Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 23:44, курсовая работа
Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в ХХ и тем более в ХIХ веке. Для того чтобы дать достойный ответ на этот «вызов», субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества реализации ими государственных функций и предоставления государственных услуг стало лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 20 лет. Россия не стала исключением.
Введение
Глава 1. Понятие и структура профессиональной этики и компетентности гос. служащего ………………………………………….
1.1 Понятие профессиональной этики государственного служащего….
1.2 Профессиональная компетентность в сфере государственного управления…………………………………………………………………
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего……………………….
2.1 Принципы служебного поведения гос. служащего , проблемы соблюдения …………………………………………………………………….
2.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и гражданскими служащими ………………………..
2.3 Проблемы компетенции государственных гражданских служащих…
Глава 3. Итоги научно- практической конференции в г.Ульяновск……
Заключение
Библиографический список
Байденко В.И. предлагает оценивать компетенцию «как меру образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально и социально-значимых ситуациях»4.
Таким образом, компетенция раскрывает степень проявления профессионализма и выступает одновременно как характеристика профессиональной деятельности и как нравственная категория – ответственность, которая корректирует процесс профессионального роста специалиста.
«Компетентный специалист – это человек призванный по профессии и признанный по результатам своего труда (самим собой и другими субъектами) и готовый отвечать за результаты своего труда, т.е. брать на себя ответственность за сделанное.»5
Компетенции государственного служащего можно разделить на три ключевые группы:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Во многих европейских странах реформирование государственной службы проходило через создание системы регламентов компетенций должностных чинов государственной службы.
Внедрение регламентов компетенций в частности нацелено на поиск конкретных критериев и показателей эффективности деятельности гражданских служащих.
В Российской Федерации внедрены должностные регламенты государственных гражданских служащих. К основным обязанностям государственного служащего относится исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.6 Данная нома федерального законодательств достаточно четко определяет необходимость соответствия компетенции госслужащего и её постоянное развитие. Но регламент государственного служащего не в полной мере можно отнести к «компетенциям государственного служащего», т.к. в регламенте не определяются личностные качества служащего, которые являются обязательными (необходимыми) для замещения той или иной должности государственной службы.
Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего определяется в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки профессионализма и компетенции, в ходе аттестации или квалификационного экзамена.
Внедрение регламентов в Российской Федерации является значительным шагом вперед на пути построения комплексной системы оценки эффективности деятельности гражданских служащих.
Государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами, должны обладать управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Одна из основных характеристик государственной гражданской службы является её управленческая деятельность, что имеет принципиальное значение.
Необходимо отметить, что деятельность органов государственной власти станет более эффективной при соблюдении следующих условий:
- кадровая политика государственного органа будет строиться на четкой процедуре отбора и расстановки кадров в соответствии с компетенциями и требованиями, предъявляемыми к государственным служащим;
- применение механизма и инструментов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их компетентности, профессионализма, социальной сущности, нравственных ориентиров, этики;
- внедрение в практику Кодекса этики государственных гражданских служащих, как действенного механизма формирования нравственности.
Необходимо отметить, что государственное управление, соответствующее требованиям времени, и профессиональная компетенция государственных служащих – это взаимозависимые и взаимообусловленные стороны одного процесса.
При этом компетенции государственных служащих более высоких должностей в отличие от компетенций государственных служащих менее высокого ранга зависят от стратегических целей государства и выбранной стратегии конкурентного преимущества.
Развитие общества постоянно повышает требования к работе государственных органов власти и управления. Эффективность их деятельности в значительной мере зависит от способностей кадров принимать квалифицированные ответственные решения, осуществлять необходимые управленческие функции.
Особое значение в современных условиях имеет подготовка, переподготовка государственных гражданских служащих, а также повышение их квалификации. Это связано и необходимостью дальнейшего повышения качества всей системы подготовки (переподготовки) кадров. Формирование учебных программ и учебно-тематических планов необходимо проводить с учетом интересов слушателей, а также государственных органов власти, которые их направляют на обучение.
В заключении следует остановиться на том, что любой государственный орган, осуществляющий те или иные государственные функции, либо оказывающий государственные услуги состоит их конкретных людей, большинство из которых являются государственными гражданскими служащими. И от того насколько государственные служащие профессиональны, компетентны, насколько они соответствуют требованиям современного развития общества и будет зависеть результат работы не только конкретного государственного органа власти и управления, но и всей системы государственного управления.
Глава 2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего
2.1 Принципы служебного
поведения государственных
Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (Далее – Закон) требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, и имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.
Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:
1) предписывающие (как требуется
поступать с точки зрения
2) запретительные (что недопустимо
в рамках служебного поведения)
3) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).
К первой группе можно отнести следующие требования:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что
признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и
гражданина определяют смысл
и содержание его
3) осуществлять профессиональную
служебную деятельность в
4) соблюдать нейтральность,
исключающую возможность
5) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
6) способствовать
Ко второй группе относятся требования:
1) не оказывать предпочтения
каким-либо общественным или
2) не совершать действий, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
3) соблюдать ограничения,
установленные настоящим
4) не совершать поступков,
порочащих его честь и
5) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
К третьей группе требований относятся:
1) проявлять корректность в обращении с гражданами;
2) соблюдать установленные
правила публичных выступлений
и предоставления служебной
Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению гражданских служащих связана с рядом причин:
1) в статье 18 Закона в
сжатом виде и в прикладной
форме отражены сущность и
специфика деятельности
2) нравственная направленность
кадровой политики нашла
3) закон является инструментом
самой кадровой политики в
органах государственной
Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.
Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.
Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.
Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).
Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении связаны с:
1) субъективностью и
2) отсутствием интеграции
современного российского
3) невозможностью учесть
весть спектр поведенческих
Требования к служебному поведению должны соответствовать утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено законом, разрешено"; формальная процедура и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.
В Законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.
Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих.
Информация о работе Профессиональная этика и компетентности госслужащего