Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:48, курсовая работа
Почему люди работают? Что делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации современное оборудование и использовать самые современные технологии.
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности______ 6
1.1 Понятие и сущность мотивации_________________________________6
1.2 Мотивационный процесс______________________________________9
1.3 Теории мотивации___________________________________________12
1.4 Психологические особенности мотивации персонала______________23
Глава 2. Исследование мотивации трудовой деятельности и ее влияния на повышение эффективности деятельности организации________________27
2.1 Характеристика организации__________________________________27
2.2 Анализ системы мотивации в ООО «SIS Corporation»______________30
2.3 Рекомендации по улучшению системы мотивации в ООО «SIS Corporation»____________________________________________________36
Заключение____________________________________________________37
Список использованной литературы
Таким образом, следует отметить, что путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Также необходимо знать, что основными слагаемыми эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. На предприятиях, где люди тесно взаимодействуют друг с другом, при использовании стимулов должны учитываться потребности и их удовлетворение, предприимчивость и интересы личности, и даже характер и образ жизни. Тогда стимулирование будет по - настоящему действенным и личностно значимым.
Существует множество
Глава II. Исследование мотивации трудовой деятельности и ее влияния на повышение эффективности деятельности организации
2.1. Характеристика организации
ООО «SIS Corporation» (Strategy Innovation System) была основана в 2006 году Ферштейн Анной Дмитриевной и Праниным Виталием Александровичем. Расположена по адресу: г. Пермь, ул. Газеты Звезда 12.
Это принципиально новая развивающаяся компания, соединяющая новые технологии исследований, стратегические разработки и собственные инновации в сфере управления информацией и коммуникациями.
За 5 лет было успешно реализовано свыше 100 крупных консалтинговых и исследовательских проектов для бизнеса, некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, органов государственной и муниципальной власти в следующих направлениях:
В 2009 г. запущен собственный
Контактный центр оказывает усл
Цель компании - создать контакты, обеспечить комфорт, прозрачные процессы и ясные результаты для клиентов и партнеров; сформировать стабильные условия для жизни и развития для сотрудников.
Коллектив компании составляют 30 человек, основной возраст которых 22 года.
Таблица 6. Возрастная структура компании
Возраст |
Количество человек |
18-20 лет |
2 |
20-22 года |
18 |
22-24 года |
7 |
24-26 лет |
3 |
Знание возрастной структуры работников позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребностей. Как правило, люди старшего возраста имеют больший стаж, а следовательно, и практический опыт и лучшее знание специфики трудовой деятельности. В свою очередь молодые сотрудники более образованны, энергичны, инициативны. На данной стадии развития компании можно говорить о том, что возрастной состав персонала полностью соответствует её краткосрочным целям. ООО «SIS Corporation» нужны сотрудники, умеющие адаптироваться к меняющимся условиям, дисциплинированные и те, кто стремится к самосовершенствованию и предпринимают для этого конкретные действия.
Аналогично возрастной структуре был проведен анализ персонал по уровню образования.
10 работников – студенты заочного отделения разных университетов г. Перми, 3 обучаются очно и работают во вторую смену или удаленно, 17 человек с высшим и средне специальным образованием.
Таблица 7. Уровень образования персонала
Уровень образования |
Количество человек |
Студенты заочного отделения |
10 |
Студенты очного отделения |
3 |
Средне специальное |
5 |
Высшее |
12 |
Образование подчиненных для работодателя не является ключевым фактором для приёма на работу. Это связано с тем, что обучение происходит непосредственно на месте под руководством более опытных сотрудников.
Если рассматривать структуру персонала с точки зрения распределения их по полу, то можно заметить, что характерной чертой является их феминизация, то есть увеличение удельного веса женщин.
Мнение большинства экономистов по данному вопросу склоняется к негативной оценке процесса феминизации общественного труда, считая женский труд менее производительным, чем мужской. Однако женщины вносят в трудовую деятельность гуманность, добросовестность, ответственность, надежность, которые особенно важны в условиях развития коллективной деятельности и в работе с клиентом.
В таблице 8 рассмотрен персонал в зависимости от стажа работы.
Таблица 8. Стаж работы персонала
Стаж работы |
Количество человек |
4-3 года |
2 |
2-1 год |
13 |
1 год и меньше |
15 |
Анализ показывает, что в компании преобладают сотрудники с небольшим стажем, что говорит о наличии текучести кадров.
2.2.Анализ системы мотивации в ООО «SIS Corporation»
На основе наблюдения и анализа выявлено, что система мотивации персонала в ООО «SIS Corporation» складывается из нескольких составляющих (блоков):
В рамках материальной мотивации персонала в компании используется повышение должностных окладов. По сложившейся традиции, такое повышение составляет 3 % от стоимости проекта каждому сотруднику, показавшему лучший результат. По окончанию каждого года выбирается лучший работник по всем показателям, который получает ценное вознаграждение. В этом году администратор компании отправится в путешествие в Египет.
В системе нематериальной мотивации используется более широкий перечень способов мотивации:
Так, в ходе испытательного срока, длящегося месяц, кандидат на конкретную должность в ООО «SIS Corporation» проходит стажировку под руководством опытного работника. После успешного окончания испытательного срока кандидату гарантируется трудоустройство в компании, заключение с ним трудового договора (контракта) сначала на год, а затем на более длительный срок, стабильная заработная плата, премии, трудовой стаж, социальный пакет, возможность обучения и карьерного роста.
Все это позволяет работнику осознать значимость работы в данной организации, стабильность этой работы, ожидаемый в будущем приличный оклад, премирование и т.д., а также формирует в нем внутреннюю лояльность и привязанность к компании, стремление работать с полной отдачей.
Продвижение по службе также является весьма значимым мотивирующим фактором. Еще при поступлении на работу в ООО «SIS Corporation» каждого кандидата знакомят с историей предприятия, его успехами на рынке, перспективами развития и т.д. Поскольку ООО «SIS Corporation» уже зарекомендовало себя как стабильно работающий хозяйствующий субъект, очевидно, что у него есть перспективы дальнейшего развития и расширения географии бизнеса. Это предполагает расширение штата, набор новых кадров либо развитие деловой карьеры уже работающего персонала.
Соответственно, каждый работник предприятия знает, что в случае успешной работы, повышения своего профессионального уровня он имеет шанс получить новую должность, а с ней и более высокий должностной оклад. Это обстоятельство выступает серьезным мотивирующим фактором, побуждая работника выполнять качественно свои функциональные обязанности, увеличивая свой вклад в общие результаты деятельности предприятия.
Такой же вес имеет и фактор возможности профессионального обучения за счет предприятия, что особенно важно для молодых работников. На сегодняшний день работодатель тратит на обучение персонала пока небольшие суммы всего 0,4-0,5 % от общей суммы затрат на персонал. Однако это уже важно, поскольку опыт работы подобных частных предприятий показывает, что руководители, работающие в сфере малого бизнеса, крайне редко вообще уделяют внимание данной форме мотивации своих работников, предпочитая просто часто менять персонал.
Между тем, руководитель, несомненно, придерживается правильной стратегии в отношении своих работников, вкладывая пусть и небольшие пока средства, в обучение персонала и повышение его квалификации. В их внутренней системе ценностей привязанность к компании способна в дальнейшем перерасти в преданность своему предприятию и работодателю, который не просто обеспечивает персонал работой и заработком, но и заинтересован в дальнейшей судьбе своих работников.
Этому в немалой степени способствуют корпоративные мероприятия, которые традиционно организуются в компании. В числе коллективных мероприятий, организуемых в компании, совместные выезды коллектива в выходные дни на природу (базы отдыха), посещение бассейна, совместные празднования торжественных дат, юбилеев, праздников и т.д. Конечно, всю стоимость таких мероприятий работодатель оплатить не может, поэтому работники также участвуют в их финансировании. Но в целом эти мероприятия способствуют сплочению персонала, усиливают его привязанность к коллективу, к компании, снимают конфликты и психологическую напряженность.
В социальном блоке системы мотивации персонала ООО «SIS Corporation» пока можно назвать лишь обязательные отчисления работодателя на пенсионное обеспечение работников. На сегодняшний день они составляют 24,9 % всех затрат осуществляемых на управление персоналом. Какие-либо иные формы социальной мотивации работников руководитель не использует.
При рассмотрении
мотивации следует
Метод исследования - тестирование, позволяющий охватить большое число людей, не затрачивая при этом много времени и поэтому, не отвлекая их от рабочего процесса.
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида [12].
Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.
2 декабря 2011 года среди сотрудников ООО «SIS Corporation» было проведено тестирование с целью определения типа их мотивации.
В качестве респондентов выступали 27 подчиненных.
Тест №1 «Типы мотивации сотрудников». По теории Герчикова [29]. Данный тест заключается в том, что нужно ответить на 15 вопросов, в каждом вопросе выбрав один ответ, наиболее удовлетворяющий работника. В результате теста можно составить диаграмму по типам мотивации (Приложение З, Рисунок 3.Типы мотивации сотрудников) и увидеть, что именно желают люди и как это удовлетворить.
Основное следствие из теории мотивации Герчикова – нельзя подходить к персоналу с единой системой мотивации. Индивидуальный подход гораздо эффективнее.