завод "Дормаш" (концерн "Амкадор") и др. (табл.1).
Таблица 1 – Масштабы приватизации в Республике Беларусь
Годы |
Приватизированные предприятия |
Численность работающих на приватизированных предприятиях |
Численность работающих, приходящихся на одно приватизированное предприятие | ||
количество |
% |
человек |
% |
||
1991 |
61 |
3,6 |
23263 |
5,6 |
|
1994 |
190 |
11,3 |
47197 |
11,3 |
248 |
Итого 1 этап |
251 |
14,9 |
70460 |
16,9 |
280 |
1995 |
244 |
14,6 |
128 066 |
30,7 |
525 |
2000 |
632 |
37,8 |
141460 |
33,9 |
224 |
Итого 2 этап |
876 |
52,4 |
269 526 |
64,6 |
308 |
2001 |
468 |
28,0 |
74411 |
17,8 |
159 |
2010 |
79 |
4,7 |
2944 |
0,7 |
37 |
Итого 3 этап |
547 |
32,7 |
77355 |
18,5 |
141 |
Всего |
1674 |
100,0 |
417341 |
100,0 |
249 |
Примечание: Источник [9, с.15].
Второй этап (1995—2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.
В этот период были отменены такие льготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование для выкупа чистой прибыли государственных предприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно превышала реальную.
Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.
Третий этап (начался в 2000 г.) характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 2000 - начала 2011г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55%, в Литве - 57%, в Латвии - 46%. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности.
Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.
Значительный удельный вес
в структуре приватизированных
занимают предприятия бытового обслуживания.
В целом предприятия
Распределение
реформированных предприятий по
способам приватизации показывает, что
в первые годы анализируемого периода
преобладал выкуп государственного
и арендованного имущества
В настоящее
время среди приватизированных
промышленных объектов преобладают
предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей
промышленности, промстройматериалов.
Это Светлогорский целлюлозно-
Медленно идет приватизация
в машиностроительном комплексе, на
предприятиях химической промышленности.
Ряд предприятий не могут быть
реформированы в ближайшее
Несмотря на рост негосударственного сектора, в общем числе промышленных предприятий в Республике Беларусь имеется около 300 предприятий-монополистов. Они включены в государственный реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» для противодействия монополизму крупных предприятий предусматривает право государства на принятие решения о принудительном разукрупнении предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. В настоящее время это право имеет Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь. Оно определяет круг предприятий, подлежащих реструктуризации, и устанавливает ее сроки. Если сроки не соблюдаются, назначается внешний управляющий, которому департамент по предпринимательству передает полномочия по реструктуризации. Реструктуризация предприятия рассматривается не только как разукрупнение крупных предприятий, но и как постоянный процесс реформирования, направленный на выведение предприятий из кризиса.
2.2 Участие населения в приватизации
Население страны
получит возможность
В тоже время, согласно указу президента № 605 акции наиболее экономически значимых для страны фабрик и заводов не будут подлежать продаже на льготных условиях за денежные средства и обмену на именные приватизационные чеки «Имущество». Акции полторы сотни наиболее привлекательных предприятий государство намерено предложить крупным инвесторам. Данный указ внес изменения в ранее принятый декрет № 3, согласно которому до 50% акций, принадлежащих государству в создаваемых ОАО, могут обмениваться на чеки «Имущество», либо продаваться по льготной цене за деньги. В «закрытый» перечень вошли многие знаковые для страны предприятия, прежде всего Министерства промышленности, Государственного военно-промышленного комитета, концернов «Белнефтехим», «Беллегпром» и «Белбиофарм», а также Министерства энергетики. Среди них — МАЗ, минский завод «Термопласт», Минский механический завод им. С. И. Вавилова, могилевский завод «Электродвигатель», «Гомсельмаш», гомельский завод «Центролит», «Витязь», Минский завод колесных тягачей, Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба», РУП «Гомельтранснефть Дружба», Борисовский завод медицинских препаратов, а также ряд станкостроительных предприятий, Оршанский льнокомбинат и т. д. [13, с.41].
Таким образом, формально не отменив чековую приватизацию, власти значительно ограничивают участие в ней населения.
Это объясняется, как желанием не распылять пакет акций, предлагаемых инвестору, так и стремлением получить как можно больше средств в бюджет. В тоже время, это – существенное ограничение прав населения участвовать в приватизации.
Принятие нового указа, судя по всему, имеет еще одну цель – желание сохранить меры экономического стимулирования РУП. Так, в список вошли не только стратегически значимые предприятия, но и обычные небольшие предприятия – в частности, дочернее предприятие «База отдыха «Чайка» (в с. Грибовка Одесской области), РУП «Химчистка и стирка белья» (Могилев), предприятие «Опытный рыбхоз «Лахва» (Брестская область), РУП по оказанию услуг по химчистке одежды и стирке белья «Снежинка» (Брест) и т. д. Два года назад в отношении господдержки было приняло достаточно жесткое решение:
ОАО могло претендовать на получение господдержки только в том случае, если государство будет иметь в нем 100% акций. ГКИ решило не лишать отдельных предприятий такой возможности. Таким образом, многие из попавших в перечень предприятий и после акционирования сохранят существующие меры господдержки, однако только до их приватизации.
2.3 Недостатки и проблемы приватизации
Анализ организации приватизационного процесса в белорусской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. О положительных чертах уже было сказано выше, основными же негативными чертами являются следующие:
1) Единообразие
способов приватизации для
2) Игнорирование
региональных особенностей прив
3) Преимущественно
бесплатный (или за символическую
плату) способ пердачи
4) Административное
установление высоких «заданий»
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.