Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:04, курсовая работа
В нашей стране на протяжении долгих лет при назначении на должность определяющим считалось не профессионализм и компетентность, а идеологические мотивы. В месте с тем лозунг «Кадры решают всё» не потерял свою актуальность и на современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная работа по составлению научно – обоснованных профессионально -квалифицированных требований к должностям.
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... .3
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА..................................................................... ..4
1.1.Источники привлечения персонала............................................................ .4
1.2. Методы набора кадров.............................................................................. 11
2.ОТБОР ПЕРСОНАЛА................................................................................. 14
2.1. Принципы и критерии отбора................................................................ ..15
2.2. Отбор и прием персонала…...……………………………………..……….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ ..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... ...29
Приложение………………………………………………………………………....30
Следует придерживаться следующих правил;
· не разговаривать с кандидатами, не предложив им присесть;
· не демонстрировать занятость и не делать в их присутствии других дел;
· проявлять дружелюбие,
· чаще упоминать имя претендента;
· не показывать своего отношения к его личным документам;
· обстоятельно отвечать на его вопросы;
· не спешить давать авансов на будущее;
· скрывать свое настроение;
· изучать или угадывать психологическое состояние;
· научится отказывать;
· соблюдать требования трудового законодательства.
Беседа может быть построена по схеме (на основе специального бланка или полуформальных вопросов), а также без схемы. Результат схематической беседы - это получение не полной информации. Для неформальной беседы готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки. При проведении такой беседы имеется опасность отклонения от темы и непоследовательности.
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей работе.
По ситуации - претенденту предлагается одна или несколько проблем. В результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени. Недостатком является - ограниченность оцениваемых качеств, необходимость предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих интервью.
На данном этапе выясняется образование претендента, производится оценка его внешнего вида и определяющих личностных качеств.
Беседа по найму
Следующим этапом отбора является беседа по найму.
Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме, слабо-формализованные, выполняемые не по схеме.
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Распространенной ошибкой данного метода является тенденция делать выводы о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершить такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью заявителя, и за его поведением.
При проведении бесед следует внимательно слушать, что и как говорит заявитель, а также необходимо следить за его поведением. Решение следует принимать, только имея всю нужную информацию и помня о требованиях, предъявляемых характером работы. Беседу необходимо вести вокруг вопросов, которые являются важными критериями отбора.
Оценка кандидата
Оценка должна быть,
произведена непосредственно
Выбор кандидата и предложение
На основе анализа
результатов собеседования
Кандидаты руководствуются
различными мотивами при устройстве
или переходе на новую работу: кого
– то привлекает власть, кого – то
материальное вознаграждение, кого –
то возможности новых социальных
контактов. Понять, что движет конкретным
кандидатом, является принципиальной
задачей работающих с ним специалистов.
После того как ключевой мотив
определен, предложение должно быть
построено таким образом, чтобы
удовлетворение именно этой потребности
выступало на первый план. При этом
абсолютно не допустимы преувеличения
и тем более неправда. Если кандидату
была обещана широкая
Еще один очень важный момент – организация должна бороться за того кандидата, которого она выбрала (того, кого хотите видеть у себя в организации, хотят видеть у себя и другие). В этот процесс должны быть вовлечены все имеющиеся в ее распоряжении силы, включая высшее руководство. Настойчивость ни в коей мере не является предосудительной, а прямые контакты с первыми лицами организации, как правило, очень эффективны в процессе “продажи” предложения кандидату.
В последнее время
все больше распространение получает
практика приема на работу с испытательным
сроком, дающая возможность оценить
кандидата непосредственно на рабочем
месте без принятия на себя обязательств
по его постоянному
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальным на сегодня остается вопрос укрепления кадрового потенциала организаций в; организационных, управленческих, правовых, образовательных, материальных и других аспектах.
Строгое соблюдение правил при приеме на работу, применение прогрессивных способов отбора, обеспечение гласности и открытости при проведении процедур конкурсов, разработанные критерии отбора и условия продвижения на вышестоящие должности, позволит справиться с этой задачей.
Соблюдение требований законодательства позволит обеспечить объективную и справедливую оценку претендентов на должности, но при этом необходимо усилить контроль за соблюдением правовых норм, так как на практике очень часто еще имеют место случаи устройства на службу «своих людей», которые не отвечают требованиям должности. Остается актуальным вопрос подготовки специалистов, которые могли бы профессионально заниматься проблемами кадрового обеспечения и в этой связи производится обучение управленческих кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (Консультант плюс).
2.Трудовой Кодекс Российской Федерации (Консультант плюс).
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М: Юристь, 1998.
4. Дятлов В.А., Травин
В.В. Основы кадрового
5. Кадровые службы в России // Служба кадров. - М- 2000.
6. Конкурсный отбор - критерий качества // Служба кадров. - М., 2000.
7. Магура М. И. Основные
принципы построения системы отбора кадров//
Управление персоналом.-1998. - № 11.
8. Поиск и отбор
персонала//Управление
9. Процедура отбора кандидата // Справочник кадровика. - М, 2002. - № 4.
10.Управление персоналом: Учебник. 2-еиздание. Под ред. Базарова Т. Ю.-М: ЮНИТИ, 2005.
11. Кишкель Е. Н., Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: Учебник.2-е издание. - М.: Высшая школа, 1999.
12. Шекшня С.В., Ермошкин
Н.Н. Стратегическое управление персоналом
в эпоху Интернета. Изд. 6-е, перераб. и доп.
(серия "Библиотека журнала "Управление
персоналом") - М.: ЗАО "Бизнес-школа
"Интел-Синтез", 2002.
Приложение 1
Конкурс на замещение вакантной должности
директора по информационным системам
Настоящая должность создана для усовершенствования процесса управления информационными системами в филиалах компании, работающих в России и на Украине.
Лица, обладающие необходимыми качествами для работы в данной должности, приглашаются подавать заявления.
Обязанности:
- выработать понимание организации информационных систем, существующих в компании, и внедрить аналогичный подход в новых филиалах;
- внедрить систему компьютерных сетей в зависимости от структуры на местах потребностей пользователей и т. д.;
- оказывать помощь комитету по информатике в каждом филиале в разработке краткосрочных и долгосрочных планов применения вычислительной техники;
- обеспечить контроль за осуществлением этих проекто и отчет руководству.
Требуемые навыки:
- хорошее знание современных компьютерных и сетевых технологий и способность выработать стратегический подход в области управления информационными системами;
- опыт управления проектами;
- международный опыт;
- знание русского и английского языков (знание других языков приветствуется).
Заинтересованные
кандидаты могут обратиться (направить
резюме) в отдел кадров к Ивановой
Дарье Васильевне до 1 ноября 2006 г.
Приложение 2
ПЛАН ПРОФЕССИОГРАММЫ
1) Общие сведения о профессии:
• история развития профессии;
• потребность в данной профессии, ее место и значение в народном хозяйстве;
• перспективы профессии;
• связь рассматриваемой профессии с другими специальностями;
• возможность освоения смежных профессий и специальностей;
• значение профессиональной квалификации и связи с этим возможности получения высшего образования и среднего специального;
• названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
• разновидность профессии согласно специальности.
2) Описание процесса труда:
• внешнее содержание трудового процесса, производственные здания, результаты труда;
• машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукт (само изделие) труда;
• внутренне содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков;
3) Человек в процессе труда:
· роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса);
· особенности состояния здоровья, нужные для работы;
· общие психологические качества и способности человека необходимые для этой профессии;
· физические качества,
требуемые для данной специальности.
4) Социально - экономические особенности профессии:
• содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь);
• условия работы (продолжительность
рабочего времени, охрана труда,
продолжительность отпуска, льготы т.д.);
• размеры заработной платы, системы премирования;
• социальное обеспечение, жилищно-бытовое обслуживание;
• перспективы повышения
квалификации работников данной профессии
и их
образовательного уровня;