Проблема лидерства в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства.
Задачи данной работы:
Рассмотреть понятие, сущность, виды лидерства
Рассмотреть общие понятия власти, ее виды и формы
Изучить современные проблемы власти и лидерства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Лидерство: понятие, сущность и виды……………………………….4
Природа и определение лидерства в современном менеджменте……..4
Виды лидерства в менеджменте………………………………………..9
Задачи лидера…………………………………………………………….14
Глава 2. Власть: понятие, сущность, виды и формы…………………………16
2.1. Понятие и сущность власти……………………………………………….16
2.2. Виды и формы власти в менеджменте…………………………………...20
2.3. Виды властных отношений в ходе эволюции организации……………..24
Глава 3. Современные проблемы власти лидерства. Рекомендации по их преодолению…………………………………………………………………….28
3.1. Проблемы власти в современных организациях…………………………28
3.2. Рекомендации по основным проблемам лидерства………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Проблема лидерства в современном менеджменте.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

3) Пассивный. Такого лидера характеризует  отсутствие похвалы, порицаний,  предложений. Он старается уйти  от ответственности, перекладывая  ее на подчиненных. Установка  подобного лидера - по возможности  незаметное пребывание в стороне.  Лидер избегает конфликтов с  людьми и устраняется от разбора  конфликтных дел, передавая их  своим заместителям и другим  людям, старается не вмешиваться  в ход деятельности группы. Этот  стиль позволяет начать дело  так как видится возможно более  компетентным подчиненным без  вмешательства лидера. Однако группа  может потерять скорость и  направление движения без лидерского  вмешательства.

Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь  противопоставлением авторитарного  и демократического стилей, так как  пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:

  1. универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;
  2. ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости  от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие виды лидеров:

1) "один из нас". Лидер этого  типа особо не выделяется среди  членов группы. Он воспринимается  как "первый среди равных" в определенной сфере, наиболее  удачливый или волею случая  оказавшийся на руководящей должности.  В целом же он, по мнению  группы, живет, радуется, страдает, принимает  правильные решения, делает ошибки  и т.п., как и все другие члены  коллектива;

2) "лучший из нас". Лидер,  принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и иным) параметрам и в целом  воспринимается как образец для  подражания;

3) "хороший человек". Лидер  такого типа воспринимается и  ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств:  порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

4) "служитель". Такой лидер  всегда стремится выступать в  роли выразителя интересов своих  приверженцев и группы в целом,  ориентируется на их мнение  и действует от их имени.

Виды восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают  или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать  лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и  как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п.

Лидерство различается по силе влияния  на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого  следуют лишь до тех пор, пока они  не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния  на реализацию целей организации  лидерство делится на:

  1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани  между этими видами лидерства  подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство - один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 

 

    1. Задачи лидера

Лидер – это авторитетная личность, вдохновитель и опора всего коллектива. В группе лидер может осуществлять сразу несколько ролей, тем самым помогая остальным в достижении целей:

  1. Лидер-тренер исполняет роль наставника, помогающего совершенствоваться и приобретать новые навыки, умения;
  2. Лидер-новатор осуществляет процесс по улучшению качества работы остальных;
  3. Лидер, как глава группы, следит за работой коллектива, осуществляет контроль над выполнением заданий.

Перечислим основные задачи лидера:

1) Знакомит со своими взглядами, вдохновляет на свежие идеи. 
Настоящий лидер способен направить энергию своего коллектива на создание чего-то нового и уникального. Но для этого сам лидер должен ясно видеть будущее перед собой.

2) Уделяет внимание процессу и результатам работы, отношениям внутри коллектива. Пожалуй, одна из сложнейших задач лидера – это умение распределять силы между процессом, результатом и взаимоотношениями. Истинный лидер следит не только за результатом работы коллектива, но и за самим процессом деятельности, контролируя отношения между сотрудниками.

3) Стимулирует к работе, добивается наибольшего включения в работу. 
Каждый человек хочет стать участником принятия решений. В этой ситуации задача лидера – выбрать наиболее активных и способных в принятии решений людей. Правильный выбор – это залог успешного принятия решений, которое гарантирует лидеру доверие и сплоченность коллектива.

4) Становится примером для остальных. 
Коллектив постоянно следит за поступками и поведением главы коллектива. Лидер – это эталон и пример для подражания. Своим поведением и поддержкой лидер может создать атмосферу вовлеченности сотрудников, сохранить внимание коллектива на поставленной задаче.

5) Разрабатывает пути решения. 
Еще одна не менее важная задача лидера – это умение находить несколько подходов к выполнению задания. При этом возможно и включение других участников коллектива в процесс планирования, что повышает вероятность успеха.

6) Помогает другим раскрыться. 
Лидер – это тренер и учитель всего коллектива. Успешный руководитель не только влияет на сотрудников с помощью поведения, но и помогает своим подопечным развить необходимые качества и навыки. Лидер – это человек, который знает, к чему стремятся другие.

 

 

 

 

 

Глава 2. Власть: понятие, сущность, виды и формы

2.1. Понятие и сущность власти

В основе руководства людьми находится  влияние, то есть психологическое (эмоциональное  или рассудочное) воздействие, которое  оказывается на них с целью  изменения поведения. Потенциальная  и реальная возможность влияния  на окружающих называется властью. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций, а  также экономики и общества в  целом.

Власть неразрывно связана с  влиянием, часто эти понятия употребляются как синонимы. Различие между ними обычно проводят по силе влияния. Власть отличается от влияния высокой силой воздействия и вероятностью подчинения. Влияние же обычно характеризуется как властное, так и особенно более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Однако в целом грани между данными понятиями размыты и достаточно условны, поэтому в дальнейшем между ними не будет проводиться строгое различие.

В управленческой литературе власть – это способность того или  иного лица оказывать влияние  на поведение людей с целью  подчинить их своей воле. В этом случае акцент делается на социальный характер власти: властные отношения  всегда возникают между людьми и  общественными группами.

Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:

1)  власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется (например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть);

2)  власть – это функция взаимозависимости, так как между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

3)  власть не является абсолютной, то есть тот, к кому применяют власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть представляется как социальное отношение между двумя партнерами (индивидуальными или коллективными), агентами, при котором один из них  оказывает определяющее влияние  на второго. В этом случае власть предстает  в качестве взаимодействия ее субъекта (руководитель) и объекта (сотрудников), при котором субъект с помощью  соответствующих средств контролирует объект, определяет его поведение.

Власть характеризуется:

1)  асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);

2)  постоянным стремлением к изменению существующего баланса – соотношения сил взаимосвязанных субъектов, когда один из них использует ее ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувства протеста;

3)  целенаправленность (осуществляется ради чего-то);

4)  опорой на определенные ресурсы;

5)  наличием специфического механизма реализации;

6)  возможностью сопротивления и неподчинения;

7)  неполным охватом всех сфер организации, зависимостью необходимого объема от характера решаемых задач.

По направленности власть может  быть позитивной, созидающей и негативной, означающей способность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. В конечном итоге такое злоупотребление  ведет к дестабилизации ситуации.

Власть имеет организацию:

  1. единоличную (осуществляется одним лицом);
  2. коллективную (осуществляется группой совместно);
  3. коллегиальную (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения).

Власть можно рассматривать  как индивидуальную, реализуемую  отдельным субъектом, или системную, базирующуюся на совокупности обязательных для всех безличных норм, правил, требований.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная – это власть должности. Она обусловлена официальной  ролью последней в структуре  управления организацией, совокупностью  принадлежащих ей полномочий и не связана с личными качествами занимающего ее субъекта. Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиниться требованиям  обладателя должности, либо объемом  материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без  согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают  всю систему управления любой  организации. В большинстве случаев  должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций. Но, кроме формальной структуры, существует и неформальное распределение власти и влияния в коллективе, что  иногда приводит к несовпадению границ формальной и реальной власти.

Реальная власть (личная власть) зависит  от степени признания ее обладателя окружающими, то есть от его места  не только в официальной, но и в  неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые  добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью его зависимости  от окружающих. Для успеха формальной, а часто и неформальной организации  власть необходима как инструмент координирования  усилий членов коллектива и поддержания  производственной дисциплины.

Готовность подчиняться (восприятие власти) определяется пониманием и  принятием работников смысла распоряжений, их интеллектуальными и физическими  возможностями, соответствием характера  власти их индивидуальным потребностям и установкам, личными качествами должностного лица.

Часто из-за несовпадения границ формальной и реальной власти их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими  друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти.

Таким образом, власть – это отношения  в динамике, отношения, изменяющие и  ситуацию, и людей, отношения, изменяющиеся во времени. Власть используют руководители, подчиненные и подразделения, для  того чтобы достичь своих целей  или укрепить свое положение.

 

 

 

2.2. Виды и формы власти в менеджменте

Первую классификацию  видов власти предложил Макс Вебер, представитель административной классической школы:

Информация о работе Проблема лидерства в современном менеджменте