Проблема лидерства в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятие, сущность, виды лидерства
Рассмотреть общие понятия власти, ее виды и формы
Изучить современные проблемы власти и лидерства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Лидерство: понятие, сущность и виды……………………………….4
Природа и определение лидерства в современном менеджменте……..4
Виды лидерства в менеджменте………………………………………..9
Задачи лидера…………………………………………………………….14
Глава 2. Власть: понятие, сущность, виды и формы…………………………16
2.1. Понятие и сущность власти……………………………………………….16
2.2. Виды и формы власти в менеджменте…………………………………...20
2.3. Виды властных отношений в ходе эволюции организации……………..24
Глава 3. Современные проблемы власти лидерства. Рекомендации по их преодолению…………………………………………………………………….28
3.1. Проблемы власти в современных организациях…………………………28
3.2. Рекомендации по основным проблемам лидерства………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Проблема лидерства в современном менеджменте.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа на тему:

«Проблема лидерства в  современном менеджменте»

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Лидерство: понятие, сущность и виды……………………………….4

    1. Природа и определение лидерства в современном менеджменте……..4
    2. Виды  лидерства в менеджменте………………………………………..9
    3. Задачи лидера…………………………………………………………….14

Глава 2. Власть: понятие, сущность, виды и формы…………………………16

2.1. Понятие и сущность  власти……………………………………………….16

2.2. Виды и формы власти в менеджменте…………………………………...20

2.3. Виды властных отношений  в ходе эволюции организации……………..24

Глава 3. Современные проблемы власти лидерства. Рекомендации по их преодолению…………………………………………………………………….28

3.1. Проблемы власти в  современных организациях…………………………28

3.2. Рекомендации по основным  проблемам лидерства………………………30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

Введение

 

Важной фигурой в жизнедеятельности  любой организации и в управлении ею является лидер.

Понятие «лидер» - от англ. to lead (вести), a leader (ведущий) - в литературе определяется как «авторитетный член организации  или малой группы, личностное влияние  которого позволяет ему играть главную  роль в социальных процессах, ситуациях».

Интерес к лидерству и попытки  осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Значительный вклад в  исследование политического лидерства  внесли многие выдающиеся деятели науки  и политики.

В России проблема лидерства всегда являлась одной из самых актуальных проблем. Однако в 90-е годы ХХ века, в  связи с коренными преобразованиями в политической, экономической и  социальной жизни страны, проблема социального лидерства приобрела  особую актуальность. Вот почему социальное лидерство, являясь актуальной научной  и практической проблемой в современной  российской науке управления, выдвигается  в число ее приоритетных тем и  заслуживает специального изучения.

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства.

Задачи данной работы:

  1. Рассмотреть понятие, сущность, виды лидерства
  2. Рассмотреть общие понятия власти, ее виды и формы
  3. Изучить современные проблемы власти и лидерства

 

Глава 1. Лидерство: определение, сущность, виды

1.1 Природа и определение лидерства  в современном менеджменте

 

Феномен лидерства встречается  на любом уровне социальной организации  общества. Оно существует везде, где  есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается  в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и  определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства  осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано  к личности великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории  политической мысли, начиная с эпохи  античности и вплоть до конца ХIХ  века. Яркими представителями героической  концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали  теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

До недавнего времени даже в  сфере рабочих, деловых и бизнес отношений под лидерством мы подразумевали  некий потенциал человека, набор  его личностных качеств. Критерием  их наличия было, например, то, что  окружающие слушали такого лидера, разделяли его идеи, «заряжались» от его присутствия. Английское слово leadership на русский язык можно переводить и как «лидерство», и как «руководство». Лидерство здесь - это направление  и побуждение других действовать  с максимальной самоотдачей для  решения какого-то круга задач.

Вопрос определения феномена лидерства  до сих пор является открытым. Эта  тема актуальна и по сей день, так как лидерство лежит в  основе межличностных взаимоотношений  людей. Этот термин уже пытались обосновать и с точки зрения социально - психологических  и с точки зрения политических аспектов, но до сих пор однозначного понимания лидерства нет.

Так, необходимо выделить следующие  определения понятия лидерства  и лидера:

  1. Лидерство - социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние.
  2. Лидерство - это обозначение осуществления власти и влияния внутри группы.
  3. Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.
  4. С.А. Багрецов определил лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.
  5. Лидер - тот, кто способен вести за собой других.
  6. Лидер - авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия.
  7. Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.
  8. А.А. Ершов подразумевает под лидером члена группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом.
  9. С.А. Багрецов определил лидера как члена группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интерес всей группы и определяющие направленность ее деятельности.

Во всех вышеперечисленных определениях акцент делается на том, что лидер  оказывает влияние на других членов группы, ведет их за собой, то есть феномен  лидерства пытаются объяснить через  функцию лидера в группе.

Природа лидерства может быть лучше  понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации -- это не одно и то же. Менеджер в своем  влиянии на работу подчиненных и  построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический  тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более  сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие  в организации последователей, а  не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Быть менеджером не означает автоматически  считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Процесс влияния через способности  и умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального  лидерства.

Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер).

В зависимости от стиля руководства  выделяют стили лидерства. Стиль  лидерства - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия  на ведомых (подчиненных). К. Левином  выделены три стиля лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства  и т. п.). При осуществлении управленческой деятельности необходимо опираться  на тот или иной стиль лидерства (руководства). При этом оптимальный  стиль лидерства - создания образа будет  определяться организационной культурой  самой команды и организации, к которой она принадлежит. Оптимальный  же стиль лидерства-руководства  будет определяться в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с  какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, а также тем, настроен ли он приступить к реализации этой задачи, и уверен ли в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства, чтобы оставаться оптимальным, должен меняться.

В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров  подразделяют на:

  1. традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
  2. рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
  3. харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в  школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства  (государственные, общественные  деятели).

Существует несомненная связь  между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа.

Таким образом, проблемы лидерства  являются ключевыми для эффективности  организации. С одной стороны, лидерство - это приписывание определенного  набора качеств тем, кто успешно  влияет или воздействует на других; с другой - это процесс преимущественно  не силового воздействия в направлении  достижения группой или организацией своих целей.

 

 

    1. Виды лидерства в менеджменте

Богатство сторон, аспектов лидерства  определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех видов (иногда их называют ролями лидера). 1

  1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
  2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
  3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от видов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть  видов (ролей) лидера: 2лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли "звезды", служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология  лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных  критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.3

По содержанию различают:

  1. лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  2. лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  3. лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

1) Авторитарный. Это лидер, требующий  монопольной власти. Он единолично  определяет и формулирует цели  и способы их достижения. Связи  между членами группы сведены  до минимума и проходят через  лидера или под его контролем.  Авторитарный лидер пытается  повысить активность подчиненных  административными методами. Его  главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные  лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль  лидерства, характеризуется недостатком  доброжелательности и взаимного  уважения между лидером и его  последователями. Авторитарный стиль  экономит время и дает возможность  предсказать результат, но при  его использовании подавляется  инициатива последователей, и они  превращаются в пассивных исполнителей.

2) Демократический. Этот стиль,  по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении  с членами группы. Социально-пространственное  положение лидера - внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное  участие каждого в деятельности  группы, не концентрируют ответственность,  а стараются распределить ее  среди всех членов группы, создают  атмосферу сотрудничества. Информация  не монополизируется лидером  и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются  личные обязательства последователей  по выполнению работы через  участие в управлении, однако, для  принятия решений требуется намного  больше времени, чем при авторитарном  стиле.

Информация о работе Проблема лидерства в современном менеджменте