Процесс разработки управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.Самая общая характеристика решения это, когда в процессе, какой - либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Диагностика управленческой проблемы. Упреждающее управление…...4
2. Формулирование ограничений и критериев разработки решения……….7
3. Определение альтернатив возможных решений, оценка и выбор альтернатив решений…………………………………………………………..10
4. Планирование реализации управленческого решения…………………….16
5. Особенности процесса разработки управленческих решений на примере
организации……………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие альтернативных вариантов свидетельствует либо о недостаточной информированности лица, принимающего решение, либо о дефиците времени, отводимого на тщательную проверку эмпирической базы для этого решения. А это повышает степень вероятности ошибочности в принятии решения, затрудняет выбор оптимального варианта.

При выработке альтернатив  необходимо соблюдение следующих требований:

  • альтернативы должны взаимно исключать друг друга;
  • альтернативы должны предполагать максимальные различия по выделенным критериям;
  • альтернативы должны быть одинаково вероятны.

Сравнение альтернатив. Для того чтобы осуществить успешный выбор альтернативы необходимо, чтобы все возможные варианты решений были разделены по одному основанию и были совместимы друг с другом. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по нескольким факторам: времени, качеству объекта, масштабу (объему) производства объекта, ожиданию материальной выгоды, соответствия профилю деятельности организации, привлечения дополнительной информации, а также фактору риска и неопределенности.

При этом сопоставимость альтернативных вариантов управленческого  решения должна отвечать ряду правил:

  • количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
  • в качестве базового варианта решения должен приниматься последний по времени вариант. Остальные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
  • формирование альтернативных вариантов должно отображать весь возможный спектр возможностей.

После этого вырабатываются и сравниваются альтернативы в принятии решения. За основание сравнения берется вопрос о том, какая альтернатива лучше всего отвечает данному критерию. С учетом этого обстоятельства каждой альтернативе присуждается свой балл, в значение которого входит характер возможных последствий принятого решения. Оценка каждой альтернативы может быть осуществлена в отношении каждого из критериев по порядковой шкале (Табл. 1).

Таблица 1. Оценка распределения критерия по альтернативам  в принятии решения(вариант)

Критерии

Альтернативы

 

1

2

3

А

1

3

2

Б

2

3

1

В

2

1

3

Итого

5

7

6


Таким образом, устанавливаются  приоритеты в выборе альтернатив, а  вместе с ними и обоснованность в  принятии оптимального решения.

Согласно данным таблицы, наилучшим  вариантом с точки зрения выделенных критериев является альтернатива 2.

Но насколько целесообразен  этот выбор? Ведь помимо ожидаемых по его результатам благоприятных  последствий весьма существенным является фактор риска, делающий подчас эти ожидания несостоятельными.

Эффективность выбора составляют не только оценка альтернативы по основным критериям, но и допустимая степень риска.

Оценка риска. Риск — это ситуативная характеристика деятельности социальных субъектов, заключающаяся в неопределенности ее исхода и наступлении неблагоприятных последствий.

Рассмотрение сущности риска возможно как в статическом, так и в динамическом смысле.

В статическом смысле сущность риска заключается в  способе его выражения, дифференцируемом в зависимости от сферы его  преломления. В соответствии с этим пониманием риск подразделяется на различные  виды: экономический, социальный, политический, экологический, финансовый и пр.

Оценка риска —  это оценка исхода определенного  события с точки зрения неблагоприятных  последствий этого события для  его основных участников. В качестве участников оценки риска выступают: страхователь, страховщик и эксперт.

Основными параметрами риска являются:

  • размер возможного ущерба, наступающего в результате наступления страхового события;
  • показатель вероятности наступления страхового случая;
  • показатель возможных расходов, связанных с ликвидацией последствий страхового события и восстановления прежнего положения;
  • стоимость упущенной выгоды. В этом случае риск характеризуется субъективной оценкой вероятной, ожидаемой величины максимального дохода в случае использования отклоненной альтернативы;
  • степень неблагоприятности последствий от наступления страхового события для каждого из его участников.

С точки зрения характера  проявления риска выделяют систематический  и случайный риски.

Систематический риск вызывается постоянно существующей возможностью наступления, связанной, к примеру, с профессиональной деятельностью участников деятельности, наличием устойчивой группы факторов, способствующих проявлению этого события. Ведь вероятность получения травмы ноги у футболиста гораздо выше этой же опасности у пианиста.

Случайный риск вызывается уникальным стечением обстоятельств, вызванных наступлением события, вероятность которого значительно меньше, чем в случае систематического. Однако последствия, вызванные случайными событиями, для страхователя могут оказаться гораздо более опасными, чем, если страховые события ожидаются.

С точки зрения технологии, различают качественную и количественную оценки риска.

Качественный характер оценки риска заключается в определении перечня факторов, вызывающих проявление страхового события. Каждый из факторов подробно анализируется, описывается и оценивается с точки зрения его устойчивости и степени воздействия. Результатом качественной оценки риска может быть ранжирование факторов риска по различным основаниям их дифференциации, представление механизма проявления страхового события и пр.

Выбор альтернативы. Главным вопросом в проведении процедуры выбора альтернативы является критерий такого выбора, в соответствии с которым задаются приоритеты в принятии управленческих решений.

К характерным для  оптимального выбора альтернативного решения критериям можно отнести надежность, технологичность, оперативность, экологичность, экономичность, производительность, качество, полезность и пр.

При выборе лучшей альтернативы следует придерживаться следующих  правил:

  • в плане реализации избирается та альтернатива, которая располагает максимальным количеством экспертных баллов по выделенным критериям;
  • избирается та альтернатива, которая имеет оптимальный баланс между доходностью и риском;
  • в плане реализации решения избирается та альтернатива, которая предполагает максимально полное согласие экспертов по выделенным критериям.

Среди наиболее известных  методов, позволяющих осуществлять эффективный выбор альтернатив  в принятии решений, следует выделить:

  • метод «свертки», при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
  • принцип Парето, при котором сопоставляются оценки альтернативных вариантов решений по нескольким критериям и отбрасываются «доминируемые» решения;
  • лексикографический выбор, при котором выбор осуществляется сначала по наиболее важным критериям, а затем по менее важным;
  • правило максимина, используемое при игровом подходе и реализующее стратегию гарантированного результата, когда выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных действиях противника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Планирование  реализации управленческого решения.

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

Иногда руководитель может возложить принятие решения  на тех, кто должен будет его исполнять. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей  в организации.

Шансы на эффективную реализацию значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда менеджер вынужден принимать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Всем известно, чем больше людей участвуют в принятии решения, тем на большее время затягивается весь процесс, поэтому необходимо ограничить круг лиц, участвующих в этом деле. Боле того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций.

 

 

Анализ плана  реализации решения

Главное предназначение анализа плана состоит в том, чтобы представлять себе критические этапы в реализации принятого решения.

Если оптимальное решение  будет принято, но не предусмотрен механизм его реализации и не учтены возможные  факторы, препятствующие этой реализации, то результаты принятия такого решения  будут отрицательны.

В содержание анализа  плана следует включить следующие  разделы:

  • краткое изложение плана;
  • перечисление и рассмотрение этапов плана с выявлением критических моментов;
  • выявление потенциальных проблем и возможностей;
  • определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей;
  • выработка предупреждающих или содействующих мероприятий;
  • выработка подстраховывающих мероприятий;
  • разработка условий для введения в действие подстраховывающих мероприятий.

Таким образом, завершается  процедура принятия решения, смоделированная на основе обобщения опыта в принятии эффективного решения.

При определении критериев  принятия эффективных решений необходимо учитывать не только алгоритм, который  обобщает соответствующий опыт, но и способы практического воплощения принимаемых решений в жизнь.

Успешность решения  может быть оценена с трех сторон, соответствующих стадиям процесса принятия решения: разработки, принятия и реализации.

В процессе разработки решения главное внимание уделяется оценке проблемной ситуации, по отношению к которой производится выбор оптимального решения. Ключевым критерием эффективности решения на этой стадии является полнота в описании проблемной ситуации, адекватность средств ее выражения, предваряющих выбор наилучшего варианта воздействия на проблему.

Наступление стадии непосредственного принятия решения предполагает организацию учета всех возможных вариантов в принятии решения, прогнозирование ожидаемых выгод и рисков в случае того или иного выбора.

На стадии реализации решения эффективность достигается привлечением организационных и технологических ресурсов, возможностью исполнения решений, квалификацией персонала, ответственного за это исполнение, а также наличием условий, способных повлиять на результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности  процесса разработки управленческих  решений на примере организации.

Рассмотрим  процесс реализации управленческих решений и их оптимизацию на примере ООО «Атоммаш».

Практическое  использование технологии принятия управленческого решения рассмотрим на примере металлообрабатывающего цеха ООО «Атоммаш», который занимается несколькими видами деятельности: монтаж, ремонт и сервисное обслуживание металлоконструкций для производства оборудования атомной тематики и т.д.

Рассмотрим  реализацию управленческого решения на примере применения элементов моделирования с целью повышения экономического эффекта от деятельности цеха.

Исходные  данные для моделирования

объем реализации РПт -- 3500 т;

затраты постоянные Зпост -- 1500 тыс. руб.;

затраты переменные Зпер -- 4800 тыс. руб.;

прибыль П -- 700 тыс. руб.;

Информация о работе Процесс разработки управленческого решения