Процесс формирования и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники;
ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;
выявить типы трудового поведения ;
4)сформулировать результаты по проделанной работе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива 26
2.3.Исследование типов личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 119.04 Кб (Скачать файл)

Условия различных общественных структур определяют и различают  личности.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении  и деятельности. Будучи объектом, человек  в то же время является субъектом  познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории  их развития, от политико-экономических  и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность – одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные условия  формируют личность как систему  отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и  форму.

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную  с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному  действию.

Формирование человека как  личности требует от общества постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. [10,c.385].

Форму личности характеризуют  особенности способа осуществления  ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство  или неустойчивость, твердость или  податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов  содержания личности.

Становление человека как  личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Каким же образом можно  представить диалектику формирования типической в социально-психологическом  смысле личности? В разных исследованиях  раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что  ни сама по себе семья, ни школа и  ни одно лишь  ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты  личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной  узкой среде, он осуществляется в  контексте более или менее  развитого общения с людьми, общественными  институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или  иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания  жизни. И этот “дух времени” накладывает  определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и  ближайшее социальное окружение, и  массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и  характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные  черты личности. Личность формирует  не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности  самой растущей личности.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность. [12].

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое  развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Между тем влияние на поведение  человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний  и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. [8,c.35]. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Общество на каждой ступени  своего развития задает развивающейся  личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также  дает знать, какие эмоции, в каких  ситуациях и на каких уровнях  напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему  общественных норм и образцов.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза3.

Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие  важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия  “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в  чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что  объединяет данного человека с человеческим видом. [1,c.63]. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки  развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления  жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области  изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью  условий социального существования  в данную историческую эпоху. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий  на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Историческое, социологическое  и социально-психологическое исследование личности составляет в настоящее  время единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое  исследование….

Таким образом, развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Основными факторами являются природа организма, биологический фактор, общественная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ё

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ»

2.1. Характеристика ООО «Шелест»

В данной работе будет рассматриваться  Общество с ограниченной ответственностью «Шелест», которое  является хозяйственным  обществом, созданным его учредителем  для ведения предпринимательской  деятельности. ООО «Шелест» существует на рынке 10 лет.

Компания занимается поставкой  и продажей автозапчастей, а так  же ремонтом автомобилей.

В ООО «Шелест» трудоустроено 8 человек: генеральный директор, заместитель  директора, 4 автослесаря, главный бухгалтер, менеджер. Организационная структура управления персоналом (рис. 1) в организации – линейная.

 

Автослесарь 2


Генеральный директор


Заместитель директора

Главный бухгалтер

Автослесарь 1

Менеджер

Автослесарь 3



Автослесарь 4




 

Рис.1. Организационная структура ООО «Шелест»

 

Все члены организации  непосредственно линейно подчинены  генеральному директору, кроме того, автослесари находятся в зависимости  от своиего функционального руководителя – заместителя директора.

  Рассмотрим таблицу 1, в которой представлен анализ персонала организации:

 

Таблица 1. Анализ персонала

ФИО

Должность

Стаж работы в организации

Образование

Пол

Миронов А.В.

Генеральный директор

10 лет

Два высших

Мужской

Луконин П.К.

Заместитель директора

10 лет

Высшее

Мужской

Ким Е.Л.

Автослесарь 1

6 лет

Среднее специальное

Мужской

Федотов А.А.

Автослесарь 2

6 лет

Среднее специальное

Мужской

Левковский А.В.

Автослесарь 3

7 лет

Высшее

Мужской

Орлов Д.Е.

Автослесарь 4

5 лет 

Среднее специальное

Мужской

Белошицкая О.А.

Главный бухгалтер

7 год

Высшее

Женский

Баштовая А.А.

Менеджер

5 лет

Высшее

Женский


 

В соответствии с данными  таблицы можно сделать вывод, что в организации работают шесть  мужчин и две женщины,  один работник с двумя высшими образованиями, четыре с высшими, три – со средним  специальным. Два человека работает с момента образования организации, двое – 7 лет, двое – 6 лет, двое – 5 лет.

Для определения ролей  персонала в организации необходимо провести тестирование  (приложение 1).

Рассмотрим ролевую структуру:

1.Исполнитель (И)- составляет планы и эффективно претворяет их в производство.

2.Председатель (или Координатор) (П)- радушно принимает вносимые вклады в деятельность команды и оценивает их в соответствии с целями команды.

3.Формирователь (Ф)- оспаривает, мотивирует, достигает. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению.

4.Мыслитель (Генератор идей) (М)- представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию.

5.Разведчик (Исследователь ресурсов) (Р) - создает сеть и собирает полезные ресурсы для команды.

6.Оценщик (О)- объективно анализирует и оценивает идеи и решения команды.

7.Коллективист (К) - поддерживает отношения внутри команды.

8.Доводчик (Завершающий работу) (Д) хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды.

Таблица 2.  Ролевая структура персонала

ФИО

Должность

Роль сотрудника

Миронов А.В.

Генеральный директор

Оценщик

Луконин П.К.

Заместитель директора

Мыслитель

Ким Е.Л.

Автослесарь 1

Доводчик

Федотов А.А.

Автослесарь 2

Разведчик

Левковский А.В.

Автослесарь 3

Исполнитель

Орлов Д.Е.

Автослесарь 4

Председатель

Белошицкая О.А.

Главный бухгалтер

Формирователь

Баштовая А.А.

Менеджер

Коллективист


 Из таблицы видно, что главную роль в организации играют генеральный директор и его заместитель, а поддерживает весь коллектив-менеджер.

Информация о работе Процесс формирования и развития личности