Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, реферат
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
1.Введение
2. Как вести себя с подчинёнными?
3. Стили взаимодействия
4. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
5. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
6.Заключение
7 Список использованной литературы
предъявление норм, правил (правильно, пристойно, ошибочно); высказывания типа Вы должны…;
апелляция к авторитетам; требование от окружающих отчета в своих действиях; провокационные вопросы, например: Как бы Вы себя чувствовали, если бы…
Этот стиль взаимодействия
наиболее эффективен. К уже сказанному
выше добавим, что сотрудник, избравший
его, держится уверенно, ровным и спокойным
голосом высказывает
При отказе может загрустить или разочароваться, но на его самооценку это никоим образом не влияет. Он не нуждается в одобрении коллег: будучи самодостаточным, чувствует себя защищенным. Если возникают разногласия или назревает конфликт, готов принять компромиссное решение. При этом рассуждает следующим образом: Я не позволю использовать себя, а вас буду воспринимать такими, какие вы есть, и общаться открыто и честно.
При всей привлекательности ассертивного поведения нельзя не учитывать, во-первых, личные предпочтения руководителя, а во-вторых, воспринимает ли он этот стиль работы как таковой. Поскольку при общении с авторитарным руководителем использование ассертивного стиля обычно довольно проблематично, то в этом случае следует быть предельно корректным.
Уверенность или неуверенность в себе зависит от того, как мы оцениваем себя и происходящие в нашей жизни события. Работать гораздо легче, если не испытывать болезненного чувства застенчивости и не тратить силы на самозащиту.
Успех взаимодействия зависит
от обоих участников, однако роли четко
распределены: руководитель — ведущий,
а подчиненный — ведомый, и
именно он должен адаптироваться к
стилю руководства своего начальника.
Приведем несколько примеров «тяжелых»
типов руководителей и
Молчаливый (нет обратной связи):
интересуйтесь, удовлетворен ли он вашей работой (выполненными заданиями);
уточняйте задания и сроки их выполнения;
просите утвердить (согласовать и завизировать) план работы.
Недоступный (всегда слишком занят):
старайтесь отправлять ему сообщения по электронной почте;
организовывайте с ним
встречи без отвлекающих
обсудите с руководителем ситуацию, прежде всего, с учетом его интересов и предложите способ коммуникации;
заполните сами «руководящий
вакуум»: принимайте решения (
Скрытный (не делится информацией):
сообщите ему устно
или письменно, какая вам
укажите возможные последствия вашей неинформированности по определенному вопросу;
начинать процесс обмена информацией лучше по электронной почте;
если информации по-прежнему нет, принимайте решение сами, предупредив об этом: Если я не получу от Вас ответ к 14 часам, я сделаю следующее… (такое предупреждение должно быть сказано спокойным и ровным голосом, ни в коем случае не в ультимативной форме).
Всем известно, что наилучший собеседник — не тот, кто умеет красиво говорить, а тот, кто умеет слушать. К сожалению, немногие владеют этим завидным качеством — хотя бы потому, что не хватает терпения.
Во-первых, иногда приходится
слышать нелицеприятные мнения, и
вместо того чтобы попытаться понять
суть, мы сразу же защищаемся, а поскольку
лучшая защита — это нападение, то
беседа нередко заканчивается
Во-вторых, многие невнимательно слушают других только потому, что считают себя умнее. Наверное, каждый вспомнит хоть один случай в своей жизни, когда о том, что говорит собеседник, он подумал: «Какая чушь!» — даже не дослушав до конца.
В-третьих, можно слушать (воспринимать звуки и слова — это дано каждому при рождении), но не слышать (не понимать сути сказанного — этому нужно учиться).
Один из самых действенных способов — сосредоточиться и направить мысли в определенное русло. В исторических хрониках встречаются свидетельства о том, что святые старцы, повторяя про себя определенное количество раз молитву «Отче наш», освобождались от хаоса в своем сознании и обретали дар прозорливости. На том же принципе основано упражнение, при выполнении которого требуется сконцентрироваться на каком-либо циклическом процессе, таком как шум прибоя, тиканье часов, собственное дыхание. К примеру, сосредоточиться на смене температуры в носовой полости во время вдоха и выдоха, и через несколько минут ход мыслей станет гораздо спокойнее и размереннее.
Существует еще один
способ — использовать приемы так
называемого понимающего
нерефлексивное слушание — «внимательное молчание», использование минимума слов для поддержания разговора (Да-да…);
выяснение — просьба уточнить тот или иной аргумент (Объясните, пожалуйста, еще раз…);
перефразирование — передача сказанного собеседником своими словами (Иными словами, Вы считаете, что…);
резюмирование — подытоживание основных мыслей собеседника (Итак, обобщая сказанное Вами…);
отражение чувств — стремление передать словесно чувства собеседника (Мне кажется, что Вы чувствуете себя…).
В процессе взаимодействия руководителя и подчиненного ответственность за результат распределяется поровну. Но иногда подчиненному бывает необходимо предпринять конкретные шаги, чтобы завоевать доверие и достичь взаимопонимания. Коммуникация становится эффективной только тогда, когда и руководитель, и подчиненный понимают друг друга и работают для достижения общей цели.
Причины конфликтов
в звене «руководитель —
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных является актуальной для современной науки и практики. Среди причин конфликтных отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.
Субординационный характер
отношений. Существует объективное
противоречие между функциональной
и личностной сторонами отношений
руководителя и подчиненного. Многие
авторы указывают, что в управленческой
деятельности между руководителями
и подчиненными имеются отношения
субординации (Д. Кайдалов, А. Китов). Они
характеризуются двумя
Противоречие в звене «руководитель — подчиненный» заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требования ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты. По мнению Б. Алишева, наибольшей конфликтностью характеризуется вертикальное взаимодействие руководителя с подчиненным. Ряд авторов указывает на то, что на конфликты по вертикали приходится 77% (А. Анцупов), 60% (Б. Науменко) и даже 80% всех межличностных конфликтов в коллективах.
Деятельность в системе
«человек — человек» конфликтогенна
по самой своей природе. Из четырех
типов деятельности наиболее конфликтны
профессии «человек — человек».
Среди них имеются
Большая часть конфликтов
детерминирована предметно-
Частота возникновения конфликтов
по вертикали связана с
Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель — подчиненный»: на него приходится более 53% конфликтов. На отношения «прямой руководитель — подчиненный» приходится 41,7% конфликтов, и 5,2% — на другие отношения подчиненности. Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. По мере удаления статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.
Разбалансированность рабочего
места. Рабочим местом называют совокупность
функций и средств, достаточных
для их выполнения. Функции отображаются
в обязанностях и ответственности
за их выполнение, а средства — в
праве и власти. Рабочее место
имеет структуру, элементы которой
должны быть сбалансированы: Функции
— Средства — Обязанности —
Права — Ответственность —
Власть. Сбалансированность рабочего
места означает, что его функции
должны быть обеспечены средствами, и
не должно быть средств, не связанных
с какой-либо функцией. Обязанности
и права должны быть взаимно уравновешены.
Ответственность должна обеспечиваться
соответствующей властью, и наоборот.
Разбалансированность рабочего места
ведет к возникновению
Рассогласованность связей между рабочими местами в организации проявляется в том, что:
подчиненному дают указания
много начальников, и он вынужден
сам ранжировать поступившие
указания по степени их важности, требовать
этого от непосредственного
у руководителя много непосредственных подчиненных — более 7—8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.
Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.
Недостаточная обеспеченность по объективным причинам управленческих решений всем необходимым для их реализации.
Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель — подчиненный» выделяют управленческие и личностные причины.
Информация о работе Проблемы эффективного взаимодействия между руководителями и подчиненными