Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и анализ факторов внешней среды и степени их влияния на деятельность предприятия в сфере индустрии развлечений, а далее, на основе полученных результатов дать рекомендации по улучшению адаптации системы управления ЗАО «РИО» к факторам внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 4
1. 1. Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды. 4
1. 2. Исследование системы управления ЗАО «РИО» 12
ГЛАВА 2. 15
2. 1. Предприятие ЗАО «РИО». 15
2. 2. Внешняя среда ЗАО «РИО» 18
2.2.1. Общий анализ ситуации на рынке 22
2.2.2. Анализ социологического исследования, выявляющего мнение электората 23
2.2.3. Конкуренция на рынке 24
2.2.4 Построение матрицы 5 конкурентных преимуществ М.Портера. 25
Рекоммендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29
Существует несколько методик исследования конкурентоспособности предприятия и его возможностей адаптации к факторам внешней среды. Рассмотрим некоторые из них:
Одна из самых популярных методик
была разработана профессором
1) риск входа потенциальных конкурентов: создает опасность прибыльности компании (если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль;
2) соперничество существующих в отрасли компаний: проявляющееся под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли;
3) возможность покупателей "торговаться": представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе;
4) давление со стороны поставщиков: заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль;
5) угроза появления заменяющих продуктов: существование полностью заменяющих продуктов - серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и ее прибыльность.
Рисунок 3 Пять преимуществ М.Портера
Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение “многоугольников конкурентоспособности”, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.
На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Пример многоугольника конкурентоспособности:
Рисунок 4 Многоугольник конкурентоспособности
SWOT-анализ —
метод стратегического
SWOT не дает
ясных и четко
За время существования ЗАО «РИО» в течение 8 лет, в 2011г. впервые возникла острая проблема потери части клиентуры, падение рейтингов среди других подобных заведений.
Эксперты в области экономики видят решение проблемы в рамках анализа конкурентных преимуществ предприятия. Это предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение клиентов к предприятию и, как результат, на изменение его доли на конкретном рынке [4].
По мнению Кравченко В.С., новые производственные и управленческие технологии, интернационализация конкуренции, глобализация мировой экономики, быстро меняющиеся условия экономической среды, широкое применение системного подхода в управлении ставят перед управлением фирмой новые задачи. В процессе своего развития она сталкивается с так называемыми проблемами роста, которые при неправильном подходе к их решению могут существенно снизить конкурентоспособность фирмы.
Симптомами проблем этого уровня могут быть:
− усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии;
− ухудшение финансового состояния;
− снижение общей организованности (повышение уровня энтропии предприятия как системы);
− сбои в основных
бизнес-процессах предприятия
Существуют и иные эксперты, предлагающие создание на предприятии базы оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений. По мнению исследователей, такая библиотека должна стать своего рода «генетической памятью» компании [6].
Приспособление системы управления к факторам внешней среды невозможно без изучения самих этих факторов. Так, отслеживая изменения внешних условий фирмы, руководители должны уметь адаптироваться к данным факторам. Постоянный мониторинг мнений целевой аудитории и потенциальных клиентов в отношении их требований к бильярдным заведениям могут помочь предпринимателям выбирать вектор дальнейшего развития фирмы.
Одной из самых больших ошибок может быть остановка развития фирмы после успешно проведенных на рынке нескольких лет. Именно такая проблема, по всей видимости, произошла у предприятия «РИО».
Схема бизнес- процесса ЗАО «РИО» представлена ниже, на стр. 14.
Подытоживаю главу
1, стоит структурировать
абракадабра
ЗАО «РИО» - предприятие, оказывающее услуги игры в бильярд. Помимо бильярда, в нем есть бар, но основное направление деятельности – бильярд. В зале стоит 7 бильярдных столов: 3 стола для «американского» бильярда (pool) и 4 для «русского» бильярда.
Целевыми аудиториями предприятия являются частные лица. Предприятие положительно отличает от конкурентов привлекательное географическое положение в городе.
Основная цель
бизнеса ЗАО «РИО» - максимизация
прибыли в долгосрочной перспективе,
получение общественного
Миссия предприятия (главный рыночный смысл деятельности) была разработана на основе интересов сотрудников, потребителей и собственников. Она звучит так: «Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек мог прийти в удобное для него время и получить удовольствие от игры в бильярд».
В своей деятельности предприятие преследует цели, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 Цели и задачи ЗАО "РИО"
Сфера деятельности |
Постоянные ориентиры |
Краткосрочные цели на 2011 г. |
Менеджмент |
Повышение качества управления |
Внедрить современные информационные технологии и тем самым повысить эффективность управления (развитие коммуникации между сотрудниками, в том числе, через Интернет); Внедрить механизм стратегического управления |
Финансы |
Эффективное управление денежными и материальными ресурсами для получения прибыли |
Увеличить рентабельность с 0,33 до 0,48 посредством снижения затрат на оборудование (поиск новых поставщиков) и небольшому увеличению цен в баре; Повысить платежеспособность и финансовую устойчивость для реалий г.Тольятти; Обеспечить
привлекательность для |
Качество |
Повышение конкурентоспособности услуг в сфере качества |
Повысить удовлетворенность потребителей, подтвержденную соц.опросом и более частым посещением клуба отдельными клиентами; |
Персонал |
Повышение эффективности работы сотрудников |
Улучшить эффективность структуры персонала, засчет привлечения возрастной категории рабочих от 23 до 35 лет (парней и девушек поровну), девушек привлечь к процессу контроля за игрой и администрированию, а парней в бар и на подсобные работы; Усовершенствовать систему оплаты труда и мотивации персонала, используя как экономические так и социологические методы стимулирования персонала; |
Маркетинг |
Сохранение позиций на целевых рынках |
Увеличить наполненность зала до 92%; Увеличить прибыль засчет увеличения клиентской базы; Улучшить имидж компании на рынке благодаря рекламе, работе с V.I.P. - клиентами. |
Таким образом, для достижения поставленных целей и задач системе управления ЗАО «РИО» необходимо максимально реализовать свои функции. Так, функциями системы управления являются:
В условиях рыночной экономики, сильной конкуренции, в связи с особенностями рынка развлекательных услуг, ЗАО «РИО» необходимо постоянно совершенствовать свою систему управления, проявляя гибкость к изменяющимся условиям внешней среды.
Рассмотреть внешнюю среду организации мы решили на примере методики T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economic, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) []2.
Рассмотрим воздействие каждой из данных групп факторов:
Влияние на бильярдный бизнес технологических факторов не столь велико, тем не менее необходимым является их рассмотрение. К технологическим факторам, по мнению экспертов, необходимо отнести следующие:
Развитие информационных технологий позволяет использовать свой потенциал в направлении маркетинга, куда отнесется реклама и оперативные опросы мнения электората о нашем заведении. Например, совершенствующиеся способы рекламы заведения в сети Интернет, подготовка рекламных баннеров, постоянный мониторинг мнения электората относительно их предпочтений в индустрии развлечений и в сфере бильярда, в частности. Данные меры позволят как привлечь новых клиентов, так и удержать уже существующих.
Экономические факторы являются одним из важнейших механизмов воздействия на поведение организации, в том числе, и в области бильярдных. Это широкая группа факторов, включающая в себя: темпы роста отраслей;
Один из наиболее острых вопросов для нашей фирмы является изменение потребительского спроса в связи с появлением высокой доли новых конкурентов (если говорить лишь об экономических факторах в данном случае). Среди групп населения, заинтересованных в нашем бизнесе, можно выделить преимущественно мужскую часть населения, в возрасте от 16 до 50 лет. Средняя заработная плата в г.Тольятти составляет 13,2 тыс. рублей. Это один из самых высоких доходов по России. Но, несмотря на это, жизнь в городе дорогая (например, проезд по городу на общественном транспорте стоит 16руб, что дороже, чем в Самаре, но такси дешевое (по району порядка 60руб.)). Следует отметить, что в связи с экономическим кризисом нескольких последних лет на градообразующем предприятии «АВТОВАЗ» произошли сокращения персонала, в связи с чем высока доля безработицы. Этот факт также повлиял на посещаемость населением развлекательных заведений. Например, с 2006 года по 2010 год доля людей, посещающих развлекательные заведения, уменьшилось на 14,5%. Виновник тому, в числе прочих, и экономические факторы, перечисленные выше.
Конкурентами на рынке являются организации, находящиеся в г.Тольятти в Автозаводском районе (с предприятиями в других районах города конкуренция также имеется, но не столь острая, как с территориально близкими к нему).
Главные конкуренты ЗАО «РИО» - несколько предприятий, территориально близко к нему расположенных:
Таблица 4 Конкуренты ЗАО "РИО"
Название / Адрес |
Характеристика |
Дополнительные услуги |
У ГАМБРИНУСА (0.28 км) ул. Туполева 12а |
17 столов: 5 залов: Общий зал - 13 столов Российский
большой по 1 столу |
Кафе, бар - (3 зала) Дартс |
БАР ЛАНГУСТ (0.47 км) Ул. Свердлова, 15б |
8 столов: 2 зала: Общий зал – 7 столов Российский большой - 6 столов Pool (американка) - 1 стол VIP зал: Российский большой - 1 стол |
Кафе, бар Игровые автоматы
|
БАР-КЛУБ КАНЗАС (0.51 км) Пр-кт Степана Разина 15а |
4 стола: 1 зал: Российский
большой - 2 стола |
Безалкогольные и алкогольные напитки; кухня
Тир, игральные автоматы, компьютерные автоматы, телевизор, Ночной клуб |
КАССИОПЕЯ ул. Фрунзе 129 |
13 столов: 4 зала: Снукер - 1 стол Российский
большой 4 стола VIP зал Снукер 1 стол |
Кафе, бар Сауна, бассейн Комната отдыха
Музыкальный автомат |
Информация о работе Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды