Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:40, курсовая работа
Данное исследование направлено на изучение процесса трудовой адаптации, с тем чтобы выявить экономическую целесообразность, необходимые затраты и источники финансирования мероприятий по адаптации. Объектом исследования является организация. Предмет исследования - экономические аспекты управления трудовой адаптацией на предприятии.
Введение………………………………………………………………….1
I. Научное содержание трудовой адаптации………………………..2
1.1. Понятие, цели, структура и стадии трудовой адаптации…….2
1.2. Формы трудовой адаптации и теоретическая дискуссия……..5
1.3. Факторы и функции трудовой адаптации работников…………6
1.4. Элементы адаптационной программы и основные признаки, определяющие успех адаптации……………………………………….7
1.5. Управление процессом профессиональной адаптации и проблемы трудовой адаптации……………………………………………………….8
II. Исследование процесса трудовой адаптации сотрудников на ОАО «Анжеромаш»……………………………………………………………….13
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Анжеромаш»……13
2.2. Введение работника в организацию………………………………...13
2.3. Введение в подразделение……………………………………..…….14
2.4. Введение в должность…………………………………………………15
Литература……………………………………………………………..……..
· Стремление к совершенствованию в выбранной профессии.
· Информированность по важнейшим вопросам, связанным с выполняемой работой (профессиональные функции, жизнь коллектива, профессиональные перспективы и др.).
· Социально-психологическая адаптация, вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе.
· Ощущение психологического комфорта и безопасности. Работа дает ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне.
· Чувство справедливости совершаемых обменов между работником и организацией (труд, отношение к работе - получаемые в ответ вознаграждения).
· Какой ценой дается работа: психологическая цена, затраты сил, усталость, стресс.
· Взаимопонимание с
Результаты, полученные в результате изучения процесса адаптации новых работников, позволяют внести коррективы не только в саму работу по адаптации, но и в процедуру отбора и в критерии, на основании которых были отобраны работники в организацию. Трудности адаптации могут быть обусловлены нереалистичной рекламой работы, что могло породить у работника завышенные ожидания на начальном периоде работы в организации, которые привели к горькому разочарованию, когда реальная действительность существенным образом разошлась с этими ожиданиями.
1.5 Управление процессом профессиональной адаптации
Источником информации о показателях адаптации служит документация предприятия и результаты опросов как самих адаптантов, так и их непосредственных руководителей. Социально экономические формы проявления удовлетворенности трудом той или иной социальной группы определяется, прежде всего, местом этой группы в структуре общества, общественной организации и разделении труда, ее правовым и моральным статусом в обществе. Эти разнообразные формы проявления удовлетворенности трудом можно объединить в три основные группы показателей:
1) в процессе трудовой деятельности
2) в движении рабочей силы
3) в структуре
качественных характеристик
Процесс адаптации в трудовом коллективе во многом управляем. Если управление адаптацией - это специфическая деятельность человека, то необходимо видеть проблемы экономики, которые отражают экономические процессы и принципы менеджмента. Во всем мире наблюдаются тенденции роста затрат на управление и многих экономистов это беспокоит, потому что любые Ресурсы имеют предел, в том числе и ресурсы, выделяемые на управление. Очевидно, тенденция роста затрат на управление связана с усложнением управления, использованием компьютерной техники, потребностью затрат на квалификацию и образование работников системы управления. Требуют дополнительных затрат и потребность в инновациях и развитии управления. Это затраты на исследования, поиск новых типов организации управления и производства и проектирование новых механизмов и процессов управления (технологий управления). К тому же наибольшие сложности в управлении производством будут связаны с человеком. В производстве возникают гибкие производственные системы, робототехника. Но их производственное функционирование зависит от мотивации человека к труду, которая становится все сложнее и сложнее. Экономической проблемой управления является и структура затрат на управление. По мере развития производства и управления эта структура меняется. Сегодня заметно, что главным фактором этого изменения является оснащение управления современной компьютерной техникой. Оснащение техникой интеллектуальной деятельности человека стало устойчивой и перспективной тенденцией.
Труд управленческого персонала материализуется в изготавливаемом продукте или оказываемой услуге. Качество продукта в значительной мере определяется управлением, от которого зависит мотивация, организация производства, мониторинг качества, квалификация и адаптация рабочих. Но результатом управления выступает и экономия времени в производственных процессах. От управления зависит производительность, интенсивность и эффективность, которые характеризуют любой труд, в том числе и управленческий, и которые имеют экономическое измерение.
Непосредственное управление адаптацией в трудовом коллективе осуществляет служба управления персоналом. Служба управления персоналом - специализированное подразделение в аппарате управления предприятием, осуществляющее практическую деятельность, а так же информационную, социологическую и научно - исследовательскую деятельность «Социальное управление. Словарь», ( под ред. Добренкова В.И., Слепенкова Н.М.), М, 1999,стр. 310. Целью данной службы является обеспечение основные функций организации. При этом, в соответствии с их. иерархическим характером, приоритет отдается задачам повышения эффективности производства.
Систему работы с персоналом характеризуют следующие параметры:
1) соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень образования, квалификация, отношение к работе и пр.)
2) эффективность
работы с персоналом - соотношения
затрат и результатов,
3) избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества
4) сбалансированность
персонала по определенным
5) структура
интересов и ценностей, господс
6) ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы
7) интеллектуальный
и творческий потенциал
Работники данной
службы располагают рядом технологий,
к их числу можно отнести
Чтобы от внедрения социальной технологии в траловом коллективе возник своеобразный синеритический эффект, действия по управлению адаптацией должны способствовать выявлению всех форм эффективного воздействия на объект управления, включая организационно - технические, экономические, психо-эмоциональные, и др. Требование оптимальной частоты воздействия на объект проектируемой технологии исходит из необходимости экономии ресурсов, с одной стороны, и достижение оптимального результата, с другой.
Выявлено, что больше всего проблем возникает при адаптации выпускников школ и ПТУ. Поэтому наибольшее число встреч специалиста по адаптации с этими работниками до 12 в течении первых полутора лет их работы на предприятии. Перенесение этой нормы на другие группы новичков нецелесообразно и неэффективно, поскольку требует привлечения слишком большого числа работников ( с учетом плановой нагрузки социолога по адаптации в 5 бесед с новичками в течении одного рабочего дня). Для внедрения оптимальной системы мер, включающей введение в работу с адаптантами психолога, активизацию информационной деятельности и оживления наставничества требуются минимальные ресурсы: кроме расходов на документацию и переобучение ряда групп работников необходим один психолог из расчета на 1000 новичков в год. Отдачу коллектив начинает получать буквально с первого дня работы при условии выполнения всех предусмотренных в ней операций.
Целенаправленная работа по адаптации новичков к компании является одним из важнейших направлений работы с персоналом.
Адаптация работника к труду в организации зависит одновременно от многих факторов, поэтому и оценка успешности адаптации может осуществляться лишь на основании одновременного учета значительного числа тех аспектов трудовой деятельности, которые определяют желания (или нежелание) работника продолжать работу в организации.
Управление
процессом адаптации
1. Прояснение
и конкретизация целей
2. Выявление совокупности рабочих факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации; изучение того, как эти факторы влияют на процесс адаптации.
3. Разработка
объективных и субъективных
4. Разработка методов оценки успешности процесса адаптации (как отдельных работников, так и разных профессиональных групп).
5. Внесение необходимых
корректив в работу по
Трудности адаптации могут быть обусловлены ошибочными критериями отбора. Так требования к кандидатам могут быть сильно завышены, и в организацию набирают работников, уровень образования, квалификация и рабочий опыт которых существенно превышает требования работы. Такие излишне квалифицированные работники быстро теряют интерес к новой работе и начинают подумывать о том, чтобы оставить организацию.
Существенную помощь при изучении факторов, негативно влияющих на адаптацию новых работников, и поиске путей закрепления в организации новых работников может оказать организация интервью с увольняющимися.
Можно видеть, что причина увольнения часто было отсутствие информации, совершенно необходимой работнику на этапе ориентации в магазине: об условиях и режиме работы, о порядке оплаты, о том, какой вклад они вносят в работу магазина и в работу компании в целом.
Заканчивая рассмотрение проблемы адаптации новых работников следует, отметить, что ее успешное решение требует серьезной методической и организационной работы. Одного лишь понимания ее важности недостаточности. Необходимо не только очертить те цели, которые руководство преследует в работе по адаптации новых работников, но и определить путь достижения этих целей. Процесс адаптации должен быть организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к персонал-технология. Успех здесь возможен лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.
2. Исследование процесса трудовой адаптации сотрудников на ОАО «Анжеромаш»
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Анжеромаш»
Процесс адаптации - это процесс в который в равной степени включены и работник, и предприятие.
На ОАО «Анжеромаш» адаптации новых работников уделяется очень большое внимание.
Адаптация персонала проводиться в соответствии с АМЗ.Пол. 486.0-01 «Порядок адаптации персонала»
На ОАО «Анжеромаш» выделяют три составляющие программы трудовой адаптации работников:
1. введение в организацию;
2. введение в подразделение или отдел;
3. введение в должность.
2.2 Введение в организацию
От процесса
введения в значительной степени
зависит, будут ли работники демонстрировать
желательные установки и
Введение в организацию - это длительный процесс, как правело, занимающий 1-2 первых месяца работы. Процедура введения в организацию способствует усвоению принятых норм и правил, обеспечивает работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся получить.
Работа по введению
работника в организацию
Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы для работников, возможности для продвижения и т.д.
В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации.
Также, на ОАО «Анжеромаш» существует практика предоставления новых сотрудников: публикация маленького эссе, «рассказы о себе» с фотографией нового сотрудника во внутренней газете «Машиностроитель».
Итак, рассмотрев эту составляющую программы трудовой адаптации, мы пришли к заключению, что от процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли они испытывать чувство приверженности к ней или же у них сложиться негативное отношение к организации, представление о ней как о «плохом месте работы».
2.3 Введение в подразделение
Процедура введения в подразделение или отдел обеспечивает работников той информацией, которая им нужна для работы.
Чтобы стимулировать
командную работу и максимально
быстрый выход нового работника
на необходимый уровень
Первый разговор с новичком всегда строят в виде диалога, а не в виде директив или указаний со стороны руководителя. Новичка знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Иногда руководитель просит одного из работников оказать помощь новичку в первое время.
В ходе разговора с новичком важно создать доброжелательную обстановку, чтобы новый работник чувствовал себя свободно и задавал возникшие у него вопросы.
2.4 Введение в должность
Эффективная процедура введения работников в должность может значительно уменьшить уровень текучести кадров, связанной с неудовлетворённостью работников и ощущением собственной чужеродности в течении первых дней, а иногда даже недель работы.
Процедура введения в должность также на руководителя подразделения или начальника отдела. Он отвечает за ознакомление работника с работой и с его ролью в подразделении (отделе),раскрывает перед новым работником основное содержание его профессиональной деятельности, и то, какой вклад он может внести в общий успех подразделения и предприятия в целом.
Информация о работе Проектирование системы управления трудовой адаптацией новых сотрудни¬ков