Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Функции руководителя значительно усложнились. Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. В курсовой работе рассмотрена повседневная деятельность руководителя, основные стили и методы управления.
Цели курсовой работы определить влияние методов и стилей руководства на деятельность организации в целом и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также выяснить, какие качества необходимы руководителю для успешного и эффективного управления организацией.
Объектом данного исследования будет выступать руководитель, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом – методы управления.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие «метод управления»
Осуществление процесса управления
невозможно без использования
Именно методы управления, отвечая на вопрос, как выполнять управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Итак, раскроем подробнее понятие «метод управления».
Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова «метод», греческого происхождения «method», и имеющего два значения:
1) способ достижения цели.
2) прием, способ или образ действия.
В зависимости от отдельных
отличительных признаков по направленности
и содержанию методов в науке
имеются различные
Методы управления представляют
собой способы или приемы целенаправленного
воздействия управляемой
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. В управленческой деятельности методы управления занимают особое место, помогая выполнять ту или иную управленческую работу наиболее эффективно, сокращая затраты времени на целеполагание и целереализацию.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению понятия «методы управления». Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать систему правил, приемов и подходов, повышающих эффективность деятельности организации.
1.2. Классификация методов управления
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Они формируют экономические и социальные интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Для управления важна классификация методов процесса управления. Методы процесса управления – способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:
Метод управления по целям является наиболее эффективным и популярным на Западе. Метод управления – это метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Управление по целям является методом повышения эффективности организации, а также представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем участия их в этом процессе. Данный метод помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
К группе методов разработки и оптимизации управленческих решений относятся 4 подгруппы:
Следующая группа – это методы прогнозирования и планирования. На практике применяется несколько методов прогнозирования. Самые известные из них, это метод экстраполяции тенденций, метод математического моделирования и метод экспертных оценок. Эти методы позволяют обосновать, сопоставить различные варианты развития потенциала фирмы, рынков и определить возможные стратегии в различных сферах.
Существует достаточное количество классификаций методов управления, но наибольшее значение имеет классификация на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лиц, на кого направлено воздействие.
2. СОСТАВ И СТРУКТУРА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Традиционно выделяют административные,
экономические и социально-
2.1. Административные методы управления
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
На предприятии, где имеет
место высокий уровень
Распорядительные воздействия
направлены на достижение поставленных
целей управления, соблюдение внутренних
нормативных документов или поддержание
системы управления предприятием в
заданных параметрах путём прямого
административного
Наиболее категоричной формой
распорядительного воздействия
является приказ. Он обязывает подчинённых
точно выполнить принятое решение
в установленные сроки, а его
неисполнение влечёт за собой соответствующую
санкцию. Приказ обычно состоит из пяти
частей: констатация ситуации или
события, меры по устранению недостатков
или обеспечению
Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.
Указания и инструкции
являются локальным видом