Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники;
ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;
выявить типы трудового поведения ;
4)сформулировать результаты по проделанной работе
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива 26
2.3.Исследование типов личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
При помощи метода наблюдения выявим четыре типа поведения работников в организации:
1) супернормативный тип (исключительно добросовестное отношение к труду);
2) нормативный тип (достаточно добросовестное отношение к труду);
3) субнормативный тип (недостаточная добросовестность работников);
4) ненормативный тип (недобросовестные работники).
Таблица 3. Трудовое поведение работников
ФИО |
Должность |
Тип поведения |
Миронов А.В. |
Генеральный директор |
Супернормативный |
Луконин П.К. |
Заместитель директора |
Нормативный |
Ким Е.Л. |
Автослесарь 1 |
Нормативный |
Федотов А.А. |
Автослесарь 2 |
Субнормативный |
Левковский А.В. |
Автослесарь 3 |
Нормативный |
Орлов Д.Е. |
Автослесарь 4 |
Нормативный |
Белошицкая О.А. |
Главный бухгалтер |
Супернормативный |
Баштовая А.А. |
Менеджер |
Супернормативный |
Рис. 2.Диаграмма типов поведения
Итак, отдел имеет линейную структуру управления персоналом, в нем работают люди, разные по полу, должности, образованию, стажу работы в организации. Так же коллектив «играет» различные роли в организации. Лидером является директор, что очень хорошо влияет на работу организации, а так же его тип поведения – супернормативный.
2.2 Оценка ценностно-
Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).
Если в организации
обладает ЦОЕ, которое
Для оценки уровня
ЦОЕ служит методика Р.С.
Таблица 4. Выбор качеств
№ |
Список |
Миронов |
Луконин |
Ким |
Федотов |
Левковский |
Орлов |
Белошицкая |
Баштовая |
Кол. |
1 |
Постоянство |
* |
* |
2 | ||||||
2 |
Выдержка |
* |
* |
2 | ||||||
3 |
Свобода действий |
* |
* |
2 | ||||||
4 |
Общительность |
0 | ||||||||
5 |
Исполнительность |
* |
* |
* |
* |
* |
5 | |||
6 |
Переменчивость |
* |
1 | |||||||
7 |
Чувствительность |
* |
1 | |||||||
8 |
Знание своих возможностей |
* |
* |
2 | ||||||
9 |
Соблюдение семейных традиций |
0 | ||||||||
10 |
Склонность к воображению |
0 | ||||||||
11 |
Самомнение |
* |
1 | |||||||
12 |
Мастерство |
* |
* |
2 | ||||||
13 |
Бережливость |
* |
1 | |||||||
14 |
Организованность |
* |
* |
* |
3 | |||||
15 |
Изворотливость |
* |
1 | |||||||
16 |
Инициативность |
* |
1 | |||||||
17 |
Целеустремленность |
* |
* |
2 | ||||||
18 |
Настойчивость |
* |
* |
* |
3 | |||||
19 |
Умение слушать |
* |
1 | |||||||
20 |
Искренность |
* |
1 | |||||||
21 |
Самостоятельность |
* |
* |
* |
* |
4 | ||||
Продолжение таблицы 4 22 |
Эрудированность |
* |
1 | |||||||
23 |
Стремление к успеху |
* |
* |
* |
3 | |||||
24 |
Деловитость |
* |
1 |
Из данных таблицы можно вычислить уровень ЦОЕ:
где n — сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе mах предпочтение;
m — сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе;
N — общее число сделанных выборов.
В данном случае в число пяти качеств, получивших mах предпочтение, попали такие характеристики, как «исполнительность», «самостоятельность», «организованность», «стремление к успеху», «настойчивость», n=18. Характеристики, получившие min число выборов: «общительность», «соблюдение семейных традиций», «склонность к воображению», «переменчивость», «чувствительность», m=2. Как видно из приведенной выше таблицы, в опросе участвовало восемь испытуемых, каждый из которых мог сделать пять выборов. Для данной группы N=40. Подставим цифровые значения n, m, N в приведенную выше формулу, вычислим индекс ЦОЕ для обследованной группы:
ЦОЕ % |
* 100 % = 40 % | |
Таким образом, можно сделать вывод, что в группе возможны конфликтные ситуации, т.к. ЦОЕ< 1 (0,4).
2.3. Исследование типов личности
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:
Каждый тип личности характеризуется
некоторыми особенностями:
-определенными чертами характера и складом
ума;
-способностями к определенным видам деятельности;
-предпочтениями определенного рода занятий;
-содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
В таблице 5 приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.
Таблица показывает характеристики типов личности: психологические характеристики, направленность, предпочтения, профессиональную среду; конкретные профессии.
Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. В соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис. 2) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.
Рис.2. Шестиугольник типа личности
Используя данную методику, был проведен тест (приложение 2) и определен тип личности каждого сотрудника (см. табл. 6).
Таблица 6. Типы личности сотрудников
ФИО |
Должность |
Тип поведения |
Миронов А.В. |
Генеральный директор |
Предприимчивый |
Луконин П.К. |
Заместитель директора |
Предприимчивый |
Ким Е.Л. |
Автослесарь 1 |
Реалистичный |
Федотов А.А. |
Автослесарь 2 |
Реалистичный |
Левковский А.В. |
Автослесарь 3 |
Реалистичный |
Орлов Д.Е. |
Автослесарь 4 |
Реалистичный |
Белошицкая О.А. |
Главный бухгалтер |
Конвенциальный |
Баштовая А.А. |
Менеджер |
Предприимчивый |
Таблица показывает, каким типом личности обладает каждый из сотрудников. И можно сделать вывод, что каждый тип, полученный в результате тестирования, подходит к должности каждого сотрудника.
Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».
Таким образом, используя методику Дж.Голланда были определены типы личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Выявлено то, что каждый сотрудник, пройдя тест, определил свой тип личности, который в результате «подошел» к должности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования теоретических аспектов формирования и развития личности были сформулированы следующие результаты:
Во-первых, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Основными критериями личности являются способность к опосредованному поведению и способность к сознательному руководству собственным поведением.
Во-вторых, формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта.
В-третьих, развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Основными факторами являются природа организма, биологический фактор, общественная деятельность.
Объектом исследования было предприятие ООО «Шелест», которое имеет линейную структуру управления организацией, в нем работают люди, разные по полу, должности, образованию, стажу работы в организации. В данной организации коллектив «играет» различные роли в организации. Оценщиком является директор и тип его поведения - супернормативный, что очень хорошо влияет на работу организации.
Используя методику Д.Голланда, были определены типы личности каждого сотрудника. Например, у директора - предприимчивый, что очень подходит к его должности. А так же в группе возможны конфликтные ситуации, т.к. ЦОЕ< 1 (0,4).
Для сокращения конфликтных ситуации, необходимо проводить в коллективе опросы, собеседования, а так же различные корпоративы.
Информация о работе Процесс формирования и развития личности