Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники;
ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;
выявить типы трудового поведения ;
4)сформулировать результаты по проделанной работе
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива 26
2.3.Исследование типов личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Институт экономики
Кафедра “Менеджмент”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Организационное поведение»
Тема: «Процесс формирования и развития личности»
Выполнила: студентка 343 группы
Хабаровск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-
2.3.Исследование типов личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
состоит в том, что эффективность
работы организации и конкретных
организационных процессов
Специалисты в области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Менеджеры, как правило, стремятся обозначить те характеристики, которые определяют личность преуспевающего руководителя.
Психологи стремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы, обеспечивающие организацию этих составляющих и, как следствие, поведение человека.
Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4)сформулировать
результаты по проделанной
Объектом исследования является ООО «Шелест», а предметом – сплоченность персонала организации.
Структура работы включает введение, теоретические аспекты понятия «личность», анализ трудовых отношений, заключение и список литературы.
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Общее представление о личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К.Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”.
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности.
Личность – это организм
и его высший представитель –
мозг, содержащий в себе остатки
всего, чем мы были, и задатки того,
чем мы будем. В нем начертан индивидуальный
характер со всеми своими деятельными
и пассивными способностями и
антипатиями, своим гением, талантом
и глупостью, добродетелями и
пороками, неподвижность и деятельностью.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
Образ жизни человека, включающий
в неразрывном единстве определенные
исторические условия, материальные основы
его существования и
Личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. [7.c.26]
Личность не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. [5.c.214] И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, подействовать вполне нравственно. [10,c.303]. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Основными критериями личности являются способность к опосредованному поведению и способность к сознательному руководству собственным поведением.
1.2. Формирование и развитие личности
Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.
Сначала представим себе самую
общую картину этого процесса.
Согласно взгляду современной
Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях….
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя [2,c.112]. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста. [6,c.207].
В детстве складываются основные
мотивационные, инструментальные и
стилевые черты личности. Первые относятся
к интересам человека, к тем
целям и задачам, которые он перед
собой ставит, к его основным потребностям
и мотивам поведения. Инструментальные
черты включают предпочитаемые человеком
средства достижения соответствующих
целей, удовлетворения актуальных потребностей,
а стилевые касаются темперамента,
характера, способов поведения, манер.
К окончанию школы личность в
основном оформляется, и те индивидуальные
особенности персонального
Развитие личности в детстве
происходит под влиянием различных
социальных институтов: семьи, школы, внешкольных
учреждений, а также под воздействием
средств массовой информации (печать,
радио, телевидение) и живого, непосредственного
общения ребенка с окружающими
людьми. В разные возрастные периоды
личностного развития количество социальных
институтов, принимающих участие
в формировании ребенка как личности,
их воспитательное значение различны.
В процессе развития личности ребенка
от рождения до трех лет доминирует
семья, и его основные личностные
новообразования связаны в
На вопрос, что такое
личность, психологи отвечают по-разному,
и в разнообразии их ответов, а
отчасти и в расхождении мнений
на этот счет проявляется сложность
самого феномена личности. Каждое из определений
личности, имеющихся в литературе,
заслуживает того, чтобы учесть его
в поисках глобального
Информация о работе Процесс формирования и развития личности