Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа
Данное исследование направлено на изучение процесса трудовой адаптации, с тем чтобы выявить экономическую целесообразность, необходимые затраты и источники финансирования мероприятий по адаптации. Объектом исследования является организация. Предмет исследования - экономические аспекты управления трудовой адаптацией на предприятии.
Введение………………………………………………………………….1
I. Научное содержание трудовой адаптации………………………..2
1.1. Понятие, цели, структура и стадии трудовой адаптации…….2
1.2. Формы трудовой адаптации и теоретическая дискуссия……..5
1.3. Факторы и функции трудовой адаптации работников…………6
1.4. Элементы адаптационной программы и основные признаки, определяющие успех адаптации……………………………………….7
1.5. Управление процессом профессиональной адаптации и проблемы трудовой адаптации……………………………………………………….8
II. Исследование процесса трудовой адаптации сотрудников на ОАО «Анжеромаш»……………………………………………………………….13
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Анжеромаш»……13
2.2. Введение работника в организацию………………………………...13
2.3. Введение в подразделение……………………………………..…….14
2.4. Введение в должность…………………………………………………15
Литература……………………………………………………………..……..
Проектирование системы управления трудовой адаптацией новых сотрудников.
Введение…………………………………………………………
I. Научное содержание трудовой адаптации………………………..2
1.1. Понятие, цели, структура
и стадии трудовой адаптации…….
1.2. Формы трудовой адаптации и теоретическая дискуссия……..5
1.3. Факторы и функции
трудовой адаптации работников…
1.4. Элементы адаптационной
программы и основные признаки,
определяющие успех адаптации……
1.5. Управление процессом
профессиональной адаптации и
проблемы трудовой адаптации………………………………………………………
II. Исследование процесса
трудовой адаптации
2.1. Краткая характеристика
деятельности ОАО «Анжеромаш»……
2.2. Введение
работника в организацию…………………
2.3. Введение
в подразделение…………………………………….
2.4. Введение
в должность…………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т. д.
Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации.
Данное исследование
направлено на изучение процесса трудовой
адаптации, с тем чтобы выявить
экономическую
Научное содержание трудовой адаптации
1.1 Понятие, цели, структура и стадии трудовой адаптации
Понятие адаптация происходит от лат. adapto приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.
Адаптация означает
включение личности в новую для
нее предметно-вещевую и социал
Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.
В самом общем виде адаптация - процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную (трудовую) адаптацию. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет трудовая адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового работника требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Любая перемена рабочего места предлагает не только изменение условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением профессий, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.
Профессиональная адаптация В.В. Кафидов «Управление персоналом», М.: Академический Проект, 2005 - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию и развитию у него социальных и профессиональных качеств, потребностей в творческом труде, умение устанавливать отношения сотрудничества и взаимопомощи в коллективе и т.п.
В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливать к ней или требовать изменения и самой среды (особенно это актуально по отношению к труду женщин); каковы пути и средства воздействия на человека и на среду; где критерий возможности и необходимости учета требований работника и т.д. Поэтому следует различать актуальную адаптацию, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
По своему воздействию
на работника различают
Составляющие производственной среды как объекта адаптации: условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т.д. Некоторые исследователи добавляют бытовые условия, внепроизводственное общение в коллективе, организацию досуга.
Цели адаптации:
Процесс адаптации - это процесс, в который в равной степени включены и работники, и организация. С одной стороны, затем фактор, что человек начал работу в организации, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, и организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы (предоставление работнику значимых для него благ , признание, перспективы должностного и профессионального роста, приемлемый уровень оплаты труда и д.).
Среди основных
целей адаптации новых
· Возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации-работодателя.
· Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работ.
· Вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
· Снижение тревожности
и уверенности, испытываемых новым
работником. Тревожность и неуверенность
в данном случае означает боязнь провалов
в работе и неполную ориентацию в
рабочей ситуации. Это нормальный
страх перед новым и неизвестны
· Сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.
· Экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно большее время на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
· Развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
Стадии трудовой адаптации:
1. Стадия ознакомления
- экскурсия по предприятию,
2. Стадия приспособления.
3. Стадия идентификации
- узнавание, которое
4. Формирование
устойчивого знания о трудовой
среде - использование образцов
поведения для решения
5. Интериорифизация
(принятие) - это не только использование
образцов поведения, но и
1.2 Формы трудовой адаптации и теоретическая дискуссия
1. Психофизиологическая
адаптация - адаптация к трудовой
деятельности на уровне
2. Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, включая условия и организацию. Она выражается в определённом уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.
3. Социально-психологическая
адаптация человека к
1.3 Факторы и функции трудовой адаптации работников
Факторы трудовой адаптации - это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Поскольку адаптация - двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные.
Личностные |
Производственные |
|
Социально-демографические: |
1.Содержание трудовой |
|
1. Стаж, возраст |
деятельности |
|
2. Образование |
2.Условия труда и правила |
|
3. Квалификация |
внутреннего распорядка, |
|
4. Социальное происхождение |
организация труда, руководство |
|
Психологические : |
3.Возможности повышения |
|
5. Уровень притязаний |
квалификации, участия в |
|
6. Восприятие самого себя |
обсуждении принимаемых решений |
|
Социологические: |
4.Виды и способы передвижения |
|
7. Степень профессионального |
на работу, продолжительность |
|
интереса |
передвижения на работу |
|
8. Степень заинтересованности |
5.Заработная плата |
|
в собственном заработке |
6. Психологический климат |
|
9. Наличие установки на |
в коллективе |
|
продолжение образования |
||
10. Знание производственных |
||
перспектив |
||
Соответствие трудового поведения, предъявляемого трудовой средой, т.е. в результате трудовой адаптации человек достигает такого внешнего поведения, которое от него ожидают участники трудовой среды. Эта функция максимально проявляется в стабильных экономических системах на ограниченном временном отрезке.
Развитие трудовой среды
Сопротивление трудовой среде
Виды адаптации:
1. Первичная
- первичное вхождение в
2. Вторичная
- все случаи повторного
1.4 Элементы адаптационной программы и основные признаки, определяющие успех адаптации
Изучение степени успешности адаптации новых работников в организации может служить не только наблюдение за тем, как они осваиваются на работе, или опрос увольняющихся, но и опрос новичков, недавно работающих в организации (менее 1 года). Структура тех вопросов, на которые предлагается ответить новому работнику, некоторое время проработавшему в компании, для определения успешности процесса его адаптации определяется тем, в какой степени процесс адаптации способствует развитию и укреплению у работника чувства приверженности организации. Для быстрого получения должной отдачи от новых работников следует разработать и внедрить ряд процедур, учитывающих структуру процесса их адаптации к работе в организации. Основными признаками, свидетельствующими об успешности адаптации нового работника, являются:
· Овладение системой профессиональных знаний и навыков. Уровень профессиональной подготовки работника полностью соответствует требованиям, которые предъявляет к нему работа.
· Овладение своей профессиональной ролью. Это не только навыки, знания, но и установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других (руководителей, коллег, клиентов, деловых партнеров и т.д.).
· Выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины. Отсутствуют такие негативные проявления, как опоздание, прогулы, несоблюдение сроков выполнения работ и др.
· Самостоятельность при выполнении должностных функций. Работник не нуждается в опеке со стороны руководителя или товарищей по работе.
· Удовлетворенность выполнения работой. Работника устраивают содержание и условия работы, его статус, оплата труда и т.п.
· Интерес к работе. Работник видит перспективы, возможности реализации своего потенциала. Ему нравится содержание выполняемой работы.
Информация о работе Проектирование системы управления трудовой адаптацией новых сотрудни¬ков