Процесс стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем органи¬зации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 64.34 Кб (Скачать файл)

Введение 

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют  более успешно, чем органи¬зации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативн

 

ые последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции. Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий экономически не функционирует. Если говорить о крупных предприятиях, то огромное их количество находится в состоянии неплатежеспособности. Причин такого состояния много, но среди них — и отсутствие квалифицированного планирования. Но все же увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратег

 

ии и планы. Что же такое планирование? Планирование — один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Процесс стратегического планирования. Цель процесса стратегического планирования — добиться роста прибыли и бизнеса в целом посредством приобретения большего числа потребителей, клиентов, покупателей.Процесс планирования помогает переосмыслить собственный бизнес. Процесс стратегического планирования состоит из восьми взаимосвязанных этапов. Этот процесс является непрерывным.

Миссия предприятия

Миссия — определение  перечня текущих и перспективных  направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов  и норм ведения деятельности, которые  будут определять образ организации  в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего  этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение  работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

Следует различать широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия рассматривается как констатация  философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия  предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие  намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может  меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости  от глубины изменений, которые могут  происходить на предприятии и в среде его функционирования.

В узком понимании миссия — сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  предприятия, в котором проявляется  отличие данного предприятия от ему подобных.

Положение о миссии предприятия  является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии —  выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь  ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке  компании во внешней среде в достижении ее целей.

Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как  процесс планирования закончится в  целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

владелец предприятия;

ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);

сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия  и их роль в достижении этих целей;

поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия  и возможности своего воздействия;

потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что именно они  являются сосредоточием усилий.

Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно  выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение  о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.

Особое значение миссии для  деятельности предприятия заключается  в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений  предприятия, дальнейшего определения  ее целей и задач. Миссия создает  уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые  цели; помогает сосредоточить все  усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание  и поддержку среди внешних  участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто  заинтересован в ее успехе.

Компоненты положения  о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.

1.         Описание текущего положения  дел на предприятии;

описание потребителей, с  которыми в настоящее время ра

ботает предприятие;

описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;

описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);

описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат  в основе деловой практики компании?);

описание общественного  имиджа предприятия (как оно хочет  выглядеть в глазах общественности?).

2.         Описание продуктов и/или услуг,  предлагаемых предприятием;

характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);

цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);

философия (выражение базовых  взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);

внутренняя концепция, в  рамках которой предприятие описывает  собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую  и социальную ответственность предприятия  перед партнерами, потребителями  и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие  хочет произвести на внешний мир.

Формирование миссии присуще  высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого  лозунга, определяющего основное направление  действий фирмы, с хорошо проработанным  текстом миссии, включающим все перечисленные  пункты.

Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1)         история фирмы, в процессе которой  вырабатывалась философия фирмы,  формировались ее профиль и  стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2)         существующий стиль поведения  и способ действия собственников и управленческого персонала;

3)         состояние среды обитания предприятия;

4)         ресурсы, которые она может  привести в действие для достижения своих целей;

5)         отличительные особенности, которыми обладает предприятие.

Часто при написании положения  о миссии составляется сопровождающая его расшифровка. В ней должны быть отражены такие характеристики предприятия, как целевые ориентиры  предприятия, сфера деятельности предприятия, философия предприятия, возможности  и способы осуществления деятельности предприятия

Цели предприятия

Различают долгосрочные и  краткосрочные цели. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные — цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели различаются  по содержанию. Это различие заключается в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Бывают ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями среднесрочных целей.

Цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические цели — это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т. п. Экономические цели выражаются в показателях

хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства).

Для успешного функционирования и развития предприятия цели можно  сгруппировать в важнейшие группы.

Материальные  цели (цели достижения определенных материальных результатов). К ним относится будущая продуктово-рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто «продуктовой программой». Материальные цели могут иметь также и стоимостное выражение.

Материальные цели достигаются  посредством реализации определенных мероприятий, получивших название целей-действий. (Цели-действия — специальные мероприятия, с помощью которых достигаются  цели, необходимые для успешного  функционирования и развития предприятия  без привлечения ресурсов.)

Стоимостные (денежные) цели. К ним относятся ожидаемые в будущем финансовые результаты. Это могут быть, например, ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль или отдельные компоненты этих финансовых результатов, например, поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты. К этим целям относятся необходимый для существования предприятия уровень ликвидности и компоненты ликвидности (наличие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями, например, годовая прибыль и рентабельность.

Стоимостные цели реализуются  только через достижение материальных целей и целей-действий.

Социальные цели. Это так называемые гуманитарные цели — желаемые в будущем взаимоотношения между людьми как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия. Социальные цели обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Частично это поведение закреплено законодательно. Социальные цели могут быть как денежными, так и неденежными. Например, уровень доходов персонала, интересная работа, культура предприятия, идентификация работников с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т.п.

Социальные цели достигаются  через реализацию материальных, стоимостных  целей и прочих целей-действий.

Предприятия в настоящее  время действуют в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды. Поэтому для них очень  важными становятся такие свойства предприятия, как гибкость и приспособляемость, которые следует рассматривать  в качестве особых, лежащих в другой плоскости рассмотрения, целей.

Предприятие должно обязательно  выяснить, могут ли все первичные  цели быть достигнуты непосредственно  как цели-действия или это требует  предварительного проведения специальных  целевых мероприятий с использованием ресурсов.

С точки зрения масштабности можно выделить экстремальные и уровневые цели.

С точки зрения временного горизонта различают цели, достигаемые  на определенный момент (точечные цели), и цели, действующие в течение определенного периода (траекторные цели).

 

При конкурентной экономике  все цели можно характеризовать  также в сравнении с целями предприятий-конкурентов как цели, обеспечивающие конкурентные преимущества.

Информация о работе Процесс стратегического планирования