Проблемы государственной поддержки системы кредитования субъектов малого предпринимательства на примере Кемеровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: на основании анализа состояния кредитования малого предпринимательства в Кемеровской области разработать меры по повышению эффективности кредитования малого предпринимательства за счет средств бюджета (областного) и пути его совершенствования в Кемеровской области.
Задачи дипломной работы:
1. Провести анализ состояния малого предпринимательства в Кемеровской области.
2. Изучить меры поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области и их эффективность.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………......
2 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области ...
2.1 История зарождения и развития малого предпринимательства
в России и в Кемеровской области ……………………………………
2.2 Правовые основы деятельности малого предпринимательства……..
2.3 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области
в 2009-2011 годах ………………………………………………………
2.4 Кредитование малого предпринимательства в Кемеровской области ………………………………………………………………………..
3 Анализ кредитования малого предпринимательства в Кемеров-ской области за счет средств областного бюджета …………...
3.1 Основные показатели кредитования малого бизнеса ………………..
3.2 Основные проблемы кредитования малого бизнеса …………………
3.3 Зарубежный опыт в сфере государственного кредитования малого бизнеса ……………………………………………………………….......
4 Разработка предложений по повышению эффективности
кредитования малого предпринимательства ………………………...
5 Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ……

Файлы: 1 файл

Диплом про малое предпринимательство.doc

— 706.00 Кб (Скачать файл)

В третьей главе разработаны  предложения повышению эффективности  кредитования малого предпринимательства  за счет средств областного бюджета  Кемеровской области.

В заключении сформулированы основные выводы по работе над темой.

 

 

 

 

2 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области

 

 

2.1 История зарождения и развития малого предпринимательства в России и в Кемеровской области

 

В современной истории  России началом развития малого предпринимательства является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло, что подтверждается ростом объемов производства. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. — 6,1 млрд. руб., в 1989 г. — 40,3 млрд. руб. На начало 1988 г. 90% всех кооперативов занимались производством товаров народного потребления, бытового обслуживания, заготовки и переработки вторичного сырья. Малые предприятия окончательно получили юридический статус в 1990 году, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР № 446 от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этим постановлением были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования. Это сыграло решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий.

На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9 %, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) — с 0,6 до 1,1 %, в общем объеме реализации бытовых услуг населению — с 4,6 до 18,4 %. Динамика развития кооперативного движения приведена в таблицах 2.1 и 2.2

 

 

 

Таблица 2.1 – Развитие кооперации в России в 1988–1993 гг. 6

 

1988

1989

1990

1991

1992

1993

Число действующих кооперативов, тыс.

77,3

338,9

1102,2

1134,6

778,4

443,8

Численность работающих, тыс. человек

669,7

7708,2

22688

33512

22665

9941,0

Объем реализации продукции за год, млн. руб.,

1168,2

33326

224875

442801

49425

1183759

в том числе непосредственно населению, млн. руб.

11256

33404

24433

99934

338440


 

Таблица 2.2 – Число кооперативов в России по видам деятельности, тыс.

Вид деятельности

1988

1989

1990

1991

1992

1993

Производство товаров народного  потребления

1,4

6,7

14,8

17,9

8,8

4,8

Производство товаров производственно-технического назначения

3,7

5,5

3,9

3,3

Бытовое обслуживание

2,7

12,1

16,3

13,5

6,8

2,4

Общественное питание

1,8

3,5

2,6

1,9

0,7

0,3

Торговая и торгово-закупочная

0,4

1,1

1,9

1,9

0,9

0,4

Строительство

24,0

50,9

34,0

19,5

Сельское хозяйство

3,7

5,0

2,7

1,1

Художественно-оформительская

 

2,4

1,0

0,5

Медицинские услуги

2,0

1,0

0,5

Организация досуга

1,2

0,5

0,2

Научно-техническая

6,2

7,8

3,9

2,4

Другие виды

0,9

15,5

21,4

10,5

6,6


 

Таким образом, по данным таблиц 2.1 и 2.2 можно заключить, что кооперативное движение, а затем и малое предпринимательство в России в 1988-1993 гг. развивалось неравномерно. Основная деятельность кооперативов была направлена на производство товаров народного потребления и услуг населению, причем рост деятельности кооперативов продолжался до 1991 года, затем начался его спад. Это объясняется начавшимися процессами спада в экономике и политическими преобразованиями. Либерализация цен, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия стали заниматься чисто посреднической и торговой деятельностью. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей Российской Федерации, «за 1992 г. в России практически не возникло не единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере».7

В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. За последующие годы в России создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах, определены цели в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

Постановление Правительства  РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

Постановлением Правительства  РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства  в научно-технической сфере.

Начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг., а Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.

Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается  Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

В том же 1995 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

  • ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
  • ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
  • и ряд других первоочередных мер.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и утвержден Устав этого фонда.

На протяжении всего  анализируемого периода ученые-экономисты, руководители общественных организаций малого предпринимательства призывали к усилению государственной поддержки малого бизнеса, однако состояние экономики страны не позволяло в полной мере удовлетворить потребности малого бизнеса в финансовой помощи со стороны государства.

Кризис 1998 года серьезно повлиял на малый бизнес - в результате финансового кризиса 1998 произошло резкое ограничение возможностей привлечения внешнего финансирования и значительный спад платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена третья Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг.

На поддержку малого бизнеса из региональных бюджетов за период 1999-2001 гг. было выделено около 2,6 млрд. руб. (без учета муниципальных и привлеченных средств). Кроме того, за счет средств федерального бюджета, с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, — 0,24 млрд. руб.8

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

В Кемеровской области  малый бизнес прошел все те же ступени, что и во всей России. Однако были и особенности.

Своеобразие новейшей истории  Кемеровской области заключается, в том числе, и в особенности зарождения и развития малого предпринимательства. Реструктуризация угольной отрасли, начавшаяся в 1993 году, имела целью санацию и закрытие неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов. В Кузбассе в общей сложности было закрыто 42 угольных предприятия, без работы осталось около 150 тысяч человек. При этом большинство  закрытых предприятий были градообразующими. Закрыв их, полностью закрывали город или поселок. У жителей иных источников к существованию не было, все рабочие места так или иначе были связаны с угледобычей. Иссякли поступления в городские бюджеты, социальная сфера также была на грани катастрофы. Нечем было платить зарплату бюджетникам, не было средств содержать объекты инфраструктуры.

В 1991 году в Кузбассе число безработных составляло 32,9 тысячи человек, на 1 июля 1997 года — уже 38 тысяч человек. Надо учитывать, что это только официальные данные. К ним надо добавить такой способ ликвидации права на труд, как отправление в неоплачиваемые отпуска. Определить реальную численность таких работников, которых коснулась эта мера, не представлялось возможным. Реструктуризация стала шоком, психологическим надломом для целого поколения.  Сложно было ожидать немедленных изменений в сознании людей.

Реструктуризация угольной отрасли в Кузбассе реформировала и социально-экономическую обстановку, включая занятость населения и потребности в специализации рабочей силы, размеры и источники доходов, отношения собственности на средства производства и т.д. Это потребовало необходимость формирования конкретных мер, реализуемых в процессе реструктуризации угольной отрасли в виде «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), ориентированных на снижение социальной напряженности и финансируемых с участием средств федерального бюджета. В период 1998-2004 гг. ПМР были ориентированы исключительно на обеспечение занятости высвобождаемых работников отрасли и населения углепромышленных территорий в целом, и реализовывались по следующим направлениям:

  • оказание консультационных услуг работникам предприятий угольной отрасли и ВГСЧ в связи с ликвидацией или сокращением штатов, а также работникам шахтостроительных организаций;
  • профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников;
  • организация общественных работ;
  • поддержка малого бизнеса;
  • содействие созданию новых рабочих мест.

В период 1998 - 2001 годов  за счет средств господдержки угольной отрасли муниципальные фонды поддержки предпринимательства были созданы во всех 12 шахтерских городах.

За 1998-2006 годы для Кузбасса по направлениям «содействие созданию новых рабочих мест» и «поддержка малого бизнеса» было выделено из федерального бюджета 874,2 миллиона рублей на реализацию 522 инвестиционных проектов по созданию 9,5 тысячи новых рабочих мест.10 

Помимо реализации инвестиционных проектов с целью создания новых  рабочих мест на малых и средних  предприятиях, в 1998-2004 годах государственная поддержка малого бизнеса осуществлялась также по следующим направлениям:

  • предоставление микрокредитов начинающим предпринимателям;
  • предоставление безвозмездных целевых субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела;
  • реализация инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры малого бизнеса и его поддержке (бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, фонды и агентства местного развития и др.);
  • обучение основам малого бизнеса и предпринимательства;
  • содействие предпринимателям в подготовке бизнес-планов для предпринимательской деятельности;
  • содействие органам местного самоуправления шахтерских городов в разработке стратегических планов развития территории, включая поддержку малого бизнеса.

Информация о работе Проблемы государственной поддержки системы кредитования субъектов малого предпринимательства на примере Кемеровской области