Проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конку¬рентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Стратегии конкурентных преимуществ фирмы как основной фактор адаптации фирмы к условиям внешней среды……………………………….4
1.1. Стратегия минимизации издержек…………………………………….4
1.2. Стратегия дифференциации……………………………………………5
1.3. Стратегия фокусирования………………………………………………6
1.4. Стратегия инноваций…………………………………………………...7
1.5. Стратегия оперативного реагирования…………………………….…..8
1.6. Стратегия синергизма………………………………………...……….. 8
2. Конкурентные стратеги фирмы в условиях внешней среды………..….9
2.1. Лидер рынка……………………………………………………………10
2.2. Фирма, бросающая вызов рыночному окружению………………….11
2.3. Конкурентное поведение последователя……………………………. 13
2.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке…………………………………………………………………………... 13
2.5. Стратегия конкурентного поведения фрагментарных фирм………..13
2.6. Конкурентный анализ………………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)
    • расширить общий рынок продукта за счет привлечения новых потребителей, поиска новых возможностей использования продукта либо же интенсификации потребления продукта;
    • расширить свою долю на рынке в том случае, если взят курс на ускоренный рост, или сохранить имеющуюся долю рынка в случае, если не предполагается ускоренного роста фирмы.

Отстаивая свои ведущие позиции на рынке, лидер может применить одну из четырех стратегий конкуренции. Во-первых, он может придерживаться стратегии инновации, базирующейся на ведущих позициях в создании новых продуктов и систем их доведения до клиентов. Во-вторых, лидер может использовать стратегию закрепления, позволяющую сохранять конкурентную силу. При этой стратегии внимание концентрируется на поддержании приемлемых цен и на обновлении продукта за счет новых размеров, форм и марок. В-третьих, лидер может реализовывать стратегию конфронтации, предполагающую быстрые и направленные ответные действия в отношении бросающего вызов. Средствами проведения данной стратегии являются ценовые выпады против атакующего, проведение политики продвижения своего продукта на его рынке, проникновение в сети распределения и т.п. В-четвертых, лидер может задаться целью - доставить беспокойство конкуренту. Для этого фирма может организовать критику конкурента, попытаться воздействовать на его основных поставщиков и тех, кто распределяет его продукцию, начать переманивать ключевых сотрудников и т.п.

 

2.2. Фирма, бросающая вызов рыночному  окружению.

 

Фирма, бросающая вызов рыночному окружению, должна быть достаточно сильной, но не занимающей позиции лидера. Основная стратегическая цель роста такого рода фирм — захват дополнительных частей рынка за счет отвоевывания их у других фирм. При переходе к реализации данной цели фирма должна четко определить для себя, у кого она собирается отвоевывать часть рынка. Возможны два выбора:

1) атака на лидера;

2) атака на более слабого и  мелкого конкурента.

Так, например, атаку на лидера фирма может начинать только в том случае, если у нее имеются явные конкурентные преимущества, а у лидера — недостатки, которые фирма может использовать в конкурентной борьбе. При этом фирма совсем не обязательно должна выбирать открытую лобовую атаку на лидера, могут быть использованы различные обходные маневры.

Выделяется пять возможных подходов к проведению атаки на лидера:

    • фирма предпринимает открытый прямой удар по лидеру. В этом случае конкурентная борьба идет по принципу «сила на силу». Фирма предпринимает атаку не в направлении слабых сторон лидера, а в направлении сильных, чтобы сокрушить его там, где он считается сильным и где он лидирует. В такой схватке обычно побеждает тот, у кого больше ресурсов и кто обладает сильными преимуществами;
    • фирма осуществляет фланговую атаку на лидера. В данном случае атака идет по тем направлениям, на которых у лидера имеются слабости. Обычно такими направлениями являются либо регион, в котором лидер не обладает сильными позициями, либо потребность, которую не покрывает продукт лидера;
    • фирма предпринимает атаку по всем направлениям. В этом случае лидеру приходится защищать и свои передовые позиции, и тылы, и фланги. Данный тип атаки для успешного завершения требует намного больших ресурсов у атакующей фирмы, так как предполагает ее продвижение на все рынки, где присутствует лидер, и по всем видам продуктов, выпускаемым лидером.
    • обходная атака. В данном случае фирма не нападает на лидера непосредственно, а создает новый рынок, на который потом выманивает лидера и, обладая преимуществами на этом рынке, побеждает его.
    • партизанская борьба. Обычно к данному типу борьбы прибегают фирмы небольшого размера, которые не могут позволить себе другие методы атаки на лидера. При партизанской борьбе фирма выбирает те рынки, где лидер наиболее слаб, и предпринимает быстрые атаки на него для того, чтобы получить некоторые преимущества.

 

2.3. Конкурентное поведение последователя.

Стратегия конкурентного поведения последователя состоит в том, что он не стремится атаковать лидера, однако четко охраняет свою долю рынка. Последователь старается удерживать своих клиентов, хотя и не отказывается от получения своей доли на вновь создающихся рынках. Важной чертой ведения бизнеса такой фирмы является то, что она достаточно высокоприбыльна и в своей рыночной стратегии концентрирует внимание на прибыли. Это уводит ее в сторону от интенсивной конкурентной борьбы.

 

2.4. Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место  на рынке.

Стратегия конкуренции фирм, знающих свое надлежащее место на рынке, сконцентрирована на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса или временно не заняты более сильными конкурентами. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь очень строгую специализацию, очень внимательно изучать свой участок на рынке, развиваться только в пределах четко выверенных допустимых темпов роста и иметь сильного и влиятельного руководителя.

 

2.5. Стратегия конкурентного поведения  фрагментарных фирм.

В заключение следует указать, что иногда рынок характеризуется отсутствием ярко выраженных лидеров и наличием большого числа относительно небольших конкурентов (это фрагментарная деятельность таких фирм, как аптеки, гостиницы, ателье, пекарни и т.д.). Основными признаками такого рынка являются: отсутствие или слабая выраженность эффектов масштаба; относительно низкие входные барьеры; разбросанность потребителей по регионам; высокая доля транспортных издержек в структуре затрат; относительно небольшое количество потребителей; высокая степень продуктовой дифференциации, основанной на имидже; значительная зависимость от местного регионального регулирования. Для таких видов деятельности применимы следующие стратегии:

    • разработки и использования стандартных услуг;
    • глобальной экономии;
    • создания узкой продуктовой линии;
    • фокусирования (обслуживание узкого круга клиентов или работа в рамках узкой географической территории).

Таким образом, при формировании своего стратегического поведения в конкурентной борьбе любая фирма может планировать определенные действия, которые носят либо наступательный (наступление на сильные, слабые стороны конкурента, захват стратегических рубежей, партизанские нападения, упреждающие действия и т.д.), либо оборонительный характер (поддержание низких цен, освоение новых технологий, заключение эксклюзивных договоров и т.д.).

 

2.6. Конкурентный анализ.

Покупатели, поставщики, конкуренты — это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Отрасли сильно различаются между собой, и методика анализа должна это учитывать. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса компании обычно используется конкурентный анализ.

Конструкция конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:

    • доминирующие в отрасли экономические характеристики;
    • основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;
    • анализ конкурентных сил, действующих на фирму;
    • оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний;
    • определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенции.

Доминирующие, в отрасли экономические характеристики:

    • размеры рынка;
    • области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
    • скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
    • число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
    • число покупателей и их относительные размеры;
    • превалирование передней или задней интеграции;
    • легкость входа и выхода;
    • степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
    • уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
    • влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
    • является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
    • наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
    • требования к капиталу;
    • прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, включают:

    • изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом);
    • изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм, например создания служб сервиса и т.д.). Инновации в продуктах;
    • технологические изменения;
    • маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация);
    • вход или выход главных фирм в отрасли;
    • увеличение глобализации в отрасли;
    • изменения в стоимости и эффективности;
    • переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных;
    • влияние законодательных изменений;
    • изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни;
    • снижение неопределенности и риска в бизнесе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе нашего исследования цель работы, заключающаяся в изучение конкурентной среды: конкурентных преимуществ, конкурентных стратегий и проблем адаптации конкурентных стратегий фирмы к условиям внешней среды, достигнута, а задачи выполнены.

Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции. Именно конкуренция является решающей для долгосрочного выживания фирмы. Ничто не в состоянии оградить фирму от краха, если её продукция проигрывает в конкурентной борьбе продукции других фирм.

Основные проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды, состоят в том, что любая организация должна четко учитывать следующие средства, чтобы сохранить свою долю рынка:

    • установление на продукцию цен более низких по сравнению с ценами на продукцию конкурента;
    • выведение на рынок нового продукта и создание новых потребностей;
    • улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;
    • улучшение и расширение систем сбыта и распределения;
    • улучшение и усиление рекламы и систем продвижения продукта.

Чтобы избежать проблем при адаптации, фирма должна знать своё место на рынке и должна быть сконцентрирована на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса и временно не заняты более сильными конкурентами.

Список использованной литературы:

 

1. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение — важнее, чем знание: Учебное пособие. М.: Дело, 2009.

2. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров  «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Практикум по теории управления/Под  ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Пригожий А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2005.

5. Разработка стратегии развития: Учебные материалы/Под ред. Синявиной  М.П., Бурмистрова А.Н. СПб., 2005.

6. Рапс-Джонстон У. Тактический  менеджмент/Пер, с англ.; Под ред. Л.Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2010.

7. Семь нот менеджмента/Под ред. В. Красновой, А. Привалова. М.: ЗАО Журнал «Эксперт», 2008.

8. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2008.

9. Соловьев В.С. Стратегический  менеджмент: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008.

10. Стратегии бизнеса/Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 2003.

11. Стратегический менеджмент. Тематический  сборник. Вып. 6. Проблемы теории и практики управления. М., 2005.

 

 


 



Информация о работе Проблемы адаптации конкурентной стратегии фирмы к условиям внешней среды