Процесс рационального принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процесса рационального принятия решений и поэтапная характеристика рационального решения.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику организационным решениям;
2) Рассмотреть основные подходы к принятию решений;
3) Охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………... 3
1. Природа процесса принятия решений…………………………….. 4
1.1. Характеристика организационных решений………………….. 4
1.2. Подходы к принятию решений………………………………… 5
2. Рациональное решение…………………………………………….. 9
2.1. Диагностика проблемы…………………………………………. 9
2.2. Идентификация ограничений и критериев……………………. 11
2.3. Выявление альтернатив………………………………………… 12
2.4. Оценка альтернатив…………………………………………….. 13
2.5. Выбор альтернативы……………………………………………. 14
2.6. Реализация……………………………………………………….. 15
2.7. Обратная связь…………………………………………………... 16
Заключение……………………………………………………………... 17
Список используемых источников…………………………………… 19
Приложение 1…………………………………………………………... 20

Файлы: 1 файл

Реферат печать.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «Основы менеджмента»

 

 

Тема: «Процесс рационального принятия решений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2011 г.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………... 3

    1. Природа процесса принятия решений…………………………….. 4
    1. Характеристика организационных решений………………….. 4
    1. Подходы к принятию решений………………………………… 5
    1. Рациональное решение…………………………………………….. 9
    1. Диагностика проблемы…………………………………………. 9
    1. Идентификация ограничений и критериев……………………. 11
    2. Выявление альтернатив………………………………………… 12
    3. Оценка альтернатив…………………………………………….. 13
    4. Выбор альтернативы……………………………………………. 14
    5. Реализация……………………………………………………….. 15
    6. Обратная связь…………………………………………………... 16

Заключение……………………………………………………………... 17

Список используемых источников…………………………………… 19

Приложение 1…………………………………………………………... 20

Введение

В настоящее время  экономическая среда, в силу своей  нестабильности и подвижности, требует  новых методов управления, соответствующих уровню современных производственных систем. На первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, связанные с качественной подготовкой управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений.

Одной из основных функций  управления в настоящее время  является принятие решений.

Принятие решений - составная  часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Одним из методов принятия решений является рациональное решение проблем.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса рационального  принятия решений и поэтапная  характеристика рационального решения.

Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать характеристику организационным решениям;
  2. Рассмотреть основные подходы к принятию решений;
  3. Охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;

Для раскрытия поставленной цели были использованы литературные материалы, Интернет источники, а также лекционный материал.

1. Природа процесса  принятия решений

1.1. Характеристика  организационных решений.

Процесс принятия решений  влияет на все аспекты менеджмента. Решение – это выбор одной из имеющихся альтернатив. Организационные решения – это альтернативы, которые менеджер должен выбрать, чтобы выполнить обязанности, предусмотренные его положением в организации. Цель любого организационного решения заключается в стимулировании достижения целей бизнеса. Самым эффективным организационным решением будет то, которое после фактической реализации обеспечит наибольший вклад в достижение основной цели организации.

Организационные решения  делятся на программируемые и  непрограммируемые, а также компромиссы.

- Программируемое  решение достигается в результате прохождения принимающим решение лицом определенной последовательности этапов. Число возможных альтернатив, как правило, ограничено, а выбор должен отвечать ряду требований, определенных организацией.

Программирование - это важный вспомогательный инструмент повышения эффективности организационных решений, благодаря которому снижается вероятность ошибки. Оно также позволяет экономить время, поскольку подчиненным не приходится каждый раз и для каждой ситуации разрабатывать новую эффективную процедуру. Поэтому менеджеры стараются программировать решения для всех регулярно возникающих ситуаций.

- Непрограммируемые  решения

Непрограммируемые решения принимаются в новых, не структурированных по природе и включающих неизвестные факторы ситуациях. Где заранее определить конкретную последовательность этапов невозможно, и менеджеру приходится разрабатывать процедуру для принятия каждого решения. К решениям данного типа относятся решения относительно целей организации, способов улучшения ее продуктов, усовершенствования структуры управленческого подразделения, повышения мотивации работников и т.д. В каждой такой ситуации причиной проблемы может быть множество факторов, и менеджер имеет множество вариантов выбора.

На практике управленческие решения редко бывают чисто программируемыми или непрограммируемыми. Эти категории, как правило, представляют собой экстремальные точки континуума, а большинство решений находятся где-то между ними.

-  Компромиссы

Менеджер  практически никогда не может  принять решения, полностью исключающего негативные последствия. Любое решение должно уравновесить столько совершенно противоречивых ценностей, целей и критериев, что не будет оптимальным со всех точек зрения. Каждое решение, касающееся всего предприятия, будет иметь негативные последствия для той или иной его части. Эффективный менеджер признает, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, и порой весьма серьезные. Он принимает ее потому, что с учетом всех факторов она представляется наиболее желательной с точки зрения конечного эффекта.

1.2. Подходы  к принятию решений

 

Рассматривая  процессы принятия  решений, следует  помнить о двух моментах. Во-первых, принять решение, в общем, довольно легко, ведь для этого надо лишь выбрать какое-то направление действий. Трудно принять правильное решение. Во-вторых, принятие решения — процесс психологический. Поведение человека не всегда логично, и иногда движет логика, а иногда — эмоции. Способы, используемые менеджерами в ходе принятия решений, также бывают как спонтанными, так и логически обоснованными.  Принимая решения, менеджер также находится под воздействием ряда психологических факторов.

Таким образом, решения можно разделить на три  категории — интуитивные, основанные на суждениях и рациональные. Но на практике они редко четко относятся к какой-либо из этих категорий:

А) Интуитивные решения

Чисто интуитивное  решение — это выбор исключительно  на основе того, что индивидуум считает правильным. Человек не сравнивает "за" и "против" каждой альтернативы и может даже не вникать в ситуацию; он просто делает свой выбор. Интуитивное решение — это то, что называется озарением или "шестым" чувством. Исследователь проблем менеджмента П. Шодербек утверждает, что "если увеличение объема информации помогает принимать решения менеджерам среднего звена, то руководителям высшего уровня по-прежнему приходится полагаться на интуицию. Более того, хотя компьютерная техника сегодня позволяет высшему руководству уделять больше внимания данным, это вовсе не отменяет прошедшего проверку временем интуитивного ноу-хау высшего менеджмента".

В сложной  организационной ситуации существуют тысячи вариантов выбора. Более того, порой менеджер даже не знает о доступных ему вариантах. Полагаясь исключительно на интуицию, он действует под влиянием момента, но следует помнить, что статистика свидетельствует о том, что шансы на правильный выбор вообще без применения логики очень малы.

Б) Решения, основанные на суждениях

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивным, поскольку их логика сразу не заметна. Это выбор, который делается на основе знаний и опыта. Человек использует знания о случившемся с ним ранее в похожих ситуациях, чтобы спрогнозировать результаты разных альтернатив в текущих условиях. Базируясь на здравом смысле, он выбирает вариант, оказавшийся успешным в прошлом.

Такой подход к организационным решениям очень  полезен, поскольку ситуации в организациях имеют тенденцию повторяться. Если ситуация похожа, то решение может сработать опять.

Решение, основанное на суждениях, оформляется в голове менеджера, поэтому оно имеет  такие важные преимущества, как скорость и дешевизна его принятия. Однако такой подход не лишен недостатков. Суждения базируются на здравом смысле, а нет ничего более расплывчатого, чем здравый смысл. Это особенно относится к ситуациям, которые искажаются из-за наличия разных потребностей и прочих факторов, как часто случается, если ситуация связана с людьми. Еще важнее то, что в уникальной или очень сложной ситуации одного мнения для принятия эффективного решения недостаточно. Международная консалтинговая фирма Boose, Allen and Hamilton указывает: "Многие менеджеры по-прежнему думают, что любую проблему можно решить, руководствуясь здравым смыслом. Но то, что кажется простой задачей, часто оказывается невероятно сложным. На первый взгляд, очевидная проблема может оказаться очень запутанной".

Решения невозможно базировать на суждении, если ситуация совершенно новая, поскольку менеджер в данном случае не обладает опытом для обоснования логического выбора. Это относится к любым ситуациям, новым для организации: к выводу на рынок нового ассортимента продуктов, к разработке новой технологии или введению принципиально новой системы оплаты труда. В таких случаях данный подход часто не срабатывает из-за того, что необходимо учесть столько факторов, что невооруженный ум человека просто не способен охватить и сопоставить их.

Далее, суждение почти  всегда опирается на опыт, поэтому  менеджер, как правило, стремится к тем направлениям действий, которые знакомы ему по прошлым ситуациям. По этой причине он может не заметить новую альтернативу, которая могла бы оказаться эффективнее, чем известные варианты. Более того, менеджер, основывающий свои решения, прежде всего, на суждениях и опыте, нередко сознательно либо подсознательно избегает новых областей, успех в которых ему не гарантирован, а это в конечном итоге может закончиться для управленческого работника настоящей катастрофой. Как заметил специалист в области семантики С. Чейз, многие люди порабощены излишне прямолинейным мышлением. Как часто нам приходится слышать: "Но ведь мы так делали всегда!"

Конечно, справиться с чем-то новым и сложным всегда трудно. Полностью исключить риск принятия неправильного решения невозможно. Но во многих случаях менеджер может значительно повысить вероятность правильного выбора, подходя к этому процессу с точки зрения рациональности.

Основное  отличие рационального решения  от основанного на суждении заключается  в том, что оно не зависит от прошлого опыта.

Из всего сказанного выше, можно сделать основные выводы:

- решение – это выбор  одной из имеющихся альтернатив.  Принятие решений – связующий  процесс, необходимый для выполнения  всех управленческих функций.

- программируемые решения  обычно используются в часто повторяющихся ситуациях; их принимают путем прохождения определенной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют программируемых решений.

- непрограммируемые  решения принимаются в новых,  не структурированных по природе и включающих неизвестные факторы ситуациях, где заранее определить конкретную последовательность этапов невозможно.

- решения могут приниматься  на основе интуиции, суждений  или методом рационального решения  проблем.

Глава 2. Этапы  рационального решения

Решение проблем, как и менеджмент в целом, представляют собой процесс, поскольку тоже состоит  из непрерывного ряда взаимосвязанных  этапов. Менеджера волнует не только само решение, но и все, что с ним  связано и что от него зависит. Решение проблем требует не единичного решения, а целого комплекса выборов, которые заканчиваются лишь после того, как проблема решена. В приложении 1 представлен упрощенный процесс решения проблемы включающий пять этапов, хотя фактическое их количество определяется самой проблемой.

2.1. Диагностирование  проблемы

Первый этап процесса решения проблемы заключается  в полном и правильном ее выявлении, в диагностике. К "проблеме" можно относиться двумя способами. Во-первых, можно считать проблемой ситуацию, когда не достигнуты намеченные цели. Можно узнать о возникновении проблемы по тому, что то, что должно было произойти, не происходит. В этом случае менеджер играете роль ответственного за отсутствие сбоев в работе. Например, бригадир выявляет, что его подразделение не выполняет норму. Это реактивный подход к менеджменту, который необходим. Однако менеджеры часто считают проблемными только такие ситуации, в то время как "проблемой" следует считать также ее потенциальную возможность, и нужно активно искать способ повышения эффективности подразделения, даже если в общем дела идут хорошо. Это упреждающий подход к менеджменту. Поступая так, менеджер используете ролевую установку "предприниматель".

Информация о работе Процесс рационального принятия решений