Проблема лидерства в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить лидерство в менеджменте. Задачи:
Проанализировать литературу по данной теме;
Определить значимость лидера и его качеств в работе организации;
Изучить на практике, как менеджер более эффективно управляет работниками, используя качества лидера;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. Понятие и сущность лидерства…………………………………………........5
2. Отличие лидера от менеджера………………………………………………..9
3. Современные модели лидерства…………………………………………......10
4. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера……………..…………16
5. Руководитель в системе управления…..………………………………….....20
5.1. Личные способности руководителя, как фактор его успешной
деятельности в системе управления……………………………………….......20
5.2. Личностные черты руководителя…………………………………..….…..24
5.3. Менеджерские характеристики руководителя…………………….….......25
5.4. Баланс рабочего времени руководителя………………………….…….....26
5.5. Оценка эффективности работы руководителя…………………………….26
6. Стили руководства……………………………………………………...…….28
7. Памятка лидера………………………………………………………...……...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...……………...……..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...………………......……..34

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и  планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием формы  самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и  коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и  действий.

В процессе общения менеджеру  приходится выполнять три основных роли:

  • роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль (имидж и представительство во внешнем мире) фактический может играть номинальный глава фирмы,

обеспечивающий и вдохновляющий  действия людей, направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между  сотрудниками.

  • роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
  • роль, связанная с принятием решений. Её играет руководитель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Её играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Её, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

В современных условиях, в нашей стране, часто все эти  проблемы ложатся на плечи одного человека, выступающего во всех вышеперечисленных  ролях – лидера.

Люди следуют за лидером  прежде всего потому, что он в  состоянии предложить им (хотя и  не всегда реально дать) средства для  удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчинённых, умении

поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и 

отдаленные последствия  своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных  уверенность, сознание необходимости  совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует  и понимает психологические особенности  партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных  контактах. Убеждая других, он проявляет  завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Чтобы человеку реализовать  все эти потребности ему, прежде всего, нужно личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и  готовность брать на себя сопряженные  с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий  лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно  не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять  давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые  он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством  личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только

квалификации, но и эмоциональной  зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться  с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном  пути любого менеджера.

 Современный менеджер  должен активно бороться с  собственными недостатками, формировать  у себя положительное отношение  к жизни и работе, создавать  «здоровое» окружение путем выдвижения  и обучения людей, раскрытия  их способностей и талантов; при  этом не нужно опасаться потерять  авторитет - в большинстве случаев  сотрудники за такое отношение  к ним, наоборот, платят признанием  и благодарностью.

Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и  настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая  нестандартные подходы и неизвестные  грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной  долей авантюризма для пущей  привлекательности.

Нужно иметь в виду, что  не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

5.2. Личностные  черты руководителя.

Современный руководитель должен быть специалистом, в совершенстве знать все стороны деятельности управляемого объекта, обладать, способностью принимать решения и уметь  предвидеть экономические, социально-психологические  и организационные последствия  реализации принимаемых решений.

Руководитель должен постоянно  совершенствовать стиль и методы работы. Эффективное использование  трудового потенциала руководителя возможно только при:

  • умении организовать работу коллектива;
  • воспитании в себе таких индивидуально-психологических свойств, которые позволили бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми представлениями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно, честно;
  • объективной оценке деятельности подчинённых, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива и повышении эффективности работы;

 

  • создании условий для наилучшего социально психологического климата;
  • умении ориентироваться в сложной обстановке;
  • заботе о коллективе и каждом сотруднике.

Трудовой  потенциал руководителя – это условная совокупность знаний, умений, навыков, привычек, одарённостей, способностей, обуславливающих успех его деятельности при фиксированных внешних условиях.

Руководитель при осуществлении  практической работы должен иметь следующие  качества:

    • выдержка;
    • вежливость;
    • тактичность;
    • скромность;
    • непримиримость к лести;
    • чуткость;
    • самокритичность;
    • самодисциплина;
    • требываемость;
    • равное отношение ко всем.

5.3. Менеджерские  характеристики руководителя.

Содержание деятельности современного менеджера зависит  от многообразных факторов:

  • в условиях стремительной информатизации всей жизни, большая роль принадлежит компьютерной технике и технологии;
  • развитие международных культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;
  • современному менеджеру необходимо глубокое знание макро- и микро экономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.
  • в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области психологии, философии этики и других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.

5.4. Баланс рабочего  времени руководителя.

Одна из первостепенных задач  каждого руководителя – научится планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

Советы руководителю, которые  экономят время:

  • требуйте от себя и подчинённых точного и конкретного изложения вопроса по существу;
  • умейте слушать;
  • заранее составляйте распорядок дня;
  • никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится;
  • поставьте своей целью выполнить все задуманные вами работы в строго намеренные сроки;
  • не упускайте из виду мелочи;
  • приступайте к делу сразу же, если вы знаете, что надо делать;
  • цените время и своё и чужое;
  • не увязывайте в телефонных разговорах;
  • научитесь говорить нет, если вы не научитесь этому, то окажитесь вовлечёнными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле.

5.5. Оценка эффективности  работы руководителя.

Задача оценки руководителей  и специалистов по результатам труда  состоит:

  • в выявлении соответствия работника занимаемой должности;
  • в определении трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;
  • в обеспеченности повышения индивидуальной отдачи от работников их чёткой ориентации на конечный результат;  
  • в привязке деятельности специалистов и руководителей к главной цели отдела, предприятия или фирмы.

При оценке деятельности руководителей  возникает немало проблем:

  • как оценивать итоги производства;
  • как оценивать вклад функций управления в эти итоги;
  • как оценивать долю конкретного работника в этом вкладе.

Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения. Показатели этой оценки:

  • выполнение планового задания по объёму и важнейшей номенклатуре;
  • производительность труда;
  • качество продукции.

Таблица №2  (приложение Б.2).

 

Потенциальные ограничения, которые могут возникнуть:

  • неумение управлять собой;
  • размытые личные ценности;
  • нечёткие личные цели;
  • остановка саморазвития;
  • недостаточность навыка решать проблему;
  • недостаток творческого подхода;
  • неумение влиять на людей;
  • недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
  • слабые навыки руководства;
  • неумение обучать;
  • низкая способность формировать коллектив.

 

6. Стили руководства.

Любой лидер, в большей  или меньшей степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства.

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно  означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении  «почерк». Отсюда можно  считать, что стиль руководства  – своего рода «почерк» в действиях  менеджера.

Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно  связать с именем немецкого психолога  К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими  процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими  стали считаться деление на три  стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный  стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

Информация о работе Проблема лидерства в современном менеджменте