Процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы объясняется фактом того, что развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающие объём и сложность принятия управленческого решения являются наиболее чувствительными к малейшим изменениям в выборе пути эффективной реализации той или иной управленческой идеи. Поэтому для построения успешной карьеры любому начинающему менеджеру, желающему занять достойное место в сфере управления, необходимо получить хотя бы базовые знания по данному вопросу и впоследствии постоянно совершенствовать уровень своей теоретической подготовки и практических навыков.

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 85.96 Кб (Скачать файл)

Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации. Следует отметить, что детерминированные модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям. Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Но профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них [3, c.35].

 

1.2 Материально – идеальные модели. Деловые игры

 

Особое внимание следует уделить теоретико-игровым моделям, которые предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неясности (неполноты информации) обстановки и связанного с этим риска. Способы принятия решений, которые предлагаются в рамках этого типа моделей, можно назвать продуктивными. К теоретико-игровым методам относятся теория игр и теория статистических решений.

Теория игр - это теория конфликтных ситуаций. Она применяется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызывается возможными действиями конфликтующих сторон [8, c.46].

Теоретико-игровые модели могут найти применение при обосновании управленческих решений в условиях политических, социальных, производственных, трудовых и других конфликтов, при выборе оптимальной линии поведения в них [15].

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим "дело" и "игру". Следует обратить внимание на характер взаимодействия их атрибутов [Таблица 1]:

 

Необходимость

Возможность

1. Безусловность

1. Условность

2. Утилитарность

2. Не утилитарность

3. Ограниченность

3. Неограниченность

4. Действительность

4. Мнимость


 

 

Таблица 1: Необходимости и возможности в теории игр

 

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные). Она становится методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия..

Сложность понятия "деловая игра" привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры [2, c.11].

Вот некоторые из определений понятия деловой игры [Приложение 1, Рис.2].

Существуют различные виды деловой игры.

Управленческая имитационная игра - это имитационная модель функционирования организации.

Имитационная игра - игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.

Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру. Необходимо понимать значение деловой игры в гуманизации профессиональной деятельности, осознавать данный метод как реализацию диалогического принципа в профессиональном обучении.

Учитывая отсутствие удовлетворительного определения, на данном этапе анализа, перечислим лишь основные атрибуты деловых игр [5, c.13]:

1.Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2.Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются  системой правил.

4.В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный  характер.

6.Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Классификация деловых игр:

1. По времени проведения:

- без ограничения времени;

- с ограничением времени;

- игры, проходящие в реальное время;

- игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности;

- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

- оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

- жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

- свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

- обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

- поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

5. По методологии проведения:

- луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

- ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);

- имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" – для обучения специалистов ПДО, "Сбыт"- для обучения менеджеров по продажам и т.д.);

- организационно-деятельностные игры – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

- эмоционально-деятельностные игры – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, они представляют собой форму тренингов;

- инновационные игры – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

- ансамблевые игры - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб

- комбинированные интерактивно- деятельностные стратегические игры сочетают ансамблевость и конкуренцию, имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

 

1.3 Словесное описание  как модель принятия управленческого  решения

 

Словесно-описательная (вербальная, лингвистическая) модель представляет описание свойств реального или воображаемого объекта на некотором естественном языке. Разработка такой модели допускает довольно большую свободу в выборе средств и способов описания, характеристики объекта.

Словесное описание – наиболее простой и неформальный способ выражения данных. Он легко доступен для понимания, однако может быть неоднозначным, а поэтому имеет ограниченное применение лишь на самых ранних этапах разработки объектов и их моделей. Для принятия решений на первом этапе словесное описание представляется необходимым требованием [14].

Суть тестовых методов оценки принимаемого управленческого решения заключается в описании заранее подготовленного решения. Использование тестовых методов позволяет оценить воспроизводимость экспертных оценок.

Одной из основных задач экспертных оценок является принятие коллективных решений. Здесь проводится открытое обсуждение альтернативных вариантов решения, дополнительного обмена информацией между лицами, принимающими непосредственное участие в процессе принятия решений, согласования, поиска компромисса.

Различают однотуровые и многотуровые экспертизы, анонимные и предусматривающие открытый обмен мнениями, с обменом информацией, которую предполагается использовать при принятии решений, налагает определенные требования на выбор конкретного метода проводимой экспертизы. При принятии важных управленческих решений целесообразно использование коллективных обсуждений, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Помимо того, что разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, интересна также возможность сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений.

Наиболее популярным словесным описанием модели управленческого решения считается метод комиссий - открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов.

Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии.

Преимущества метода комиссий:

- возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок;

- обратная связь (под воздействием полученной информации эксперт может изменить первоначальную точку зрения).

Однако метод комиссий обладает и недостатками. В частности, отсутствует анонимность, что может привести к появлению конформизма; дискуссия нередко принимает вид полемики наиболее авторитетных экспертов; различная активность экспертов, часто не совпадающая с их компетентностью; публичность высказываний сочетается порой с нежеланием некоторых экспертов отступить от ранее высказанного мнения, хотя оно в ходе дискуссии может претерпеть изменения.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ  МОДЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

2.1 Выявление проблемы и постановка задачи

 

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Несмотря на то, что это наиболее общая составляющая, встречающаяся во всех исследованиях, без четкой постановки проблемы, мы не сможем даже приблизиться к ее решению, а поэтому уделим ее определению некоторое внимание. Наличие проблемы можно представить как критическое рассогласование между желаемым положением и реальным.

Существуют два подхода к определению проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.

Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения. При этом выделяют [13]:

- осознание проблемы — установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров;

- определение проблемы — ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Кроме того, весьма важно, чтобы все лица, связанные с разработкой управленческого решения, одинаково (однозначно) понимали суть проблемы.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений