Проблемы реализации современных образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:43, практическая работа

Описание работы

Основной целью научно-педагогической практики является подготовка магистра к педагогической деятельности.
Достижение этой цели предполагает выполнение нескольких взаимосвязанных задач:
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
- овладение основными методами и приемами обучения и передачи научной информации по преподаваемому предмету, в том числе с использованием современных интерактивных образовательных технологий;
- формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной и методической работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…….6
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………….............……8
2. ПОРЯДОК И СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКЦИИ……….…....14
3. Лекция на тему: «Концепция магистерской программы «Антикризисный менеджмент и консалтинг» в Финансовом университет при Правительстве Российской Федерации»………………….…………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

пРАКТИКА.docx

— 829.89 Кб (Скачать файл)

Специфика проведения лекции состоит в том, что на протяжении длительного времени преподаватель  должен держать внимание аудитории, поддерживать интерес к излагаемому материалу, обеспечивая его максимально полное восприятие и последующее запоминание. Для того чтобы это осуществлять как можно успешнее, необходимо разобраться в функциональных характеристиках. Чтобы помочь обучаемому сориентироваться в обсуждаемых проблемах, лекция должна не только выполнять функцию сообщения знаний, но и учить думать, добывать эти знания, применять их на практике. Основные функции лекционных занятий отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные функции  лекционных занятий

Функции

Характеристика

Информационная

Здесь излагаемый преподавателем материал 

информирует обучаемых о  достижениях в той или иной области, об основных положениях учебной  дисциплины, раскрывает особенности  каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решённой или решаемой в данной изучаемой  сфере. Данная функция весьма актуальна при чтении спецкурсов, по которым ещё не изданы учебники.

Систематизирующая

Предполагает последовательное и структурированное изложение  преподавателем учебного материала  по дисциплине представляет особую ценность для студентов, так как даёт возможность  ориентироваться в соответствующей  профессиональной или научной области, в источниках информации, из которых  можно получить дополнительные сведения в этой области, о тех взглядах, теориях, идеях, которые в них  существуют.

Ориентирующая (объясняющая)

Данная функция, как правило, составляет смысловой стержень преподаваемой темы, излагаемого материала. Разъясняя, объясняя и комментируя ключевые понятия, положения данного материала, так как необходимо стремиться к их адекватному пониманию студентами.

Убеждающая

Осуществляется через  доказательность утверждений лектора. Доказательность часто становится гораздо более существенным признаком хорошей лекции. При наличии доказательности все другие функции обслуживают её, дают ей материал и аргументы. В случае отсутствия доказательности – у слушателей создаётся впечатление необоснованности излагаемого материала, и остаются вопросы.

Стимулирующая (увлекающая)

Помимо сообщения важной и нужной информации, материал лекции должен увлекать, заинтересовывать слушателей, тем самым поддерживая стремление продолжить его изучение.


 

Приступая к решению вопроса  об объеме и содержании лекции, следует  учитывать ряд особенных, специфических  черт этого вида занятий, в том  числе и дидактическую характеристику лекции. Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.

Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под  изучаемую отрасль права, знакомит студентов с методологией исследования, указывает направления их работы по всем остальным формам и методам  учебных занятий.

В некоторых случаях эти  функции становятся целевыми установками  отдельных лекционных занятий, это  так называемые обобщающие лекции. Данные лекции проводятся в тех случаях, когда необходимо упорядочить довольно объёмный фрагмент материала  и в случае завершения изучения учебной дисциплины [10].

Характеристики  лекции


подбор наглядных средств  с учетом особенностей аудитории

полнота разъяснений  без перегрузки информацией

вскрытие причинно-следственных связей, присущих рассматриваемым явлениям, фактам, процессам

четкость структуры излагаемого  материала и его расчленения

выделение и завершенность  характеристик главного в изложении

обоснование путей и средств  теоретического и практического  использования получаемой информации

Основные характеристики хорошо подготовленной лекции отражены на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Основные характеристики хорошо подготовленной лекции

Подбор иллюстративного  материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но и определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции. Можно предложить вниманию студентов, например, реальные учредительные документы юридического лица, те или иные формы документов, отражающие договорные отношения сторон, и т. п. При этом такие материалы  предназначены только для просмотра  студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.

Заключительный этап работы над текстом лекции — ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы  оформляют в виде конспектов. Более  опытные преподаватели обходятся  тезисными записями и планами. В  педагогической литературе рекомендуется  также применять лекционную модель (расширенный план лекции), которая  используется при чтении лекции.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст  лекции. Надо стремиться к ведению  активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, следя за тем, успевают ли студенты записывать лекцию. Целесообразно  повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или  обобщения.

Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения  её целей с конкретными условиями  и задачами. В зависимости от этого в одном случае преподаватель подбирает яркие факты и пользуется индуктивным способом изложения, в другом избирает путь теоретического анализа литературы, сочетает исторический и логический подходы при изложении вопросов по теме [15].

Выбор темы лекций определяются рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменяться, корректироваться по ходу курса. В соответствии с темой данной конкретной лекции формулируется её дидактическая цель:

- сообщить, объяснить что-либо – теорию, подходы, взгляды, технологию;

- ввести какие-либо термины, понятия, категории, принципы;

- сформировать представление о чём-либо.

В процессе прочтения лекций по данному учебному курсу также  важно указывать на связь материала  с другими областями данной профессиональной области, по которой ведётся подготовка. Учёт межпредметных связей даёт возможность студентам более эффективно воспринимать и затем запоминать изучаемый материал [6].

Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая  часть её подготовки. Общий план лекции должен соответствовать содержанию данного раздела рабочей программы и раскрывать его. Очень часто преподаватель готовит больше материала, чем успевает дать за отведённое время лекции, в ряде случаев в этом есть свой резон, а в некоторых случаях это необходимо делать. Как показывает практика, целесообразно планировать два-три основных пункта на один академический час лекции. Каждый пункт плана рекомендуется разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность. Безусловно, возможны исключения, так как каждый пункт может содержать большее или меньшее количество подпунктов. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала обучаемыми. При структурировании материала полезно учитывать психологические закономерности памяти и мышления [4].

 

 

 

3. Лекция на  тему: «Концепция магистерской программы «Антикризисный менеджмент и консалтинг» в Финансовом университет при Правительстве Российской Федерации»

 

3.1 Краткий обзор ситуации в высшей школе России

Роль системы образования  в социально-экономическом, политическом, технологическом и культурном развитии государства общеизвестна. Именно образовательный  потенциал обеспечивает достойный  имидж страны и ее место в мировом сообществе, определяет назначение человека в социокультурном пространстве. Формирование достойных университетов, создание элитных университетов в стране являются необходимыми условиями для подготовки кадров всех уровней функционирования и развития.

Необходимо зафиксировать, что наша высшая школа должна обновляться  исходя из сложившейся отечественной  практики и мирового опыта. В дискуссиях по проблемам Болонского процесса отмечается, что изучение и анализ практики подготовки специалистов в ведущих вузах  мира следует проводить с учетом национального, культурного и социально-экономического уровня развития государств. Это позволит избежать прямого и некритического заимствования чужого опыта, а реализация международных обязательств в области  образования не должна привести к  «перелому» отечественной системы  подготовки специалистов, которая еще  далеко не исчерпала своих возможностей.

Переход на двухступенчатую  модель образования обусловлен не только вызовами европейского образовательного пространства и необходимостью вхождения  России в это пространство, но и  вызовами новой социально-экономической  ситуации внутри страны, на которые  должна реагировать система ВПО. Эти вызовы связаны с рыночной экономикой и формирующимся рынком труда. Сложившаяся в условиях планового  социалистического хозяйства система  высшего профессионального образования сегодня противоречит во многих базовых компонентах ожиданиям потребителей и не обеспечивает через подготовленные кадры интенсивного развития регионов.

Механический переход  на двухступенчатую модель, как показывает опыт многих вузов России, осуществивших  структурные изменения, не приводит к снятию противоречий.

 В практике подготовки  отечественных бакалавров и магистров  наблюдаются следующие типичные недостатки:

- содержание и методы обучения фактически те же, что и при подготовке специалистов;

- образовательные программы по содержанию несовместимы с европейскими;

- отсутствует реальная конкуренция между вузами и образовательными программами, что не стимулирует вуз к инновационной деятельности и к разработке новых образовательных программ под запросы региона;

- постоянный ППС вузов оторван от профессиональных практик и не способен обеспечить соответствие подготовки изменяющимся требованиям рынка труда.

Вначале в России магистерские программы воспринимались исключительно  как научно-исследовательские, готовящие  слушателей к преподавательской  или научной карьере. Это существенно  ограничивало область использования  таких программ и снижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерские программы действительно  должны иметь сильный исследовательский  компонент для обучения студентов  навыкам сбора, анализа и использования  информации для принятия решений. Высококвалифицированные  кадры с магистерским уровнем  образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях  и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.

 Магистр владеет способами  и методами работы в конкретной  сфере деятельности (методологией  науки, современными информационными  технологиями, подготовлен к исследовательской,  консультационной, аналитической и проектной деятельности).

Магистратура готовит  людей, способных производить инновации (технические, управленческие, социокультурные).

Бакалавриат готовит пользователей инноваций. В литературе приводятся и другие значимые характеристики выпускника магистратуры, связи которых: умение менять и перестраивать свой методологический инструментарий и систему онтологических представлений; способность проектировать и планировать собственную деятельность; способность интегрировать качества разных специалистов; владение средствами обеспечения прорывных действий в неосвоенных пространствах и др.

В отличие от характерной  для действующих ГОС квалификационной модели в основу двухступенчатой  подготовки (приближаясь к «европейским образцам») должна быть положена деятельностная модель человека (получение не знаний и квалификаций, но средств и способов работы), менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету работы. Это обеспечивает более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель подготовки магистра представляет собой описание того, каким набором способов работы должен обладать выпускник университета, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и каков должен быть уровень его подготовленности к выполнению конкретных функций.

 В модель могут быть  включены следующие группы способов работы:

Информация о работе Проблемы реализации современных образовательных технологий