Проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать и проанализировать организационное взаимодействие и взаимосвязь в таможенных органах.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов;
Проанализировать системы взаимодействий и взаимосвязи таможенных органов;
Определить проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов. 5
1.1. «Организация» как важнейшая функция системы управления по достижению целей организации 5
1.2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи в системе таможенных органов 9
2. Анализ системы взаимодействий и взаимосвязи таможенных органов. 15
2.1. Организационная структура таможенного органа 15
2.2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи по вертикали, горизонтали и диагонали 23
3. Проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов. 31
3.1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения 31
3.2. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов 34
Заключение 37
Список используемых источников 38

Файлы: 1 файл

Там.менеджмент.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В условиях становления  цивилизованных рыночных отношений  в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы  управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Специфика управленческой деятельности в таможенных органах  предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, и объединенных общностью задач, функций и методов.

Таким образом, актуальность работы определена тем, что в процессе осуществления своей деятельности, для достижения поставленных задач таможенным органам необходимо продолжать совершенствовать взаимодействие и взаимосвязь в организационной системе, устраняя ошибки и недостатки.

Цель работы – исследовать и проанализировать организационное взаимодействие и взаимосвязь в таможенных органах.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов;
  2. Проанализировать системы взаимодействий и взаимосвязи таможенных органов;
  3. Определить проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов.

Объектом изучения была выбрана система таможенных органов  Российской Федерации.

 

  1. Теоретические основы организационного взаимодействия в системе таможенных органов.
    1. «Организация» как важнейшая функция системы управления по достижению целей организации

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов.

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов[2].

Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней  задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

Что же такое управление? В литературе имеется множество  определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах[3].

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др[5].

Для уяснения вопроса  о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в  системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Система управления в  таможенных органах состоит из следующих  компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления. Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления[6].

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия — их создает эти условия функция управления — организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции  состоит в создании системы сил  и средств, установлении необходимых  связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Понятие «организация»  означает процесс объединения людей, совместно реализующих поставленные цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Таможенная организация представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями, работой и интересами; интегрирование людей со своей специфической организационной структурой и строгой иерархией; сложную и разветвленную организационную структуру как вид особой системы[7].

Таможенные  организации в структурном и  функциональном отношении образуют единую целостную систему, которая строится с учетом тех же принципов, что и все таможенное дело. Однако система таможенных организаций имеет свои особенности, свою целенаправленность и целесообразность. Последние проявляются в структуре таможенных организаций, определяющих специфику отношений, координации и субординации между ними и внутреннюю организацию таможенной системы в целом.

 

 

 

    1. Организационное взаимодействие и взаимосвязи в системе таможенных органов

 

Специфика управленческой деятельности в таможенных органах  предопределена строгой системой взаимосвязанных  и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, и объединенных общностью задач, функций и методов.

Каждый таможенный орган взаимосвязан с другими  вышестоящими и нижестоящими органами системы, функционирует в тесном взаимодействии с другими звеньями и способен выполнять свои функции  и полномочия.

В целях организации эффективности управления системой в целом и ее отдельными элементами (составными частями, подсистемами), она должна быть структурирована. То есть для формирования и реализации руководящего (управляющего) воздействия непременным условием должно быть наличие субъекта управления (руководитель, управленец, начальник) и объекта управления (управляемого, подчиненного), а также канала передачи управляющего воздействия и канала получения информации о результатах этого воздействия на объект управления[4].

Управление в таможенных органах как структура носит ступенчатый, иерархический, субординационный характер

Таможенные  органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат  системообразующие факторы, придающие  совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная  служба РФ;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему  входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС  могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы[1].

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам  государственной власти субъектов  Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям.

Различные уровни управления одновременно выступают  и как субъекты и как объекты  управления, например, ФТС России –  субъект управления для регионального  таможенного управления и объект для Поавительства РФ; РТУ – объект управления для ФТС и субъект управления для таможни.Этот ряд можно продолжить. Поэтому управление в таможенных органах выполняет как исполнительную, так и распорядительную функции.

Рассматривая таможенное дело как объект управления, нужно говорить о том, что для более четкого обозначения объекта управления необходимо выделение составляющих его элементов и определение его как совокупность этих элементов.

Однако, говоря о субъекте управления в таможенном деле, необходимо отметить следующую  особенность. ТК ТС относит функцию по общему руководству таможенным делом к компетенции Правительства РФ. Таким образом, по сути дела, мы выделяем второй субъект управления[8].

Как правило, в менеджменте при рассмотрении управленческих взаимоотношений выделяют только один субъект управления, в частности на основе принципа единоначалия. В нашем же случае в наличии два субъекта управления. Такое положение не исключается в науке об управлении. Причем возможны различные варианты взаимодействия субъектов управления. Один из них предусматривает субординационные взаимоотношения.

Информация о работе Проблемы взаимодействия и организационных отношений и пути их решения в системе таможенных органов