Проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конку¬рентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Стратегии конкурентных преимуществ фирмы как основной фактор адаптации фирмы к условиям внешней среды……………………………….4
1.1. Стратегия минимизации издержек…………………………………….4
1.2. Стратегия дифференциации……………………………………………5
1.3. Стратегия фокусирования………………………………………………6
1.4. Стратегия инноваций…………………………………………………...7
1.5. Стратегия оперативного реагирования…………………………….…..8
1.6. Стратегия синергизма………………………………………...……….. 8
2. Конкурентные стратеги фирмы в условиях внешней среды………..….9
2.1. Лидер рынка……………………………………………………………10
2.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению………………….11
2.3. Конкурентное поведение последователя……………………………. 13
2.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке…………………………………………………………………………... 13
2.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм………..13
2.6. Конкурентный анализ………………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права»  в г. Перми

 

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность 080507 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине Стратегический менеджмент                          

 

Тема: Проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды.

 .                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Стратегии конкурентных преимуществ  фирмы как основной фактор  адаптации фирмы к условиям внешней среды……………………………….4

1.1. Стратегия минимизации издержек…………………………………….4

1.2. Стратегия дифференциации……………………………………………5

1.3. Стратегия фокусирования………………………………………………6

1.4. Стратегия инноваций…………………………………………………...7

1.5. Стратегия оперативного реагирования…………………………….…..8

1.6. Стратегия синергизма………………………………………...……….. 8

2. Конкурентные стратеги фирмы в условиях внешней среды………..….9

2.1. Лидер рынка……………………………………………………………10

2.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению………………….11

2.3. Конкурентное поведение последователя……………………………. 13

2.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке…………………………………………………………………………... 13

2.5. Стратегия конкурентного поведения  фрагментарных фирм………..13

2.6. Конкурентный анализ………………………………………………… 14

Заключение………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………….. 18

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

В данной работе объектом исследования является стратегический менеджмент, а предметом – конкуренция, а в частности проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды.

Целью работы является изучение конкурентной среды: конкурентных преимуществ, конкурентных стратегий и проблем адаптации конкурентных стратегий фирмы к условиям внешней среды.

Исходя из цели, для данного исследования следует поставить следующие задачи:

    • Дать определение конкурентных стратегий;
    • Изучить конкурентные преимущества фирмы как основного фактора адаптации фирмы к условиям внешней среды;
    • Показать стратегии поведения фирмы в конкурентной среде;
    • Раскрыть суть конкурентного анализа.

 

 

 

 

 

Раздел 1. Стратегии конкурентных преимуществ фирмы как основной фактор адаптации фирмы к условиям внешней среды.

Стратегии достижения конкурентных преимуществ относятся к группе конкурентных стратегий, к которым можно отнести также и стратегии поведения в конкурентной среде.

Каждая из этих стратегий базируется на необходимости достижения определенного конкурентного преимущества. Под конкурентными преимуществами при этом понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.).

 

1.1. Стратегия минимизации издержек.

Стратегия минимизации издержек (лидерства по издержкам) нацелена на обеспечение более низких системных издержек на товар по сравнению с конкурентами. Продукция при этом может продаваться либо по более низким ценам, чем у конкурентов, либо по сопоставимым ценам.

Преимущество низких издержек создает относительно эффективную защиту против пяти конкурентных сил М. Портера.

Вместе с тем существует риск появления технологических новинок, роста инфляции (подрывающего способность фирмы снижать издержки), изменения предпочтений потребителей и т.д. и как результат — утрата конкурентного преимущества в низких издержках.

Практика показывает, что данная стратегия часто выбирается на практике как российскими, так и зарубежными фирмами, но в нашей стране трудно достичь максимального эффекта в связи с высокими темпами инфляции и рядом существенных проблем внутреннего характера деятельности фирм.

1.2. Стратегия дифференциации.

Цель стратегии дифференциации (или ее разновидностей: дифференциации продукта, персонала, сервиса или имиджа) — это или придание продукту-товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар как более качественный от предложений конкурентов; или предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующего продаваемым товарам; или наем и тренинг персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов; или создание более выгодного имиджа фирмы, рекламной марки продуктов, т.е. бренда. Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает организацию от конкурентных сил, но совершенно иным способом. Несмотря на то, что успешная дифференциация основана на более высоких издержках, она позволяет организации добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену.

Отметим, что среди всех разновидностей стратегии дифференциации в современных условиях на первый план выходят стратегия нового подхода к качеству продукции (услуг) и стратегия управления знаниями или использования интеллектуального потенциала персонала фирмы. Так, новая стратегия в управлении качеством характеризуется рядом моментов:

    • обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
    • новому понятию качества - должна отвечать соответствующая организационная структура фирмы;
    • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания (т.е. в процессе всего жизненного цикла изделия);
    • качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
    • повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением свойств и параметров в процессе контроля качества;
    • всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

 

1.3. Стратегия фокусирования.

 

Стратегия фокусирования, т.е. специализации на нуждах различных сегментов рынка (различных групп покупателей) строится без стремления обхватить весь рынок. Цель стратегии — удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство в минимизации издержек, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования может быть представлена либо стратегией фокусированного лидерства по издержкам либо стратегией фокусированной дифференциации.

Фирмы заставляет выбирать эту стратегию либо отсутствие, недостаток ресурсов, либо усиление барьеров входа в отрасль или на рынок. Поэтому желательно выбирать такую рыночную нишу, которая имеет потенциал роста, не переполнена конкурентами, размер ниши обеспечивает необходимую прибыльность.

 

1.4. Стратегия инноваций.

Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом. Фирмы, выбравшие данную стратегию, стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах и получают возможность создания сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей. Альтернативой является продажа новой технологии другим заинтересованным фирмам. Статистика свидетельствует, что деятельность по созданию инноваций характеризуется высоким уровнем риска. Кроме того, инновационные фирмы должны иметь высококвалифицированный персонал, достаточные финансовые ресурсы для создания и выведения новинок на рынок. Такая стратегия присуща либо крупным фирмам, либо, наоборот, небольшим венчурным предприятиям.

 

1.5. Стратегия оперативного реагирования.

 

Стратегия оперативного реагирования предполагает достижения успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (технологические, потребительские и иные). Например, для того чтобы приспособить выпускаемую продукцию к новым потребностям рынка, необходимо время. Фирма, выбравшая данную стратегию, приложит все усилия к тому, чтобы в максимально короткие сроки осуществить адаптацию. Если она это сделает быстрее своих конкурентов, ей представится возможность получить дополнительные прибыли в связи с временным отсутствием конкурентов нового (модифицированного) товара (услуги). Данная стратегия в самом простейшем варианте может быть реализована фирмами-имитаторами, осуществляющими подделку марочной продукции всемирно известных производителей. В самом сложном варианте — фирмами, которые смогли создать предпосылки для постоянной адаптации к меняющимся условиям (т.е. создали соответствующую корпоративную культуру фирмы, нацеленную на постоянные новшества и поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем).

 

1.6. Стратегия синергизма.

 

Стратегия синергизма — это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне фирмы в целом и которое, в конечном счете, проявляется на разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в приобретении продукцией уникальных свойств. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления).

Значение стратегии синергизма заключается таким образом в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи бизнес-единиц, чем в ситуации, когда они управляются раздельно. Но следует добавить, что синергический эффект, каким бы потенциально большим он ни был, не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать. А это возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы.

Таким образом, любая конкретная организация должна для себя четко решить, какой вид конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это реально может быть достигнуто, учитывая, что, по существу, указанные стратегии являются альтернативными.

 

Раздел 2. Конкурентные стратеги фирмы в условиях внешней среды.

 

Анализ конкурентной среды, структуры конкурентных сил, изучение конкурентов, понимание фирмой своего положения в конкурентной среде позволяет разработать и соответствующую стратегию поведения в конкурентной борьбе. Ф. Котлером и Р. Тернером выделяются четыре достаточно четко определенных позиции, в которых могут находиться фирмы на поле конкуренции:

    • позиции лидера на рынке;
    • позиция, бросающего вызов рыночному окружению;
    • позиция последователя;
    • позиция, знающего свое место на рынке.

Рассмотрим возможные стратегии конкуренции фирм, занимающих различное положение на рынке, при условии, что все они реализуют стратегию, связанную с изменением продукта и (или) рынка, не меняя при этом отрасли и технологии.

 

2.1. Лидер рынка.

 

Так, лидер рынка в данном случае может пытаться реализовать себя следующими способами:

Информация о работе Проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды