Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:43, практическая работа
Основной целью научно-педагогической практики является подготовка магистра к педагогической деятельности.
Достижение этой цели предполагает выполнение нескольких взаимосвязанных задач:
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
- овладение основными методами и приемами обучения и передачи научной информации по преподаваемому предмету, в том числе с использованием современных интерактивных образовательных технологий;
- формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной и методической работы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…….6
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………….............……8
2. ПОРЯДОК И СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКЦИИ……….…....14
3. Лекция на тему: «Концепция магистерской программы «Антикризисный менеджмент и консалтинг» в Финансовом университет при Правительстве Российской Федерации»………………….…………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….30
Специфика проведения лекции
состоит в том, что на протяжении
длительного времени
Таблица 1 - Основные функции лекционных занятий
Функции |
Характеристика |
Информационная |
Здесь излагаемый преподавателем материал информирует обучаемых о достижениях в той или иной области, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решённой или решаемой в данной изучаемой сфере. Данная функция весьма актуальна при чтении спецкурсов, по которым ещё не изданы учебники. |
Систематизирующая |
Предполагает последовательное
и структурированное изложение
преподавателем учебного материала
по дисциплине представляет особую ценность
для студентов, так как даёт возможность
ориентироваться в |
Ориентирующая (объясняющая) |
Данная функция, как правило, составляет смысловой стержень преподаваемой темы, излагаемого материала. Разъясняя, объясняя и комментируя ключевые понятия, положения данного материала, так как необходимо стремиться к их адекватному пониманию студентами. |
Убеждающая |
Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Доказательность часто становится гораздо более существенным признаком хорошей лекции. При наличии доказательности все другие функции обслуживают её, дают ей материал и аргументы. В случае отсутствия доказательности – у слушателей создаётся впечатление необоснованности излагаемого материала, и остаются вопросы. |
Стимулирующая (увлекающая) |
Помимо сообщения важной
и нужной информации, материал лекции
должен увлекать, заинтересовывать слушателей,
тем самым поддерживая |
Приступая к решению вопроса
об объеме и содержании лекции, следует
учитывать ряд особенных, специфических
черт этого вида занятий, в том
числе и дидактическую
Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую отрасль права, знакомит студентов с методологией исследования, указывает направления их работы по всем остальным формам и методам учебных занятий.
В некоторых случаях эти функции становятся целевыми установками отдельных лекционных занятий, это так называемые обобщающие лекции. Данные лекции проводятся в тех случаях, когда необходимо упорядочить довольно объёмный фрагмент материала и в случае завершения изучения учебной дисциплины [10].
Характеристики лекции
подбор наглядных средств с учетом особенностей аудитории
полнота разъяснений без перегрузки информацией
вскрытие причинно-следственных связей, присущих рассматриваемым явлениям, фактам, процессам
четкость структуры
выделение и завершенность характеристик главного в изложении
обоснование путей и средств теоретического и практического использования получаемой информации
Основные характеристики хорошо подготовленной лекции отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Основные характеристики хорошо подготовленной лекции
Подбор иллюстративного
материала может быть немаловажным
этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы,
рисунки, схемы необходимо не только
тщательно отобрать, но и определить
и зафиксировать их последовательность
при чтении лекции. Можно предложить
вниманию студентов, например, реальные
учредительные документы
Заключительный этап работы
над текстом лекции — ее оформление.
Абсолютное большинство начинающих
лекторов подобранные материалы
оформляют в виде конспектов. Более
опытные преподаватели
Выработка индивидуальной манеры
чтения лекции — исключительно важный
и длительный период в подготовке
к лекционному занятию. Прежде всего,
не следует никогда читать текст
лекции. Надо стремиться к ведению
активного диалога с
Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения её целей с конкретными условиями и задачами. В зависимости от этого в одном случае преподаватель подбирает яркие факты и пользуется индуктивным способом изложения, в другом избирает путь теоретического анализа литературы, сочетает исторический и логический подходы при изложении вопросов по теме [15].
Выбор темы лекций определяются рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменяться, корректироваться по ходу курса. В соответствии с темой данной конкретной лекции формулируется её дидактическая цель:
- сообщить, объяснить что-либо – теорию, подходы, взгляды, технологию;
- ввести какие-либо термины, понятия, категории, принципы;
- сформировать представление о чём-либо.
В процессе прочтения лекций по данному учебному курсу также важно указывать на связь материала с другими областями данной профессиональной области, по которой ведётся подготовка. Учёт межпредметных связей даёт возможность студентам более эффективно воспринимать и затем запоминать изучаемый материал [6].
Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть её подготовки. Общий план лекции должен соответствовать содержанию данного раздела рабочей программы и раскрывать его. Очень часто преподаватель готовит больше материала, чем успевает дать за отведённое время лекции, в ряде случаев в этом есть свой резон, а в некоторых случаях это необходимо делать. Как показывает практика, целесообразно планировать два-три основных пункта на один академический час лекции. Каждый пункт плана рекомендуется разделить на несколько подпунктов, связав их в логическую последовательность. Безусловно, возможны исключения, так как каждый пункт может содержать большее или меньшее количество подпунктов. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала обучаемыми. При структурировании материала полезно учитывать психологические закономерности памяти и мышления [4].
3. Лекция на тему: «Концепция магистерской программы «Антикризисный менеджмент и консалтинг» в Финансовом университет при Правительстве Российской Федерации»
3.1 Краткий обзор ситуации в высшей школе России
Роль системы образования в социально-экономическом, политическом, технологическом и культурном развитии государства общеизвестна. Именно образовательный потенциал обеспечивает достойный имидж страны и ее место в мировом сообществе, определяет назначение человека в социокультурном пространстве. Формирование достойных университетов, создание элитных университетов в стране являются необходимыми условиями для подготовки кадров всех уровней функционирования и развития.
Необходимо зафиксировать,
что наша высшая школа должна обновляться
исходя из сложившейся отечественной
практики и мирового опыта. В дискуссиях
по проблемам Болонского процесса отмечается,
что изучение и анализ практики подготовки
специалистов в ведущих вузах
мира следует проводить с учетом
национального, культурного и социально-
Переход на двухступенчатую
модель образования обусловлен не только
вызовами европейского образовательного
пространства и необходимостью вхождения
России в это пространство, но и
вызовами новой социально-экономической
ситуации внутри страны, на которые
должна реагировать система ВПО.
Эти вызовы связаны с рыночной
экономикой и формирующимся рынком
труда. Сложившаяся в условиях планового
социалистического хозяйства
Механический переход на двухступенчатую модель, как показывает опыт многих вузов России, осуществивших структурные изменения, не приводит к снятию противоречий.
В практике подготовки
отечественных бакалавров и
- содержание и методы обучения фактически те же, что и при подготовке специалистов;
- образовательные программы по содержанию несовместимы с европейскими;
- отсутствует реальная конкуренция между вузами и образовательными программами, что не стимулирует вуз к инновационной деятельности и к разработке новых образовательных программ под запросы региона;
- постоянный ППС вузов оторван от профессиональных практик и не способен обеспечить соответствие подготовки изменяющимся требованиям рынка труда.
Вначале в России магистерские
программы воспринимались исключительно
как научно-исследовательские, готовящие
слушателей к преподавательской
или научной карьере. Это существенно
ограничивало область использования
таких программ и снижало их востребованность.
Да и по сути это не совсем верно.
Магистерские программы действительно
должны иметь сильный
Магистр владеет способами
и методами работы в
Магистратура готовит
людей, способных производить
Бакалавриат готовит пользователей инноваций. В литературе приводятся и другие значимые характеристики выпускника магистратуры, связи которых: умение менять и перестраивать свой методологический инструментарий и систему онтологических представлений; способность проектировать и планировать собственную деятельность; способность интегрировать качества разных специалистов; владение средствами обеспечения прорывных действий в неосвоенных пространствах и др.
В отличие от характерной
для действующих ГОС
В модель могут быть включены следующие группы способов работы:
Информация о работе Проблемы реализации современных образовательных технологий