Проблемы государственной поддержки системы кредитования субъектов малого предпринимательства на примере Кемеровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: на основании анализа состояния кредитования малого предпринимательства в Кемеровской области разработать меры по повышению эффективности кредитования малого предпринимательства за счет средств бюджета (областного) и пути его совершенствования в Кемеровской области.
Задачи дипломной работы:
1. Провести анализ состояния малого предпринимательства в Кемеровской области.
2. Изучить меры поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области и их эффективность.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………......
2 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области ...
2.1 История зарождения и развития малого предпринимательства
в России и в Кемеровской области ……………………………………
2.2 Правовые основы деятельности малого предпринимательства……..
2.3 Состояние малого предпринимательства в Кемеровской области
в 2009-2011 годах ………………………………………………………
2.4 Кредитование малого предпринимательства в Кемеровской области ………………………………………………………………………..
3 Анализ кредитования малого предпринимательства в Кемеров-ской области за счет средств областного бюджета …………...
3.1 Основные показатели кредитования малого бизнеса ………………..
3.2 Основные проблемы кредитования малого бизнеса …………………
3.3 Зарубежный опыт в сфере государственного кредитования малого бизнеса ……………………………………………………………….......
4 Разработка предложений по повышению эффективности
кредитования малого предпринимательства ………………………...
5 Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ……

Файлы: 1 файл

Диплом про малое предпринимательство.doc

— 706.00 Кб (Скачать файл)

За эти же годы в шахтерских городах Кемеровской области за счет средств государственной поддержки угольной отрасли предоставлено около 500 микрокредитов и безвозмездных целевых субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела; оказано содействие почти 1500 будущим предпринимателям в их переобучении и подготовке бизнес-планов для организации новых видов деятельности; реализовано 57 инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры малого бизнеса и его поддержке. В кузбасских городах были созданы муниципальные фонды малого предпринимательства и агентства местного развития.11

Реализация Программ местного развития стала начальным импульсом к структурной перестройке экономики шахтерских городов Кузбасса.

Государственный фонд поддержки  предпринимательства Кемеровской  области был создан в 1996 г. для организации системы поддержки и развития малого предпринимательства в Кемеровской области. Основной целью деятельности фонда является участие в разработке и реализация проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области.

В 2008 году Государственный  фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области был переименован в Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области.

Таким образом, в современной истории России началом развития малого предпринимательства является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Прообразом малых предприятий явились кооперативы. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Основная деятельность кооперативов была направлена на производство товаров народного потребления и услуг населению, причем рост деятельности кооперативов продолжался до 1991 года, затем начался его спад.12

В результате реструктуризации угольной отрасли в Кузбассе в общей сложности с 1993 года было закрыто 42 угольных предприятия, без работы осталось около 150 тысяч человек.

Государственный фонд поддержки  предпринимательства Кемеровской  области был создан для организации  системы поддержки и развития малого предпринимательства в Кемеровской области. Учредитель – Администрация Кемеровской области.

Государственная поддержка  малого бизнеса осуществлялась по следующим направлениям:

  • предоставление микрокредитов начинающим предпринимателям;
  • предоставление безвозмездных целевых субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела;
  • реализация инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры малого бизнеса и его поддержке (бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, фонды и агентства местного развития и др.);
  • обучение основам малого бизнеса и предпринимательства;
  • содействие предпринимателям в подготовке бизнес-планов для предпринимательской деятельности;
  • содействие органам местного самоуправления шахтерских городов в разработке стратегических планов развития территории, включая поддержку малого бизнеса.

 

2.2 Правовые основы деятельности малого предпринимательства

 

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты  и действуют ряд законодательных  и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  2. Гражданский Кодекс РФ.
  3. Налоговый кодекс РФ.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  7. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  9. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  11. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  12. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  13. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки"
  14. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества"
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства».
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.).
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (с изменениями от 5 октября 2007 г., 17 марта 2009 г.).
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования».
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
  28. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. N 781 "О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта».
  29. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
  30. Приказ Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу малого предпринимательства России. Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малого предпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др.

Малым бизнесом в России считается предпринимательская  деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

Для малых предприятий  вопрос государственной регистрации  решается Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации".

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления  деятельности малых и средних предприятий, является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства. Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.13

При этом средняя численность  определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам гражданско-правового  характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов).

В соответствии с законодательством  Российской Федерации на осуществление  определенных видов деятельности требуется  специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, реализовывать  некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

В Кемеровской области законодательная база в сфере поддержки малого бизнеса представлена следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон Кемеровской области от 20.07.99 № 45-ОЗ «О приватизации государственного имущества Кемеровской области»;
  2. Закон Кемеровской области от 17.10.2006 № 119-ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Кемеровской области»;
  3. Закон Кемеровской области от 27.12.2007 № 187-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»;
  4. Закон Кемеровской области от 30.09.2008 № 85-ОЗ «Об установлении пр<

Информация о работе Проблемы государственной поддержки системы кредитования субъектов малого предпринимательства на примере Кемеровской области