Проблемы и перспективы развития профессии менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассматриваются основные понятия профессии менеджера, его функции и способности управления. Вторая глава содержит биографию и основные достижения лучшего менеджера XX века: Генри Форда. В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы развития профессии менеджера.
Основной задачей данной курсовой работы является изучение огромного спектра личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный менеджер.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая основные понятия профессии менеджера следующих авторов: А.С.Булатова, С.А. Байгот, А. А. Радугина, Н.Л.Захарова, интернет ресурсы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Управление и работа менеджера
1.1.Определение понятия менеджер
1.2.Важнейшие функции менеджера, способность эффективного управления
1.3.Менеджер, как руководитель организации
Глава 2. Генри Форд- лучший менеджер ХХ века
2.1. Биография Генри Форда - американская мечта в чистом виде
2.2. Руководящая идея Генри Форда - управление по Форду
Глава 3. Проблемы и перспективы развития профессии менеджер

Файлы: 1 файл

КР по менеджменту.docx

— 120.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Управление и работа менеджера

  1.1.Определение понятия менеджер

  1.2.Важнейшие функции менеджера, способность эффективного управления

  1.3.Менеджер, как руководитель организации

Глава 2. Генри Форд- лучший менеджер ХХ века

 2.1. Биография Генри Форда - американская мечта в чистом виде

 2.2. Руководящая идея Генри Форда - управление по Форду

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития профессии менеджер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди - самая большая ценность в любой организации. Это справедливо в отношении не только промышленных и торговых компаний, но и любой оперативной деятельности, независимо от того, связана ли она с получением прибыли или нет, относится ли к производству или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим целостный или непоследовательный характер любой деятельности.

Компании приводятся в движение не логикой, а убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте. Они управляются  не системами и технологиями, а  человеком, который следует своим  путем, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, таким человеком  и является менеджер. В этом и состоит актуальность выбранной темы курсовой работы - идеальный менеджер.

Данная курсовая работа содержит три  главы. В первой главе рассматриваются  основные понятия профессии менеджера, его функции и способности  управления. Вторая глава содержит биографию и основные достижения лучшего менеджера XX века: Генри Форда. В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы развития профессии менеджера.

Основной задачей данной курсовой работы является изучение огромного  спектра личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный  менеджер.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных  авторов, раскрывающая основные понятия профессии менеджера следующих авторов: А.С.Булатова, С.А. Байгот, А. А. Радугина, Н.Л.Захарова, интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Управление и работа менеджера

 

1.1.Определение понятия менеджер

Несмотря на достаточно длительный период существования и развития науки  об управлении, до сих пор  не существует единого определения  понятия «менеджмент». В самом  общем виде под менеджментом понимают процесс соединения ресурсов, элементов  и факторов производства для достижения главной цели управления – успеха организации. Один из основоположников науки об управлении персоналом Ф. У. Тейлор определяет менеджмент как «… искусство точно знать, что предстоит  сделать и как сделать это  самым лучшим и дешевым способом». Этим искусством управления должна обладать определенная категория людей –  менеджеры,  работа которых состоит  в организации и руководстве  усилиями всего персонала для  достижения необходимых целей.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Для выполнения своих сложных  и ответственных функций, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы.

Основные требования к  их профессиональной компетенции представлены в нижеприведенной таблице.

Таблица 1.1. Требования к  профессиональной компетенции менеджеров1

№ п/п

Требования  к компетенции менеджеров

1.

Понимание природы управленческого труда  и процессов менеджмента

2.

Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности  работы организации

3.

Умение использовать современные  информационные технологии и средства коммуникации, необходимых в управленческом процессе

4.

Владение  искусством управления человеческими  ресурсами

5.

Владение  искусством налаживания внешних  связей

6.

Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и  умения


 

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер2:

    1. Менеджер-дипломат

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения  переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего  времени  на  установление контактов.

 

 

    1. Менеджер-инноватор

Производительность труда  гораздо проще повысить на базе новой  техники и технологий, чем постоянно  ремонтировать старое оборудование.

    1. Менеджер-управляющий

От него в частности  требуется:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

 

1.2.Важнейшие функции менеджера, способность эффективного управления

 

Чтобы квалифицированно управлять  производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области  техники, экономики, организации производства и управления.

          Знания должны быть  не только теоретическими, но и практическими,  полученными в процессе  работы  на производстве.

Общий объем  комплекса теоретических и практических знаний и соответствие  знаний в различных областях науки  и  техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для  осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер. Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных  областях  науки зависит  от того, каким участком производства он управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным  является наличии у них глубоких технических знаний, для начальников  цехов -  знаний  организации производства  и управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.

К важнейшим функциям, выполняемых  менеджерами, относятся:

1) планирование и прогнозирование, в рамках которых осуществляется руководство, задание направлений развития, мотивация сотрудников, стимулирование и финансовое планирование;

2) организация, предусматривающая принятие управленческих решений, распорядительство, активацию;

3) контроль, в рамках которой имеет место координация, согласование и воздействие;

4) лидерство (коммуникации, отчетность) и др.

Важным фактором повышения  результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. В соответствии с этим, в организациях выделяют следующие виды разделения труда  менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, контроль.

Структурное разделение труда  менеджеров строится исходя из таких  характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации.

В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального  и горизонтального разделения труда  менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении  трех уровней управления – низшего, среднего и высшего.

Рисунок 1.1.Вертикальное разделение труда3

 

К низшему уровню  относятся  менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень – самый  многочисленный, включает менеджеров, ответственных за ход производственного  процесса в подразделениях, которые  состоят из нескольких первичных  образований, сюда также входят менеджеры  штабных и функциональных служб  аппарата управления предприятия, его  филиалов и отделений и пр.

Высший уровень – это  администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство  организацией в целом, его функциональными  и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3 – 7 % общего управленческого персонала.

 

Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию  по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

На рис. 1.2. приведен пример такого разделения труда на предприятии, в составе которого выделены пять подсистем: персонал, исследования и разработки (ИиР), маркетинг (М), производство (П) и финансы (Ф).

Рисунок 1.2. Разделение труда менеджеров по уровням и сферам деятельности4

 

Все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

 

1.3.Менеджер, как руководитель  организации

 

В современных условиях постоянно  увеличивается количество крупных  предприятий. Это ставит дополнительные проблемы, связанные с трудностью единоличного управления подобными  организациями. По этой причине в  настоящее время роль главы корпорации сводится не к управлению самой организацией, а к координации деятельности менеджеров, отвечающих за отдельные  функциональные области: маркетинг, производство, финансы и т.д.

Чтобы квалифицированно управлять  производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области  техники, экономики, организации производства и управления.

 Знания должны быть  не только теоретическими, но и практическими,  полученными в процессе  работы  на производстве. Общий объем  комплекса теоретических и практических знаний и соответствие  знаний  в различных областях науки  и  техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для  осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер. Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития профессии менеджер