Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты
развития стратегии предприятия (фирмы), а также представлена практическая
часть.
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как
стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует
формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности
стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса.
Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования.
Во второй главе уделено внимание вопросу стратегии организации:
сущности и видам стратегии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные
понятия 4
1.2. Сущность и функция стратегического планирования 7
1.3. Структура стратегического планирования 11
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования 16
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1. Сущность и виды стратегии 18
2.2. План-портфель 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
•
необходимо иметь четкий план
действий по реализации
предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
6. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации
стратегии являются
логически завершающим
стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную
связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими
перед организацией.
Основные
задачи любого контроля
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка
состояния контролируемого
стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
• выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате
проведенной оценки;
• осуществление
корректировки, если она
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне
определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль
направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к
достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль
от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует
правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных
работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на
выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию,
и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка
по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой
стратегии, так и
целей фирмы.
1.4. Преимущества и недостатки
стратегического планирования
Основное
преимущество стратегического
степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности
реализации планируемых сценариев развития событий.
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что
стратегическое планирование представляется единственным способом
формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно
обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на
длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению
риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех
структурных подразделений и исполнителей фирмы.
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое
планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно
становится скорее правилом, чем исключением. [10,185]
Особенности стратегического планирования:
• должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего
руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется
одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• большинство
западных компаний считает,
планирования должен быть усовершенствован.
Наряду
с явными преимуществами
недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его
универсальности в решении любых хозяйственных задач.
Недостатки
и ограниченные возможности
1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей
сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать —
качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в
будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы
ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.
2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и
реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии
или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом
зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое
планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента,
способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели
стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов:
высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с
внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации
производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех
работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления
требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным
перспективным планированием.
Это объясняется более
стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые
изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность
работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в
перспективном.
4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как
правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно
трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий,
осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая
степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми
областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются
решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые
возможности осуществления бизнеса и т.п.
5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами
реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а
стратегическое управление, ядром которого является стратегическое
планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии
организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы
мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание
подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует
начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей
культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины,
совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое
планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь
одно из средств.
[1,48]
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сущность и виды стратегии
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный
план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии
организации и достижение ее целей.
Стратегия большей частью
руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней
управления.
Стратегический план должен
перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегический
план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна
постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об
отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность,
индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников,
и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план
открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников,
привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не
только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и
быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их
модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует
рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в
течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что
конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает
постоянные корректировки неизбежными. [2,37]
Роль стратегии в стратегическом планировании - обеспечить четко
сформулированную, ясную, желаемую, реалистичную и желаемую конкурентную
позицию.
Стратегия должна быть максимально ясной.. (Например, планирование
новой продукции должно предусматривать установление приоритетов,
распределение ответственности, временной и производственный графики). Вот
пример плохой, нечеткой стратегии: для того чтобы увеличить долю на рынке
для товара (X), дополнительные средства будут выделены на дизайн и рекламу.
Хорошая стратегия той же организации должна показать более четкие
направления деятельности. Доля на рынке товара (X) должна быть увеличена с
6 до 8 % в течение 12 месяцев посредством разработки привлекательной и
функциональной упаковки; усиленной рекламой для привлечения 200 основных
потребителей, изменения реконструкции товара для улучшения его внешнего
вида без увеличения издержек.
Стратегия маркетинга определяет, как нужно применять структуру
маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей
организации. В решениях о структуре маркетинга главное – планирование
продукции, сбыт, продвижение и цена.
Часто фирма выбирает стратегию из двух и более возможных вариантов.
Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации