Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:58, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ.
В современном обществе в условиях постоянного развития всех видов коммуникаций, увеличения скорости передачи информации и повышения уровня мобильности населения компаниям просто необходимо делать решительные шаги в сторону увеличения приверженности персонала компании, дабы не растерять столь ценные в наше время профессиональные кадры.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА. 5
1.1 Необходимость исследования уровня организационной приверженности персонала 5
1.2 Теоретическое рассмотрение формирования организационной приверженности персонала 8
1.3 Whistleblowing: признак приверженности или предательство? 17
ГЛАВА 2. ОПЫТ УСПЕШНЫХ КОМПАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Менеджмент”
На тему: Приверженность персонала.
Дата:_____
Оценка:_________
Подпись:_______________
Москва – 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА. 5
1.1 Необходимость исследования
уровня организационной
1.2 Теоретическое рассмотрение
формирования организационной
1.3 Whistleblowing: признак приверженности или предательство? 17
ГЛАВА 2. ОПЫТ УСПЕШНЫХ КОМПАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
В современном обществе в условиях постоянного развития всех видов коммуникаций, увеличения скорости передачи информации и повышения уровня мобильности населения компаниям просто необходимо делать решительные шаги в сторону увеличения приверженности персонала компании, дабы не растерять столь ценные в наше время профессиональные кадры.
По множеству причин организационная приверженность, как отношение персонала к организации, встает в главу угла при создании условий для успешного развития компании. Недостаток же лояльности персонала в российских компаниях ведет к возникновению множества трудноразрешимых проблем, таких как утечка конфиденциальной информации, низкий уровень производительности и качества труда, высокая текучесть кадров, отсутствие трудовой дисциплины, хищения и многих других.
В России проблема отсутствия приверженности персонала компании стоит особенно остро, так как в то время как страны Запада во всю занимались изучением данной проблемы, в тогда ещё советской республике РСФСР не стоял вопрос о том, как удержать сотрудников. Большая часть населения страны работала на одном месте всю жизнь, получая благодаря этому определенные привилегии, поэтому у людей не возникало мысли переходить с места на место в поисках более выгодной и перспективной позиции.
Вследствие того, что в России вопрос организационной приверженности стали изучать относительно недавно, руководители компаний, которые готовы заниматься развитием и поддержанием уровня лояльности персонала компании, не имеют четкого представления, о том, что необходимо делать в первую очередь, на какие факторы воздействовать и какие методы использовать. Это делает проблему приверженности персонала особенно острой. Одновременно с этим тот факт, что организационная приверженность персонала является не только реакцией на внешний стимул, например такой как хорошая система вознаграждений, но и зависит от внутренних стремлений людей, показывает, что изучение социально-психологических факторов развития лояльности персонала организации является необходимым условием успешного функционирования любой компании, что в свою очередь делает исследование данного вопроса особенно актуальным.
Целью данной курсовой работы является исследование факторов, влияющих на уровень организационной приверженности персонала, и их проявлений, оценка лояльности персонала.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
Данная курсовая работа состоит из нескольких частей:
введения, в котором раскрываются основные цели и задачи работы, а также актуальность проводимого исследования;
двух глав, в первой из которых объясняется значение исследований подобного рода, и описываются теоретические аспекты организационной приверженности персонала, во второй главе дается краткая информация об успешном формировании приверженности персонала;
заключения, в котором формулируются
выводы из результатов
списка литературы, в котором указаны все источники, которые были использованы для написания данной курсовой работы.
На эффективную деятельность любой организации влияют множество различных факторов, таких как внешняя среда компании, технологическое оснащение, инновационные разработки, организационная структура и многие другие. Однако именно человеческий капитал организации является тем фактором, изменение которого может привести либо к катастрофе, либо к положительным изменениям. Ключевыми характеристиками этого фактора являются его динамичность, так как малейшее изменение во внешней среде, в технологиях и в других факторах значительно влияет на состояние человеческого фактора. Одновременно с этим человеческий фактор является самым непредсказуемым, поэтому малейшее попустительское отношение к нему легко приводит к фатальным последствиям. А самое главное, к сожалению, не все руководители это осознают, человеческий фактор является практически неисчерпаемым источником ресурсов для организации.
Несмотря на всю пользу, которую приносят компании профессиональные квалифицированные кадры, урон, который они могут нанести, может привести к крайне нежелательным последствиям. Перед руководителями организаций встает вопрос защиты информационной и финансовой безопасности организации от недобросовестных сотрудников. Конечно, в большинстве компаний предусмотрено множество различных способов защиты: вооруженная охрана, специальные технические средства, однако их деятельность не может быть максимально эффективной, так как на любое ухищрение руководства в сфере безопасности неблагонадежный сотрудник найдет ещё более нестандартный способ нарушения. В качестве примера нелояльных действий по отношению к организации можно считать хищения, прогулы, постоянные опоздания, пьянство, неэффективная работа, периодическое отсутствие на рабочем месте по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, одним словом, абсентеизм, а также, событие, более всего отрицательно сказывающееся на деятельности любой организации, это утечка конфиденциальной информации.
Все вышеперечисленное может
Если рассмотреть в качестве примера факт воровства на рабочем месте, то согласно статистическим данным примерно 10-20% всех работников компании оказываются людьми абсолютно честными, неспособными на кражу ни при каких обстоятельствах. Ещё 10-20% - это люди, которые готовы воровать постоянно и будут использовать каждый шанс, чтобы совершить кражу; при этом никакие меры пресечения не будут для них сколь-нибудь значимым препятствием, так как на каждый новый способ защиты от воровства они будут придумывать свой новый способ. Соответственно 60-80% рабочей силы – люди честные, которые не хотят воровать, но если им представится абсолютно безопасная возможность, они решаться на кражу. Именно поэтому руководству компании нужно предпринимать ряд мер по улучшению ситуации с лояльностью персонала, создавая в коллективе атмосферу честности, открытости и взаимовыручки, и не давая возможность этим 10-20% людей, склонным к нелояльному поведению, возможности влиять на организационную приверженность компании других её сотрудников.
Некоторые исследователи (А.Ковров, А.Ефимов,
С.Вихорев) считают, что помимо позитивной
мотивации для удержания
Соответственно некоторые исследователи имеют несколько иное видение ситуации, которое подтверждается опытом успешных мировых организаций. Данный подход предполагает, что высокий уровень организационной приверженности персонала может быть достигнут только в том случае, если руководство при управлении компанией учитывает цели и интересы своего персонала и привлекает работников к обсуждению и решению важных для компании проблем, а также создает достойные условия для работы, развития карьеры, обучения и переобучения. А модель управления, предполагающая постоянный контроль со стороны руководства и беспрекословное послушание со стороны персонала, не создает условий для появления лояльности среди сотрудников и не дает высоких результатов уровня эффективности и производительности.
«Лояльность персонала – это доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия»1
На уровень организационной приверженности персонала влияют два основных вида факторов (или потребностей): внешние (условия и оплата труда, льготы и бонусы) и внутренние (смысл и важность выполняемой работы, признание, уважение и оценка достижений, возможности личностного роста и развития). При этом работники, чьи потребности удовлетворены в максимальной мере проявляют большую приверженность, а соответственно и инициативность и креативность, что в свою очередь очень благотворно влияет на конкурентоспособность компании.
Из определения лояльности персонала исследователями было выведено, что это понятие включает в себя несколько составляющих:
Во-первых, расположенность, то есть «доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом»;
Во-вторых, разделение принципов и целей компании, то есть согласие с принципами, составляющими основу работы компании, а также понимание и поддержка целей организации;
В-третьих, осознанные действия в интересах организации, то есть сознательное выполнение персоналом работы в интересах компании;
В-четвертых, разделение сотрудниками базовых норм, верований и ценностей, являющихся основой организационной культуры, а также соблюдение правил и обязательств, в том числе и неформальных, по отношению к сотрудникам и руководству компании;
В-пятых, избегание действий, которые могут нанести ущерб компании: к ним относятся и скрытые, и явные осознанные действия, которые могут причинить моральный, материальный или иной вред организации;
В-шестых, умение подчиняться указаниям начальства вне зависимости от собственного мнения по поводу этих указаний, то есть соблюдение организационной дисциплины.
И, в конце концов, заинтересованность в результатах как собственной деятельности, так и деятельности всей организации в целом, то есть улучшении показателей экономической активности компании.
Среди исследователей существует множество мнений относительно возникновения лояльности. Например, К.Харский считает, что приверженность может возникать на четырех разных уровнях:
1)Первый, и соответственно самый
низкий уровень лояльности
2)Вторым уровнем лояльности
является общепринятая
3) Максимальный уровень
4)Последний уровень лояльности, носящий название идентичность, возникает в том случае, если человек перестает воспринимать себя отдельно от организации. Примером подобной лояльности может служить лояльность персонала некоторых японских компаний, которые посредством длительного найма способствовали появлению такого уровня лояльности. Такая приверженность уже не зависит ни от заработной платы, ни от окружения, это просто уже в крови у человека.
Обеспечить все четыре уровня лояльности в компании практически невозможно, однако опыт многих успешных компаний показывает, что для достижения высоких результатов вполне достаточно и первых двух уровней.