Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ факторов внешней среды и степени их влияния на деятельность предприятия в сфере индустрии развлечений, а далее, на основе полученных результатов дать рекомендации по улучшению адаптации системы управления ЗАО «РИО» к факторам внешней среды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 4
1. 1. Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды. 4
1. 2. Исследование системы управления ЗАО «РИО» 12
ГЛАВА 2. 15
2. 1. Предприятие ЗАО «РИО». 15
2. 2. Внешняя среда ЗАО «РИО» 18
2.2.1. Общий анализ ситуации на рынке 22
2.2.2. Анализ социологического исследования, выявляющего мнение электората 23
2.2.3. Конкуренция на рынке 24
2.2.4 Построение матрицы 5 конкурентных преимуществ М.Портера. 25
Рекоммендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

ИСУ курсач.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Политические факторы 

На индустрию  развлечений политические факторы  в стабильные периоды развития стран (без смены политических режимов) не играют большой роли. Обычно к политическим факторам относят:

1)         политическую ситуацию в стране;

2)         стабильность;

  1. лояльность властей;
  2. протекционизм в отрасли;
  3. наличие административных барьеров;
  4. систему охраны собственности.

Для бильярдного  заведения роль политических факторов не столь велика.

4) Законодательство

Изменения в законодательстве прямо  воздействует на многие виды деловой  активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).

В данном ключе  анализ деятельности бильярдной может  зависеть от факторов изменения законодательства. (при случаях, прямо касающихся подобных заведений, а также в случае законов, регулирующих деятельность целевой аудитории бильярдных: запрет для несовершеннолетних выходить в ночное время из дома).

Например, если говорить о законе, запрещающем продажу  алкоголя после 22.00, то для той аудитории, которая желает иметь подобную возможность, находясь в развлекательном заведении, это станет барьером. С другой стороны, для нежелающий находится в одном помещении с людьми, употребляющими алкогольные напитки, этот закон станет стимулом посещать развлекательные заведения.

Если говорить об изменении дохода ЗАО «РИО»  в связи с выходом данного  закона, то существенно снижается доход от продажи спиртного.

    1. Факторы окружающей среды

Не оказывают на деятельность нашего предприятия существенного влияния.

В случае природных  катаклизмов (сильные морозы, сильная  жара и др.) количество посетителей  существенно снижается. В частности, за время жары лета 2010года численность посетителей в сравнении с летним периодом 2009г. сократилась на треть, а в связи с морозной зимой того же года были некоторые дни (21 февраля, 16 декабря), когда число посетителей колебалось от 2 до 7 человек.

С целью адаптации к данным факторам необходимо обеспечить максимальную безопасность самого помещения, в котором находится ЗАО «РИО», а также контролировать температурные режимы внутри помещения посредством систем отопления и кондиционирования.

    1. Социально- демографические факторы

Основную категорию посетителей составляют мужчины 16-50 лет. Демографическая яма начала 90-х затронула часть нашей аудитории, и это негативно сказывается на деятельности предприятия, поскольку молодые люди 20-25 лет, являясь студентами, являются частыми посетителями бильярда. Так, среди посетителей бильярдных 67% приходится на мужчин 16-50 лет, соответственно, 33% - женщины, но возраст женщин составляет 15-38лет. Среди мужской части населения 37% посетителей – это люди до 35лет (то есть те, кого принято относить к группе молодежи). Соответственно, 63% составляет аудитория от 35 до 60 лет. Среди женщин более 70% посетителей в возрасте 16-29 лет (как правило, приходящие в компании с молодыми людьми). Так, на сегодняшний день для молодого поколения бильярдные востребованы. Но в период 2000-2010 – х гг. в пору юности вступают люди, рожденные в 1990-е, в период «демографической ямы». Следовательно, сегодня именно доля молодежи составляет более низкую долю. ЗАО «РИО» на рынке находится 8 лет и застало тот период, когда доля молодежи составляло более высокую долю, нежели сейчас. Таким образом, данный фактор оказывает существенное влияние на доход предприятия. С целью минимизации его отрицательного воздействия, могут быть предложены меры по ориентации на V.I.P. клиентов, возраст которых, как правило, выше 35 лет. Это создание клубных карт, V.I.P.-залов, ориентация на российский бильярд, который более предпочтителен для солидной аудитории.

По степени воздействия на предприятия, предложенные методикой T.E.M.P.L.E.S. факторы были размещены на 10-балльной шкале, представленной ниже:

Рисунок 5 Степень воздействия разных факторов на систему управления ЗАО "РИО"

Таким образом, наиболее значимое воздействие  ЗАО «РИО» следует ожидать от экономических факторов, демографических и социальных, подробное описание которых и методы адаптации к которым, были рассмотрены выше.

2.2.1. Общий анализ ситуации на рынке

Бильярд более  известная и популярная игра в  России, чем боулинг. Бильярд известен не только как спортивная игра (в спортивных клубах), но и в качестве возможности отдохнуть и приятно провести время (в развлекательных клубах). В этой связи  число бильярдных клубов достаточно большое и приобрело тенденцию увеличения. Операторы рынка считают, что рынок достигнет насыщения за 2 – 3 года и начнется очень высокая конкуренция за привлечение потребителя.

Рисунок 6 Структура рынка по бильярду в г.Тольятти [10]

Динамический  рост количества операторов обусловлен тем фактом, что около 40,0% взрослого населения страны иногда играют в бильярд, около 10 % - играет регулярно, а 2% - с периодичностью 1 – 2 раза в неделю. По данным операторов рынка уровень загруженности столов составляет 4 – 8 часов в день. Динамика загруженности в целом отвечает динамике боулинг клубов (днем загруженность составляет около 20%, вечером колеблется от 80 до 100%), сезонность на бильярдном рынке значительно меньше (уровень колебания не превышает 20 %).

По мнению операторов наиболее оптимальное количество столов в клубе 10 – 15 единиц (хотя в большинстве случаев в специализированных клубах установлено 6 – 8 столов), почти треть рынка занимают мини клубы на 1 – 2 стола при разнообразных заведениях (преимущественно кафе, сауны, и тому подобное).  Ориентировочные инвестиции в бильярдный клуб на 9 столов составляют 300 тыс.  $ USD,  срок окупаемости составляет 2 – 2,5 года. При средней стоимости игры 80 – 150 руб. и наличия фуд-корта в клубе, среднемесячный доход может составлять 300-600 тыс. руб. [10].

2.2.2. Анализ социологического исследования, выявляющего мнение электората

С целью выявления  целевой аудитории ЗАО «РИО»  и разработки системы работы с  постоянными клиентами, учета их ожиданий от ЗАО «РИО», было проведено  социологическое исследование посетителей ЗАО «РИО».

Выборка составила 45 человек в возрасте 16-53 лет (из них  доля мужчин – 73%, женщин – 27%). Респондентам были заданы вопросы о том, что  им нравится и не нравится в ЗАО  «РИО», а также в свободной  форме предлагалось ответить на вопрос об ожиданиях от бильярдного клуба.

Главным преимуществом  ЗАО «РИО» посчитали «хорошее обслуживание» (37,2% опрошенных посетителей) и «приятный дизайн помещения» (49,1% респондентов), «доступные (невысокие) цены в баре» (13,7% опрошенных). В числе  негативных условий респонденты выделили следующие: отсутствие клубных карт, нет разграничения залов для курящих и некурящих, «режим работы не позволяет посещать ЗАО «РИО» в первой половине дня, недостаточно столов для русского бильярда, отсутствие специального обслуживания для V.I.P. – клиентов.

Также клиентам было предложено проранжировать некоторые  бильярдные клубы города по шкале  от 1 до 10. В результате этого ЗАО  «РИО» оказался на 4 месте, уступив  клубам «Тулуза», «Канзас» и «Американка».

2.2.3. Конкуренция на рынке

Точное количество бильярдных столов в Тольятти на настоящий  момент определить невозможно. Всего  действует более 100 бильярдных клубов, достаточно равномерно расположенных  на территории Тольятти. Подавляющее  большинство это мини клубы на 1 – 2 стола расположены при барах, саунах, кафе. Почти все гостиницы города имеют собственную мини бильярдную. Из 15-ти ночных клубов в Тольятти 10 оборудованы бильярдными столами. Все те бильярдные клубы используются как средство стимулирования основных услуг заведения и не носят коммерческого характера.

К коммерческим в Тольятти можно отнести 8 бильярдных клубов, которые имеют от 4 и больше столов. Все они работают круглосуточно и предлагают дифференцированную в зависимости от часа систему оплаты [11].

Активной рекламной политики бильярдные клубы города не ведут. Основными элементами стимулирования потребителей выступают: клубные скидки, проведение турниры ров и сопутствующие услуги. Достаточно часто в вечернее время (особенно, на выходные дни) в бильярдных клубах города не хватает столов, что может свидетельствовать о наличии определенного дефицита на рынке.  

Большинство из представленных выше конкурентов появились  на рынке в течение последних 2 лет, остальные в предкризисный  период. Стоит отметить, что в  связи с появлением таких бильярдных, как «Тулуза», «Американка» и «Круазе» в 2007 г., число клиентов в ЗАО «РИО» уменьшилось на 23,0%, а в 2010г. с открытием бильярдного клуба «Канзас», находящего на расстоянии меньше 1 км от ЗАО «РИО», часть клиентов также делает свой выбор в пользу «Канзаса». Скорее всего, это связано с тем, что «Канзас» предлагает постоянным клиентам накопительную систему скидок, максимум которой – 30%. Данное обстоятельство показывает одну из слабых сторон ЗАО «РИО», поскольку особого внимания постоянным клиентам у него нет. Следовательно, необходима разработка стратегии работы с потребителями, создание клубных карт.

2.2.4 Построение матрицы 5 конкурентных преимуществ М.Портера.

Большинство современных  рынков характеризуются как конкурентные. Отсюда возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.

Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в набольшей  мере определяет уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования на рынке. Так для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней, а тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта.

Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке учитывается группа следующих факторов:

  • соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») – ситуация в отрасли;
  • конкуренция со стороны товаров являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей;
  • угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;
  • позиция потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.

Проведем краткий  анализ конкуренции:

Платежеспособный  спрос на рынке бильярдных клубов насыщен. Его рост значителен, поэтому фирмы склонны к проведению агрессивных стратегий, на рынке регулярно появляются новые конкуренты. Уровень конкуренции на смежных товарных рынках (боулинг) также высок. Набор сервисных услуг фирм-конкурентов в отрасли  идентичен. Цены конкурентов значительно приблизительно схожи с нашими.  Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. велика вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам. В целом уровень конкуренции на рынке высок и имеет тенденцию к еще большему увеличению

На основе анализа  построим матрицу Портера.

Современные рыночные условия сформировали на рынке четыре основных стратегии конкурентной борьбы: силовую, нишевую, приспособленческую и пионерскую.

Рисунок 7 Матрица конкурентных преимуществ М.Портера

Для нашего предприятия  больше всего подходит использование  нишевой стратегии, которая предполагает предоставление услуг для определенного круга потребителей.

В нашем случае в связи с высоким уровнем конкуренции в отрасли необходимой становится ставка на целевую аудиторию (на V.I.P. - клиентов).

Рекоммендации

Проведенный анализ влияния факторов внешней среды  на деятельность организации (в частности, ЗАО «РИО») показал, что система управления предприятия должна быть гибкой и уметь адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, наиболее сильное влияние оказывают экономические и социально- демографические.

К экономическим  факторам можно отнести появление  новых конкурентов в послекризисный период и укрепление на рынке предприятий, переживших кризис.  Анализ мнения электората показал, что клиенты ценят в  бильярдных особое отношение к постоянным клиентам. В свою очередь, в связи с определенными событиями 1990-х гг. численность молодежи, посещающей развлекательные заведения, снижается. Поэтому в перспективе развития предприятия на ближайшие 10-15 лет стоит обратить внимание на более старшую аудиторию, преимущественно, на V.I.P. – клиентов.

Информация о работе Проблемы адаптации предприятия к факторам внешней среды