Проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение всеобщего менеджмента качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством и проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM, а также охарактеризовать систему управления качеством на предприятии «ДорСнабУрал», рассмотреть принципы управления компанией и оценить эффективность применения TQM.

Содержание работы

Введение 3
1. Современные методы управления качеством 8
2. ООО ”ДорCнабУрал” 30
3. Анализ проблем внедрения TQM на примере компании
ООО “ДорСнабУрал” и пути их решения 46
4. Заключение 52
5. Литература 54

Файлы: 1 файл

управвление качеством Сергея.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)


           Тема : “Проблемы российских компаний в освоении

                         систем, методов и концепций TQM”.

Введение                                                                                             3

1. Современные методы управления  качеством                                8

        2. ООО ”ДорCнабУрал”                                                                      30

   3. Анализ проблем внедрения TQM на примере компании

        ООО “ДорСнабУрал” и пути их решения                                         46

        4. Заключение                                                                                       52

        5. Литература                                                                                        54                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

В последнее время  в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что результаты исследования Всеобщего менеджмента качества (TQM) актуальны и могут быть использованы предприятиями всех видов и форм собственности не только российскими, но и зарубежными предприятиями.

На сегодняшний момент, в условиях жесткой конкуренции, просто необходима система тотального менеджмента. И, по моему, мнению, даже учитывая наши российские специфики  ведения бизнеса, рано или поздно наши предприятия оценят и примут эту систему.

Конечно, в российском бизнесе на сегодняшний момент существует много препятствий для эффективного внедрения системы TQM:

- это и наследство  советской системы (в административно-командной системе Советского Союза спрос и предложение были предметом государственного планирования, конкуренция между производителями отсутствовала);

- и неверное воспитание  культуры качества, основанной только  на стандартах; и отсутствие высококвалифицированных  специалистов в области качества (от специалистов требуется не только технические знания, но и знания в области экономики и менеджмента).

 Но я считаю, что  они не так существенны, чтобы  говорить о том, что для России  эта система неприменима.

По-моему мнению, системе тотального менеджмента будет внедряться в российские компании, это неизбежно. Многие предприятия в России сейчас пытаются внедрить системы качества и сертифицировать их в соответствии требованиям стандартов ISO 9000. Некоторым это удается, и они получают отечественные сертификаты или зарубежные, выданные такими сертификационными организациями, как Регистр Ллойда, Бюро Веритас, ТЮФ-СЕРТ и др [11, с. 129].                     

К настоящему времени  около 300 тыс. компаний по всему миру внедрили международные стандарты качества; переходя на концепцию все-общего качества, поменяли свою корпоративную культуру и методы менедж-мента. В мире утвердилось общее мнение, которое очень четко сформулиро-вал Дональд Питерсон (Donald Peterson), исполнительный директор компа-нии Ford Motors Company. «Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции».

Многие страны — Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Анг-лия, Германия, в последние годы Бразилия — подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи.

Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном     улучшении, нельзя обойти стороной такое  ныне популярное во всем мире понятие, как Total Quality Management (TQM).

Что такое Total Quality Management (TQM)?

На этот вопрос сегодня  смогут ответить, наверное, не более  одного из десяти предпринимателей. А  о том, чтобы применить это  понятие к суровой действительности, привить его на пока еще слабом дереве российской экономики, задумываются очень немногие, и тем не менее проблема Российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM  достаточно актуальна в настоящее время.

Стремление стимулировать  производство товаров, конкурентоспособных  на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.

TQM — это всеобщий  менеджмент качества, это стратегия,  которая будет определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия. Это означает стать лучшим. Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды потребителя и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать, что все можно изменить очень быстро и без проблем. Внедрение этой системы — длительный процесс, на освоение которого идут годы. Он требует значительных усилий для освоения тонкостей, разработки соответствующей системы взглядов и ее реализации.

TQM – это и всеобъемлющая  философия администрирования, и свод инструментов и методов для ее применения. Историческое развитие идей качества привело к необходимости количественной оценки соответствия существующих систем качества предприятий и организаций общим принципам TQM. В Европе это привело к разработке Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management (EFQM)) «Business Excellence» («превосходство в бизнесе») – модели делового совершенства, которая сегодня одна из признанных моделей оценки достижений по внедрению принципов и методов TQM на предприятии.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов [1, с. 58].                     

Главная идея TQM состоит  в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в  целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

TQM включает два механизма: Quality Assurance (QA) — контроль качества и Quality Improvements (QI) — повышение качества. Первый — контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги. Второй — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Два механизма: контроль качества и повышение качества — позволяют постоянно  совершенствовать, развивать бизнес.

    Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

Слово «всеобщее» в понятии  «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться  каждый сотрудник организации, слово  «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру [4, с. 52].                     

Целью курсовой работы является рассмотрение всеобщего менеджмента  качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством и проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM, а также охарактеризовать систему управления качеством на предприятии «ДорСнабУрал», рассмотреть принципы управления компанией и оценить эффективность применения TQM.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

-рассмотреть сущность понятия «TQM», её принципы, подходы и методы;

-провести анализ управления качеством на предприятии «ДорСнабУрал»;

- рассмотреть применение принципов TQM на российских предприятиях.

Объектом исследования является исследование принципов Всеобщего  менеджмента качества на предприятии  «ДорСнабУрал».

Предметом исследования являются проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили  труды зарубежных и отечественных  авторов.

Достаточно серьезное  внимание изучению данной проблемы уделяется  в нашей стране. Среди современных  авторов стоит назвать: А. С. Большаков, В. И. Михайлов, И. И. Мазур, В. 3. Мильнер, А. Н. Курицын, Я. А. Певзнер, З. С. Абутидзе и многие другие. В периодической литературе следует назвать таких авторов: А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский, А. Швец, Б. Хаяси, Е. Пантелеева, Д. Маслов, П. Ватсон, Э. Белокоровин и другие.

Структура работы определяется логикой проведенного исследования и отражена в содержании курсовой работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, 6 схематических рисунков, 2 таблиц и списка использованной литературы, включающего 24 наименования. Общее количество страниц 72.

 

    Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. 

Существуют различные концепции  управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.

Основная идея концепции Шухарта  заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения  вариаций.

            

                                      Рис.1. Контрольная карта 

                                                                                                 

 

Шухартом впервые была предложена циклическая модель, разделяющая управление качеством на 4 стадии: 1. Планирование (Plan), 2. Реализация (Do), 3.Проверка (Check), 4. Корректирующие воздействия (Action). Наибольшее распространение эта модель получила в Японии.

В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на 3 прагматичных аксиомах:

1. Любая деятельность  может рассматриваться, как технологический  процесс, а значит, может быть  улучшена. 2. Производство должно  рассматриваться, как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии, поэтому решение конкретных проблем не является достаточным - все равно вы получите только то, что даст система. Необходимы фундаментальные изменения в процессе. 3. Высшее руководство предприятия должно во всех случаях принимать на себя ответственность за свою деятельность. В 1982 году, под редакцией Э. Деминга была выпущена книга «Качество, продуктивность и конкурентоспособность», содержащая 14 постулатов, которые позволяют организовать работу производства правильно. 

         Четырнадцать универсальных принципов Эдварда Деминга

  1. Установите соответствие целей с планом повышения качества. Высшее руководство должно создать и опубликовать для всех служащих компании документ о намерениях с планом и ясным определением целей. Цели должны быть обязательно достигнуты.
  2. Примите новую философию качества. Каждый, от высшего руководства до низшего по должности работника, должен принять вызов повышения качества, усвоить свои обязанности и придерживаться требований новой философии. Продукция плохого качества никогда не должна достигать заказчика. Организация должна принять за правило, что дефекты по качеству продукции могут возникать, но дефектная продукция никогда не должна поступать к заказчику.
  3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества. Цель инспекций — улучшение процессов и снижение затрат, а не просто поиск дефектов. Потребность в частых инспекциях может отпасть за счет обеспечения изначального качества работы.
  4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг. Следует исключить контракты, обещающие самые низкие затраты (и подразумевающие худший результат); вместо этого следует заботиться о минимизации полной стоимости проектов. Чем постоянно искать самого дешёвого продавца, а потом иметь проблемы с низким качеством продукции, стоит стремиться к работе с постоянным поставщиком. Тогда можно выстроить длительные отношения, основанные на лояльности и доверии.
  5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества. Организации должны постоянно улучшать систему управления и контроля качества. Многие менеджеры склонны думать, что в структуре таких программ есть начало, середина и конец. Всеобщее управление качеством не имеет конца, оно является непрерывным процессом. Фраза «постоянное улучшение» должна стать общей заботой в пределах организации.
  6. Учредите обучение. Следует ввести современные методы формального обучения, особенно для новых сотрудников. Обучение в процессе работы не приемлемо, поскольку новый работник, вероятнее всего, станет «учиться» по накатанному пути, выполняя работу рядом с кондовыми «ветеранами», которые могут противиться нововведениям TQM. Обучение возможно и для внешних заказчиков, если оно ориентирует их на цели, к которым стремится компания. Позже, когда компания будет ждать от этих внешних заказчиков качества запросов определённого уровня, их прежнее обучение окажется полезным.
  7. Обучите и учредите руководство. Целью руководства не должны быть только указания на то, какую работу выполнять, но и помощь в том, чтобы лучше выполнять эту работу. Руководство должно быть обучено мастерски, и организации должны тренировать своих менеджеров быть хорошими лидерами.
  8. Искорените страх на работе. В компании должна быть создана атмосфера доверия и новаторства, чтобы каждый сотрудник мог эффективно работать на благо улучшения организации в целом. Множество страхов на работе вызвано количественными оценками качества работы. Работники стремятся делать требуемое, чтобы получить эти хорошие оценки, не имеющие никакого отношения к качеству. Сотрудники не должны бояться вносить новые идеи, и организация должна терпимо относиться к неудачам, когда работники экспериментируют с новыми идеями.
  9. Устраните барьеры между подразделениями. Высшее руководство должно установить между подразделениями взаимодействие, а не конкуренцию. Это должно оптимизировать усилия команд в направлении намерений и целей организации вместо разжигания между подразделениями конкуренции.
  10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах. Руководству следует исключить лозунги и призывы к полному искоренению дефектов и ошибок, повышению продуктивности без предоставления работникам средств и описания методов достижения таких высот. Подобные увещевания только создают конфликтные взаимоотношения. Большинство причин низкого качества и непродуктивности работы в организациях относится к системе управления и поэтому превышает возможности сотрудников что-либо в этом изменить.
  11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве. Высшее руководство должно ставить повышение качества услуг выше, чем количественные показатели. Исключите такие индивидуальные системы контроля типа «наказание/награда» как, например, премиальные платы и штрафы. Исключите управление основанное на стремлениях. Чтобы достижение целей не зависело только от стремлений, менеджеры должны разработать методы повышения качества, а также привлекать руководство к помощи работникам в достижении их личных целей.
  12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством. Организации должны отменить систему рейтинговых оценок заслуг и не обвинять работников в отказах систем, которые находятся вне их контроля.
  13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные прог-раммы, программы пере- и повышения квалификации. Привлекайте ведущих специалистов-инструкторов, для обучения и воспитания сотрудников. Введите обучение, относящееся к статистическому представлению об организации, а затем расширьте его до общего видения процессов. Это даст представление об организации в целом, как о едином организме.
  14. Преобразовывайте. Нацеливайте каждого сотрудника на внесение пусть малых преобразований, но для улучшения всей компании. Преобразование — это работа каждого сотрудника, а не только руководства. Создайте что-нибудь типа информационного центра, чтобы информировать всех сотрудников об этом прогрессе.

Информация о работе Проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM