Процесс формирования и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники;
ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;
выявить типы трудового поведения ;
4)сформулировать результаты по проделанной работе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива 26
2.3.Исследование типов личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 119.04 Кб (Скачать файл)

При помощи метода наблюдения выявим четыре типа поведения работников в организации:

1) супернормативный тип (исключительно добросовестное отношение к труду);

2) нормативный тип (достаточно добросовестное отношение к труду);

3) субнормативный тип (недостаточная добросовестность работников);

4) ненормативный тип (недобросовестные работники).

 

 

Таблица 3. Трудовое поведение работников

ФИО

Должность

Тип поведения

Миронов А.В.

Генеральный директор

Супернормативный

Луконин П.К.

Заместитель директора

Нормативный

Ким Е.Л.

Автослесарь 1

Нормативный

Федотов А.А.

Автослесарь 2

Субнормативный

Левковский А.В.

Автослесарь 3

Нормативный

Орлов Д.Е.

Автослесарь 4

Нормативный

Белошицкая О.А.

Главный бухгалтер

Супернормативный

Баштовая А.А.

Менеджер

Супернормативный


Рис. 2.Диаграмма типов  поведения 

Итак, отдел имеет линейную структуру управления персоналом, в  нем работают люди, разные по полу, должности, образованию, стажу работы в организации. Так же коллектив «играет» различные роли в организации. Лидером является директор, что очень хорошо влияет на работу организации, а так же его тип поведения – супернормативный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка ценностно-ориентационного  единства коллектива

Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).

  Если в организации  обладает ЦОЕ, которое складывается  в совместное полезной деятельности, то и профессиональные межличностные  отношения в группе упорядочены.

  Для оценки уровня  ЦОЕ служит методика Р.С. Вайсмана. Суть ее состоит в том, что членам коллектива предлагается набор качеств личности, и каждый должен выбрать из него пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной деятельности.

Таблица 4. Выбор качеств

Список  
характеристик 
лидера

Миронов

Луконин

Ким

Федотов

Левковский

Орлов

Белошицкая

Баштовая

Кол. 
выб-в

1

Постоянство

       

*

 

*

 

2

2

Выдержка

*

           

*

2

3

Свобода действий

     

*

 

*

   

2

4

Общительность

               

0

5

Исполнительность

 

*

*

 

*

 

*

*

5

6

Переменчивость

     

*

       

1

7

Чувствительность

           

*

 

1

8

Знание своих возможностей

 

*

     

*

   

2

9

Соблюдение семейных традиций

               

0

10

Склонность к воображению

               

0

11

Самомнение

     

*

       

1

12

Мастерство

*

 

*

         

2

13

Бережливость

             

*

1

14

Организованность

*

*

   

*

     

3

15

Изворотливость

     

*

       

1

16

Инициативность

         

*

   

1

17

Целеустремленность

*

           

*

2

18

Настойчивость

 

*

     

*

*

 

3

19

Умение слушать

   

*

         

1

20

Искренность

       

*

     

1

21

Самостоятельность

   

*

*

   

*

*

4

Продолжение таблицы 4

22

Эрудированность

         

*

   

1

23

Стремление к успеху

 

*

*

 

*

     

3

24

Деловитость

*

             

1


Из данных таблицы можно  вычислить уровень ЦОЕ:

где n — сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе  mах предпочтение;

 m — сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе;

N — общее число сделанных выборов.

В данном случае в число пяти качеств, получивших mах предпочтение, попали такие характеристики, как «исполнительность», «самостоятельность», «организованность», «стремление к успеху», «настойчивость», n=18. Характеристики, получившие min число выборов: «общительность», «соблюдение семейных традиций», «склонность к воображению», «переменчивость», «чувствительность», m=2. Как видно из приведенной выше таблицы, в опросе участвовало восемь испытуемых, каждый из которых мог сделать пять выборов. Для данной группы N=40. Подставим цифровые значения n, m, N в приведенную выше формулу, вычислим индекс ЦОЕ для обследованной группы:

ЦОЕ %

 

 * 100 % = 40 %

 

 

    Таким образом,  можно сделать вывод, что в группе возможны конфликтные ситуации, т.к. ЦОЕ< 1 (0,4).

 

2.3. Исследование типов личности

Изучая индивидуальные особенности  людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

    • Реалистический тип (Р)
    • Интеллектуальный тип (И)
    • Социальный тип (С)
    • Конвенциальный тип (К)
    • Предприимчивый тип (П)
    • Артистический тип (А)

Каждый тип личности характеризуется  некоторыми особенностями:  
-определенными чертами характера и складом ума;  
-способностями к определенным видам деятельности;  
-предпочтениями определенного рода занятий;  
-содержанием увлечений;  
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует  определенный тип профессий. В том  случае, если человек выбирает профессию  соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

В таблице 5 приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица показывает характеристики типов личности: психологические характеристики, направленность, предпочтения, профессиональную среду; конкретные профессии.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. В соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис. 2) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Рис.2. Шестиугольник типа личности

Используя данную методику, был проведен тест (приложение 2) и определен тип личности каждого сотрудника (см. табл. 6).

Таблица 6. Типы личности сотрудников

ФИО

Должность

Тип поведения

Миронов А.В.

Генеральный директор

Предприимчивый

Луконин П.К.

Заместитель директора

Предприимчивый

Ким Е.Л.

Автослесарь 1

Реалистичный

Федотов А.А.

Автослесарь 2

Реалистичный

Левковский А.В.

Автослесарь 3

Реалистичный

Орлов Д.Е.

Автослесарь 4

Реалистичный

Белошицкая О.А.

Главный бухгалтер

Конвенциальный

Баштовая А.А.

Менеджер

Предприимчивый


Таблица показывает, каким  типом личности обладает каждый из сотрудников. И можно сделать  вывод, что каждый тип, полученный в  результате тестирования, подходит к  должности каждого сотрудника.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

Таким образом, используя  методику Дж.Голланда были определены типы личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Выявлено то, что каждый сотрудник, пройдя тест, определил свой тип личности, который в результате «подошел» к должности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования теоретических  аспектов формирования и развития личности были сформулированы следующие результаты:

Во-первых, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Основными критериями личности являются  способность к опосредованному поведению и способность к сознательному руководству собственным поведением.

Во-вторых, формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта.

В-третьих, развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Основными факторами являются природа организма, биологический фактор, общественная деятельность.

Объектом исследования было предприятие ООО «Шелест», которое имеет линейную структуру управления организацией, в нем работают люди, разные по полу, должности, образованию, стажу работы в организации. В данной организации коллектив «играет» различные роли в организации. Оценщиком является директор и тип его поведения - супернормативный, что очень хорошо влияет на работу организации.

Используя методику Д.Голланда, были определены типы личности каждого сотрудника. Например, у директора - предприимчивый, что очень подходит к его должности. А так же в группе возможны конфликтные ситуации, т.к. ЦОЕ< 1 (0,4).

Для сокращения конфликтных ситуации, необходимо проводить в коллективе опросы, собеседования, а так же различные корпоративы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Процесс формирования и развития личности