Профессиональная этика и компетентности госслужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в ХХ и тем более в ХIХ веке. Для того чтобы дать достойный ответ на этот «вызов», субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества реализации ими государственных функций и предоставления государственных услуг стало лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 20 лет. Россия не стала исключением.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и структура профессиональной этики и компетентности гос. служащего ………………………………………….
1.1 Понятие профессиональной этики государственного служащего….
1.2 Профессиональная компетентность в сфере государственного управления…………………………………………………………………
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего……………………….
2.1 Принципы служебного поведения гос. служащего , проблемы соблюдения …………………………………………………………………….
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и гражданскими служащими ………………………..
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих…
Глава 3. Итоги научно- практической конференции в г.Ульяновск……
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая гму ноябрь.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

Байденко В.И. предлагает оценивать компетенцию «как меру образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально и социально-значимых ситуациях»4.

Таким образом, компетенция раскрывает степень проявления профессионализма и выступает одновременно как характеристика профессиональной деятельности и как нравственная категория – ответственность, которая корректирует процесс профессионального роста специалиста.

«Компетентный специалист – это человек призванный по профессии и признанный по результатам своего труда (самим собой и другими субъектами) и готовый отвечать за результаты своего труда, т.е. брать на себя ответственность за сделанное.»5

Компетенции государственного служащего можно разделить на три ключевые группы:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Во многих европейских странах реформирование государственной службы проходило через создание системы регламентов компетенций должностных чинов государственной службы.

Внедрение регламентов компетенций в частности нацелено на поиск конкретных критериев и показателей эффективности деятельности гражданских служащих.

В Российской Федерации внедрены должностные регламенты государственных гражданских служащих. К основным обязанностям государственного служащего относится исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.6 Данная нома федерального законодательств достаточно четко определяет необходимость соответствия компетенции госслужащего и её постоянное развитие. Но регламент государственного служащего не в полной мере можно отнести к «компетенциям государственного служащего», т.к. в регламенте не определяются личностные качества служащего, которые являются обязательными (необходимыми) для замещения той или иной должности государственной службы.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего определяется в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации или квалификационного экзамена.

Внедрение регламентов в Российской Федерации является значительным шагом вперед на пути построения комплексной системы оценки эффективности деятельности гражданских служащих.

Государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами, должны обладать управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Одна из основных характеристик государственной гражданской службы является её управленческая деятельность, что имеет принципиальное значение.

Необходимо отметить, что деятельность органов государственной власти станет более эффективной  при соблюдении следующих условий:

- кадровая политика государственного органа будет строиться на четкой процедуре отбора и расстановки кадров в соответствии с компетенциями и требованиями, предъявляемыми к государственным служащим;

- применение механизма и инструментов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их компетентности, профессионализма, социальной сущности, нравственных ориентиров, этики;

- внедрение в практику Кодекса этики государственных гражданских служащих, как действенного механизма формирования нравственности. 

Необходимо отметить, что государственное управление, соответствующее требованиям времени, и профессиональная компетенция государственных служащих – это взаимозависимые и взаимообусловленные стороны одного процесса.

При этом компетенции государственных служащих более высоких должностей в отличие от компетенций государственных служащих менее высокого ранга зависят от стратегических целей государства и выбранной стратегии конкурентного преимущества.

Развитие общества постоянно повышает требования к работе государственных органов власти и управления. Эффективность их деятельности в значительной мере зависит от способностей кадров принимать квалифицированные ответственные решения, осуществлять необходимые управленческие функции.

Особое значение в современных условиях имеет подготовка, переподготовка государственных гражданских служащих, а также повышение их квалификации. Это связано и необходимостью дальнейшего повышения качества всей системы подготовки (переподготовки) кадров. Формирование учебных программ и учебно-тематических планов необходимо проводить с учетом интересов слушателей, а также государственных органов власти, которые их направляют на обучение.

В заключении следует остановиться на том, что любой государственный орган, осуществляющий те или иные государственные функции, либо оказывающий государственные услуги состоит их конкретных людей, большинство из которых являются государственными гражданскими служащими. И от того насколько государственные служащие профессиональны, компетентны, насколько они соответствуют требованиям современного развития общества и будет зависеть результат работы не только конкретного государственного органа власти и управления, но и всей системы государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего

 

2.1 Принципы служебного  поведения государственных служащих, проблемы соблюдения

 

Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (Далее – Закон) требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, и имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:

1) предписывающие (как требуется  поступать с точки зрения профессиональной  морали гражданского служащего);

2) запретительные (что недопустимо  в рамках служебного поведения);

3) рекомендательные (как  следует вести себя в той  или иной ситуации в служебное  и неслужебное время).

К первой группе можно отнести следующие требования:

1) исполнять должностные  обязанности добросовестно, на высоком  профессиональном уровне;

2) исходить из того, что  признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную  служебную деятельность в рамках  установленной законодательством  РФ компетенции государственного  органа;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических  партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных  организаций; проявлять уважение  к нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

5) учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп, а также конфессий;

6) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию.

Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать предпочтения  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям  и гражданам;

2) не совершать действий, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

3) соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом  и другими федеральными законами  для гражданских служащих;

4) не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;

5) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа.

К третьей группе требований относятся:

1) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

2) соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации.

Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению гражданских служащих связана с рядом причин:

1) в статье 18 Закона в  сжатом виде и в прикладной  форме отражены сущность и  специфика деятельности гражданских  служащих как социальной профессиональной  группы;

2) нравственная направленность  кадровой политики нашла отражение  в законе, руководствуясь которым, можно судить об основных моральных  принципах и нормах этой политики;

3) закон является инструментом  самой кадровой политики в  органах государственной власти, на его основе происходит формирование  кадрового состава гражданских  служащих и регулируется их  деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении связаны с:

1) субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

2) отсутствием интеграции  современного российского общества  посредством единой морали, отрицанием  сложившихся ранее нравственных  норм и ценностей;

3) невозможностью учесть  весть спектр поведенческих стратегий  и сложностью определения адекватных  санкций за нарушение требований  к служебному поведению.

Требования к служебному поведению должны соответствовать утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено законом, разрешено"; формальная процедура и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

В Законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих.

Информация о работе Профессиональная этика и компетентности госслужащего