Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить сущность понятия «личность» и факторы развития и формирования личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники;
ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;
выявить типы трудового поведения ;
4)сформулировать результаты по проделанной работе
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.1. Общее представление о личности 4
1.2. Формирование и развитие личности 7
1.3. Основные факторы развития личности 10
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ» 22
2.1. Характеристика ООО «Шелест» 22
2.2 Оценка ценностно-ориентационного единства коллектива 26
2.3.Исследование типов личности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Условия различных общественных структур определяют и различают личности.
Поскольку человек отражает
и выражает общественные отношения,
он не самостоятелен в своем
Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.
Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.
Формирование человека как
личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого
совершенствования системы
Форму личности характеризуют
особенности способа
Становление человека как
личности связано с относительно
высоким уровнем нервно-
Каким же образом можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом смысле личности? В разных исследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот “дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.
Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность. [12].
При исследовании развития
личности для психологии исходным является
положение о том, что личность
развивается через системы
Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.
Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. [8,c.35]. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.
Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.
Обычно становление личности
относят к более поздним
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.
При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. [1,c.63]. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)
В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.
Формирование и развитие
личности определено совокупностью
условий социального
Историческое, социологическое
и социально-психологическое
Таким образом, развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Основными факторами являются природа организма, биологический фактор, общественная деятельность.
ё
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШЕЛЕСТ»
2.1. Характеристика ООО «Шелест»
В данной работе будет рассматриваться
Общество с ограниченной ответственностью
«Шелест», которое является хозяйственным
обществом, созданным его учредителем
для ведения
Компания занимается поставкой и продажей автозапчастей, а так же ремонтом автомобилей.
В ООО «Шелест» трудоустроено 8 человек: генеральный директор, заместитель директора, 4 автослесаря, главный бухгалтер, менеджер. Организационная структура управления персоналом (рис. 1) в организации – линейная.
Автослесарь 2
Генеральный директор
Заместитель директора
Главный бухгалтер
Автослесарь 1
Менеджер
Автослесарь 3
Автослесарь 4
Рис.1. Организационная структура ООО «Шелест»
Все члены организации
непосредственно линейно
Рассмотрим таблицу 1, в которой представлен анализ персонала организации:
Таблица 1. Анализ персонала
ФИО |
Должность |
Стаж работы в организации |
Образование |
Пол |
Миронов А.В. |
Генеральный директор |
10 лет |
Два высших |
Мужской |
Луконин П.К. |
Заместитель директора |
10 лет |
Высшее |
Мужской |
Ким Е.Л. |
Автослесарь 1 |
6 лет |
Среднее специальное |
Мужской |
Федотов А.А. |
Автослесарь 2 |
6 лет |
Среднее специальное |
Мужской |
Левковский А.В. |
Автослесарь 3 |
7 лет |
Высшее |
Мужской |
Орлов Д.Е. |
Автослесарь 4 |
5 лет |
Среднее специальное |
Мужской |
Белошицкая О.А. |
Главный бухгалтер |
7 год |
Высшее |
Женский |
Баштовая А.А. |
Менеджер |
5 лет |
Высшее |
Женский |
В соответствии с данными
таблицы можно сделать вывод,
что в организации работают шесть
мужчин и две женщины, один работник
с двумя высшими образованиями,
четыре с высшими, три – со средним
специальным. Два человека работает
с момента образования
Для определения ролей
персонала в организации
Рассмотрим ролевую структуру:
1.Исполнитель (И)- составляет планы и эффективно претворяет их в производство.
2.Председатель (или Координатор) (П)- радушно принимает вносимые вклады в деятельность команды и оценивает их в соответствии с целями команды.
3.Формирователь (Ф)- оспаривает, мотивирует, достигает. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению.
4.Мыслитель (Генератор идей) (М)- представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию.
5.Разведчик (Исследователь ресурсов) (Р) - создает сеть и собирает полезные ресурсы для команды.
6.Оценщик (О)- объективно анализирует и оценивает идеи и решения команды.
7.Коллективист (К) - поддерживает отношения внутри команды.
8.Доводчик (Завершающий работу) (Д) хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды.
Таблица 2. Ролевая структура персонала
ФИО |
Должность |
Роль сотрудника |
Миронов А.В. |
Генеральный директор |
Оценщик |
Луконин П.К. |
Заместитель директора |
Мыслитель |
Ким Е.Л. |
Автослесарь 1 |
Доводчик |
Федотов А.А. |
Автослесарь 2 |
Разведчик |
Левковский А.В. |
Автослесарь 3 |
Исполнитель |
Орлов Д.Е. |
Автослесарь 4 |
Председатель |
Белошицкая О.А. |
Главный бухгалтер |
Формирователь |
Баштовая А.А. |
Менеджер |
Коллективист |
Из таблицы видно, что главную роль в организации играют генеральный директор и его заместитель, а поддерживает весь коллектив-менеджер.
Информация о работе Процесс формирования и развития личности