Профессиональная этика и компетентности госслужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в ХХ и тем более в ХIХ веке. Для того чтобы дать достойный ответ на этот «вызов», субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества реализации ими государственных функций и предоставления государственных услуг стало лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 20 лет. Россия не стала исключением.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и структура профессиональной этики и компетентности гос. служащего ………………………………………….
1.1 Понятие профессиональной этики государственного служащего….
1.2 Профессиональная компетентность в сфере государственного управления…………………………………………………………………
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего……………………….
2.1 Принципы служебного поведения гос. служащего , проблемы соблюдения …………………………………………………………………….
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и гражданскими служащими ………………………..
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих…
Глава 3. Итоги научно- практической конференции в г.Ульяновск……
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая гму ноябрь.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

Введение

Глава 1. Понятие и структура профессиональной этики и компетентности гос. служащего  ………………………………………….

    1. Понятие профессиональной этики государственного служащего….
    2. Профессиональная компетентность в сфере государственного управления…………………………………………………………………

 Глава 2. Основные  понятия и проблемы соблюдения  требований к служебному поведению  гражданского служащего……………………….

2.1 Принципы служебного  поведения гос. служащего , проблемы соблюдения …………………………………………………………………….

2.2 Проблемы соблюдения  этических и моральных норм  государственными и гражданскими  служащими ………………………..

2.3 Проблемы компетенции  государственных гражданских служащих…

Глава 3. Итоги научно- практической конференции в г.Ульяновск……

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы.

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в ХХ и тем более в ХIХ веке. Для того чтобы дать достойный ответ на этот «вызов», субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.

Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества реализации ими государственных функций и предоставления государственных услуг стало лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 20 лет. Россия не стала исключением.

Под компетенцией понимается совокупность профессиональных знаний, навыков и умений сотрудника в сочетании с его личностными качествами, ориентированную на достижение успеха в рамках определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, управленческая компетенция — это комплекс индивидуальных (личностно-профессиональных) характеристик сотрудника организации, выполняющего управленческие функции.

В наиболее общем виде модель компетенций может быть определена как перечень характеристик, требующихся для того, чтобы выполнить работу1. Модель управленческой компетенции в нашей работе — это совокупность личностных и профессиональных характеристик сотрудника, выполняющего определенные управленческие функции в организации, соотнесенная со сферой его деятельности (должностных обязанностей).

Соотнесенность личностных и профессиональных характеристик сотрудника с его должностными обязанностями является важным аспектом модели управленческой компетенции, поскольку для организации важно, чтобы сотрудник не только четко выполнял свои должностные обязанности, но и соответствовал принципу субординации, не вмешиваясь в сферу компетенции других сотрудников.

Предметом выполненной работы являются принципы и источники профессионально этики  государственной службы Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является исследование проблем профессиональной этики и компетенции государственных служащих.

В рамках курсовой  работы будут решены следующие задачи:

- исследовано понятие  профессиональной этики государственных  служащих;

- рассмотрена роль профессиональной  этики в деятельности госслужащих;

- рассмотрено понятие  профессиональной компетенции, и  ее роль в деятельности государственных  служащих;

Правовую базу работы составили: Конституция РФ, Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и структура профессиональной этики и компетенции государственных служащих

 

1.1. Понятие профессиональной  этики государственных служащих

 

Различные исследователи предлагают разные определения административной этики. Так, согласно В. Шепелю, «административная этика — это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методу и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления». Авторы доклада Организации за экономическое сотрудничество и развитие (ОЭСР) «Этика государственной службы» используют более краткое определение, которое можно принять в качестве рабочего: «административная этика — правила, позволяющие реализовать определенные идеалы и представления в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих». Соответственно «управление административной этикой — это определение того, что является должным поведением для государственных служащих, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации». Административная этика уже достаточно давно считается в западных странах одним из важнейших способов противодействия коррупции. Разработка и совершенствование стандартов поведения стали почти обязательной составляющей реформ государственной службы. Международные организации, занимающиеся борьбой с коррупцией (такие, как ОЭСР, «Transparency Int.», Всемирный банк, ООН), уделяют административной этике значительное внимание в своих научных разработках и практических рекомендациях. Управление административной этикой включено в состав учебных курсов крупнейших учебных заведений, занимающихся подготовкой государственных управленцев.

В России административная этика пока не получила сколько-нибудь серьезного развития. И если в научной сфере управлению административной этикой еще уделяется некоторое внимание, то на практике было инициировано очень незначительное число мероприятий, направленных на улучшение морального облика и имиджа государственных служащих.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

 

1.2    Профессиональные компетенции в сфере государственного управления

 

 

Вопросы становления эффективной системы государственного управления в Российской Федерации достаточно широко обсуждаются учеными, политиками и гражданами. Российский опыт последних лет (даже десятилетий) наглядно показывает зависимость реализации целей государственной политики от уровня профессионализма и компетенции государственных служащих.

Современное государственное управление наследует реформы прошлых лет, изменения и внедряет новшества, в том числе из успешного зарубежного опыта. В поиске решения различных задач наибольшее внимание уделяется повышению эффективности работы государственных органов власти, их стабильности. Стратегия развития трудовых ресурсов тесно связана с созданием нового качества и формирований компетенций  государственных служащих.

Конец ХХ века и начало ХХI – отмечены многочисленными реформами, изменениями и новшествами в сфере государственного управления в большинстве экономически развитых стран. В стремлении решить сложные экономические, социальные проблемы страны, главное внимание политического руководства было сфокусировано на повышении эффективности и пользы госструктур, стабильности государственной машины и повышении профессионализма и ответственности государственных гражданских служащих.1

Проблема профессиональной компетенции российских государственных гражданских служащих приобретает в современных условиях особую актуальность для России. В общественном сознании сформировано понимание необходимости изменить к лучшему деятельность госаппарата, более эффективно служить законным интересам граждан и всего общества. В настоящее время предпринимаются серьёзные шаги в области реформирования государственной и муниципальной службы: принимаются законы, другие нормативные акты, а также реализуются меры по разделению полномочий, ведется подготовка и переподготовка управленческих кадров, государственных и муниципальных служащих, в административной науке формируется концепция государственной и муниципальной службы как социального института.2

Данные социологических опросов показывают, что 50,6% опрошенных негативно оценивают деятельность государственных служащих Российской Федерации. Положительной отношение к государственному управлению как способу реализации государственной власти в целом выражают только 26% респондентов3.

Реформирование на современном этапе развития России всех сфер общественной жизни, требует кардинального изменения всей системы государственного управления, а в первую очередь, повышения уровня профессиональной компетенции государственных служащих. Переход государственного управления к принципу «оказание государственных услуг», требует формирование государственной службы, которая может достаточно быстро реагировать на интересы общества в целом и отдельного гражданина в частности. Необходима переориентация государственной службы на удовлетворение потребностей граждан и всего общества. В системе государственной службы компетентность рассматривается как совокупность установленных предметов ведения, прав и обязанностей, которая закрепляется законодательством, полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенных Конституцией, законами, постановлениями и другими нормативными правовыми актами государственного управления.

В понимании сущности и содержания компетентности служащего (работника) существует достаточно много подходов, которые отражены в специальной литературе.

В понятие компетенции включаются такие характеристики, как стандарты выполнения профессиональной деятельности или важность официальной сертификации и дипломов.

Под компетентностью рассматривается:

- сумма специальных знаний и умений, позволяющих руководителю глубоко разбираться в том или ином деле;

- доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей явление и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Информация о работе Профессиональная этика и компетентности госслужащего