Процесс стратегического планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты
развития стратегии предприятия (фирмы), а также представлена практическая
часть.
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как
стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует
формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности
стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса.
Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования.
Во второй главе уделено внимание вопросу стратегии организации:
сущности и видам стратегии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные
понятия 4
1.2. Сущность и функция стратегического планирования 7
1.3. Структура стратегического планирования 11
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования 16
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 18
2.1. Сущность и виды стратегии 18
2.2. План-портфель 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 65.30 Кб (Скачать файл)

      •   необходимо иметь четкий план  действий по реализации стратегии,

предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.

      6. Оценка  и контроль стратегии. Оценка  и контроль реализации

стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в

стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную

связь между  ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими

перед организацией.

    Основные  задачи любого контроля следующие:

    •  определение  того, что и по каким показателям  проверять;

    •  оценка  состояния контролируемого объекта  в соответствии с  принятыми

стандартами, нормативами  или другими эталонными показателями;

    •  выяснение  причин отклонений, если таковые  вскрываются  в  результате

проведенной оценки;

    •  осуществление  корректировки, если она необходима  и возможна.

    В случае  контроля реализации стратегий  эти  задачи  приобретают   вполне

определенную  специфику,  обусловленную  тем,  что  стратегический  контроль

направлен на выяснение  того, в какой мере реализация  стратегии  приводит  к

достижению целей  фирмы. Это принципиально отличает  стратегический  контроль

от управленческого  или оперативного контроля,  так  как  его  не  интересует

правильность осуществления  стратегии или правильность  выполнения  отдельных

работ,  функций  и  операций.  Стратегический   контроль   сфокусирован   на

выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую  стратегию,

и приведет ли ее реализация к достижению поставленных  целей.  Корректировка

по результатам  стратегического  контроля  может  касаться  как  реализуемой

стратегии, так и  целей фирмы. 
 
 

         1.4. Преимущества и недостатки  стратегического планирования 
 
 

    Основное  преимущество стратегического планирования  состоит  в  большей

степени  обоснованности  плановых   показателей,   в   большей   вероятности

реализации планируемых  сценариев развития событий.

    Современный  темп изменений в экономике  является настолько большим,  что

стратегическое    планирование    представляется    единственным    способом

формального   прогнозирования   будущих   проблем   и   возможностей.    Оно

обеспечивает  высшему  руководству  фирмы   средства   создания   плана   на

длительный срок, дает основу для  принятия  решений,  способствует  снижению

риска при принятии решений,  обеспечивает  интеграцию  целей  и  задач  всех

структурных подразделений  и исполнителей фирмы.

    В  отечественной   практике  управления   предприятиями   стратегическое

планирование применяется  редко. Однако в промышленности развитых  стран  оно

становится скорее правилом, чем исключением.  [10,185]

    Особенности  стратегического планирования:

    •   должно дополняться текущим;

    •   стратегические  планы   разрабатываются   на   совещаниях   высшего

руководства фирмы  ежегодно;

    •    годовая   детализация   стратегического    плана    осуществляется

одновременно с  разработкой годового финансового  плана (бюджета);

    •  большинство  западных компаний считает, что  механизмы стратегического

планирования должен быть усовершенствован.

    Наряду  с явными преимуществами стратегическое  планирование  имеет  ряд

недостатков,  которые  ограничивают  сферу  его   применения,   лишают   его

универсальности в  решении любых хозяйственных  задач.

    Недостатки  и ограниченные возможности стратегического  планирования:

    1. Стратегическое  планирование не дает и не  может  дать  в  силу  своей

сущности детального описания картины будущего. То,  что  оно  может  дать  —

качественное описание  состояния,  к  которому  должна  стремиться  фирма  в

будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе,  чтобы

ответить на главный  вопрос — выживет или нет фирма  в конкурентной борьбе.

    2. Стратегическое  планирование не имеет четкого  алгоритма составления и

реализации плана. Его описательная теория сводится к  определенной  философии

или идеологии ведения  бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий  во  многом

зависит от личных качеств  конкретного менеджера, а  в  целом  стратегическое

планирование  —  симбиоз   интуиции   и   искусства   высшего   менеджмента,

способность   менеджера   вести   фирму   к   стратегическим   целям.   Цели

стратегического планирования  обеспечиваются  за  счет  следующих  факторов:

высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи  организации  с

внешней  средой;   обновления   продукции;   совершенствования   организации

производства, труда  и управления; реализации текущих  планов; включения  всех

работников предприятия  в реализацию целей и задач  предприятия.

    3.  Процесс  стратегического  планирования  для  своего   осуществления

требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению  с  традиционным

перспективным планированием. Это объясняется более жесткими  требованиями  к

стратегическому  плану.  Он  должен  быть  гибким,  реагировать   на   любые

изменения как внутри  организации,  так  и  во  внешней  среде.  Численность

работников,   занятых   стратегическим   планированием,    выше,    чем    в

перспективном.

    4. Негативные  последствия  ошибок  стратегического   планирования,  как

правило, гораздо  серьезнее,  чем  в  традиционном,  перспективном.  Особенно

трагическими  бывают  последствия  неверного   прогноза   для   предприятий,

осуществляющих   безальтернативную   хозяйственную   деятельность.   Высокая

степень  риска  в  перспективном  планировании  может  быть  объяснена  теми

областями производственно-хозяйственной  деятельности, в которых  принимаются

решения  о  выпускаемой  продукции;  направления  вложений  средств;   новые

возможности осуществления  бизнеса и т.п.

    5.  Стратегическое  планирование  должно  быть  дополнено   механизмами

реализации стратегического  плана, т.е. эффект может дать не планирование,  а

стратегическое   управление,   ядром   которого   является    стратегическое

планирование. А это  предполагает, в первую очередь, создание на  предприятии

организационной  культуры,  позволяющей   реализовать   стратегию,   системы

мотивации труда, гибкой  организации  управления  и  т.п.  Поэтому  создание

подсистемы стратегического  планирования на  конкретном  предприятии  следует

начинать с  наведения  порядка  в  системе  управления,  с  повышения  общей

культуры     управления,     укрепления     исполнительской      дисциплины,

совершенствования обработки данных и т.п. В  этом  отношении  стратегическое

планирование —  не панацея от всех  управленческих  болезней,  а  всего  лишь

одно из средств.  [1,48] 
 
 

                       ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 
 

                       2.1. Сущность и виды стратегии 
 
 

           Стратегия представляет собой  детальный  всесторонний  комплексный

план,  предназначенный  для  того,  чтобы  обеспечить  осуществление  миссии

организации и достижение ее целей.

           Стратегия большей частью формулируется  и  разрабатывается  высшим

руководством,  но  ее  реализация  предусматривает  участие   всех   уровней

управления.

           Стратегический план должен разрабатываться  скорее с точки  зрения

перспективы всей корпорации,  а  не  конкретного  индивида.   Стратегический

план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими  данными.

 Чтобы эффективно  конкурировать в сегодняшнем   мире  бизнеса,  фирма  должна

постоянно заниматься  сбором и анализом огромного количества  информации  об

отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

              Стратегический    план    придает    фирме     определенность,

индивидуальность, что  позволяет ей привлекать определенные типы  работников,

и, в то  же  время,  не  привлекать  работников  других  типов.   Этот  план

открывает перспективу  для организации, которая  направляет  ее  сотрудников,

привлекает новых  работников и помогает продавать  изделия или услуги.

           Стратегические  планы  должны  быть  разработаны  так,  чтобы   не

только оставаться целостными в течение длительных  периодов  времени,  но  и

быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости  можно было  осуществить  их

модификацию   и   переориентацию.    Общий   стратегический   план   следует

рассматривать  как  программу,  которая  направляет  деятельность  фирмы   в

течение продолжительного периода  времени,  давая  себе  отчет  в  том,  что

конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и  социальная  обстановка  делает

постоянные корректировки  неизбежными.  [2,37]

    Роль  стратегии   в  стратегическом  планировании  -  обеспечить   четко

сформулированную, ясную, желаемую,  реалистичную  и  желаемую   конкурентную

позицию.

    Стратегия  должна  быть  максимально  ясной..  (Например,  планирование

   новой   продукции   должно   предусматривать   установление   приоритетов,

распределение ответственности, временной и  производственный  графики).  Вот

пример плохой, нечеткой стратегии: для того чтобы увеличить  долю  на  рынке

для товара (X), дополнительные средства будут выделены на дизайн и  рекламу.

Хорошая  стратегия  той  же  организации  должна   показать   более   четкие

направления деятельности. Доля на рынке товара (X) должна быть  увеличена  с

6 до 8 % в течение  12  месяцев  посредством   разработки  привлекательной   и

функциональной упаковки; усиленной рекламой  для  привлечения  200  основных

потребителей, изменения  реконструкции  товара  для  улучшения  его  внешнего

вида без увеличения издержек.

    Стратегия   маркетинга  определяет,  как   нужно    применять   структуру

маркетинга, чтобы  привлечь и удовлетворить целевые  рынки  и  достичь  целей

организации. В  решениях  о  структуре  маркетинга  главное  –  планирование

продукции, сбыт, продвижение  и цена.

    Часто  фирма выбирает стратегию из  двух  и  более  возможных   вариантов.

Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации