Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:30, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: на основании анализа состояния кредитования малого предпринимательства в Кемеровской области разработать меры по повышению эффективности кредитования малого предпринимательства за счет средств бюджета (областного) и пути его совершенствования в Кемеровской области.
Задачи дипломной работы:
1. Провести анализ состояния малого предпринимательства в Кемеровской области.
2. Изучить меры поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области и их эффективность.
1 Введение…………………………………………………………………......
2 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области ...
2.1 История зарождения и развития малого предпринимательства
в России и в Кемеровской области ……………………………………
2.2 Правовые основы деятельности малого предпринимательства……..
2.3 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области
в 2009-2011 годах ………………………………………………………
2.4 Кредитование малого предпринимательства в Кемеровской области ………………………………………………………………………..
3 Анализ кредитования малого предпринимательства в Кемеров-ской области за счет средств областного бюджета …………...
3.1 Основные показатели кредитования малого бизнеса ………………..
3.2 Основные проблемы кредитования малого бизнеса …………………
3.3 Зарубежный опыт в сфере государственного кредитования малого бизнеса ……………………………………………………………….......
4 Разработка предложений по повышению эффективности
кредитования малого предпринимательства ………………………...
5 Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ……
В третьей главе разработаны
предложения повышению
В заключении сформулированы основные выводы по работе над темой.
2 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области
2.1 История зарождения и развития малого предпринимательства в России и в Кемеровской области
В современной истории России началом развития малого предпринимательства является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло, что подтверждается ростом объемов производства. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. — 6,1 млрд. руб., в 1989 г. — 40,3 млрд. руб. На начало 1988 г. 90% всех кооперативов занимались производством товаров народного потребления, бытового обслуживания, заготовки и переработки вторичного сырья. Малые предприятия окончательно получили юридический статус в 1990 году, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР № 446 от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этим постановлением были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования. Это сыграло решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий.
На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9 %, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) — с 0,6 до 1,1 %, в общем объеме реализации бытовых услуг населению — с 4,6 до 18,4 %. Динамика развития кооперативного движения приведена в таблицах 2.1 и 2.2
Таблица 2.1 – Развитие кооперации в России в 1988–1993 гг. 6
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 | |
Число действующих кооперативов, тыс. |
77,3 |
338,9 |
1102,2 |
1134,6 |
778,4 |
443,8 |
Численность работающих, тыс. человек |
669,7 |
7708,2 |
22688 |
33512 |
22665 |
9941,0 |
Объем реализации продукции за год, млн. руб., |
1168,2 |
33326 |
224875 |
442801 |
49425 |
1183759 |
в том числе непосредственно населению, млн. руб. |
— |
11256 |
33404 |
24433 |
99934 |
338440 |
Таблица 2.2 – Число кооперативов в России по видам деятельности, тыс.
Вид деятельности |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
Производство товаров |
1,4 |
6,7 |
14,8 |
17,9 |
8,8 |
4,8 |
Производство товаров |
— |
— |
3,7 |
5,5 |
3,9 |
3,3 |
Бытовое обслуживание |
2,7 |
12,1 |
16,3 |
13,5 |
6,8 |
2,4 |
Общественное питание |
1,8 |
3,5 |
2,6 |
1,9 |
0,7 |
0,3 |
Торговая и торгово-закупочная |
0,4 |
1,1 |
1,9 |
1,9 |
0,9 |
0,4 |
Строительство |
— |
— |
24,0 |
50,9 |
34,0 |
19,5 |
Сельское хозяйство |
— |
— |
3,7 |
5,0 |
2,7 |
1,1 |
Художественно-оформительская |
— |
— |
2,4 |
1,0 |
0,5 | |
Медицинские услуги |
— |
— |
— |
2,0 |
1,0 |
0,5 |
Организация досуга |
— |
— |
— |
1,2 |
0,5 |
0,2 |
Научно-техническая |
— |
— |
6,2 |
7,8 |
3,9 |
2,4 |
Другие виды |
0,9 |
15,5 |
— |
21,4 |
10,5 |
6,6 |
Таким образом, по данным таблиц 2.1 и 2.2 можно заключить, что кооперативное движение, а затем и малое предпринимательство в России в 1988-1993 гг. развивалось неравномерно. Основная деятельность кооперативов была направлена на производство товаров народного потребления и услуг населению, причем рост деятельности кооперативов продолжался до 1991 года, затем начался его спад. Это объясняется начавшимися процессами спада в экономике и политическими преобразованиями. Либерализация цен, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия стали заниматься чисто посреднической и торговой деятельностью. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей Российской Федерации, «за 1992 г. в России практически не возникло не единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере».7
В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. За последующие годы в России создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах, определены цели в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
Были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
Начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг., а Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.
Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
В том же 1995 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и утвержден Устав этого фонда.
На протяжении всего анализируемого периода ученые-экономисты, руководители общественных организаций малого предпринимательства призывали к усилению государственной поддержки малого бизнеса, однако состояние экономики страны не позволяло в полной мере удовлетворить потребности малого бизнеса в финансовой помощи со стороны государства.
Кризис 1998 года серьезно повлиял на малый бизнес - в результате финансового кризиса 1998 произошло резкое ограничение возможностей привлечения внешнего финансирования и значительный спад платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.
Постановлением Правительства Р
На поддержку малого бизнеса из региональных бюджетов за период 1999-2001 гг. было выделено около 2,6 млрд. руб. (без учета муниципальных и привлеченных средств). Кроме того, за счет средств федерального бюджета, с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, — 0,24 млрд. руб.8
Постановлением Правительства Р
В Кемеровской области малый бизнес прошел все те же ступени, что и во всей России. Однако были и особенности.
Своеобразие новейшей истории
Кемеровской области заключаетс
В 1991 году в Кузбассе число безработных составляло 32,9 тысячи человек, на 1 июля 1997 года — уже 38 тысяч человек. Надо учитывать, что это только официальные данные. К ним надо добавить такой способ ликвидации права на труд, как отправление в неоплачиваемые отпуска. Определить реальную численность таких работников, которых коснулась эта мера, не представлялось возможным. Реструктуризация стала шоком, психологическим надломом для целого поколения. Сложно было ожидать немедленных изменений в сознании людей.9
Реструктуризация угольной отрасли в Кузбассе реформировала и социально-экономическую обстановку, включая занятость населения и потребности в специализации рабочей силы, размеры и источники доходов, отношения собственности на средства производства и т.д. Это потребовало необходимость формирования конкретных мер, реализуемых в процессе реструктуризации угольной отрасли в виде «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), ориентированных на снижение социальной напряженности и финансируемых с участием средств федерального бюджета. В период 1998-2004 гг. ПМР были ориентированы исключительно на обеспечение занятости высвобождаемых работников отрасли и населения углепромышленных территорий в целом, и реализовывались по следующим направлениям:
В период 1998 - 2001 годов за счет средств господдержки угольной отрасли муниципальные фонды поддержки предпринимательства были созданы во всех 12 шахтерских городах.
За 1998-2006 годы для Кузбасса по направлениям «содействие созданию новых рабочих мест» и «поддержка малого бизнеса» было выделено из федерального бюджета 874,2 миллиона рублей на реализацию 522 инвестиционных проектов по созданию 9,5 тысячи новых рабочих мест.10
Помимо реализации инвестиционных проектов с целью создания новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, в 1998-2004 годах государственная поддержка малого бизнеса осуществлялась также по следующим направлениям: