Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.

Файлы: 1 файл

напечать готов.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

6.Профессиональные образовательные учреждения;

7.Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;

8.Органы управления разных уровней;

9.Государство;

10.Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации.

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и  психологической поддержке населения  в РФ» выделяются следующие цели профориентации:

-обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

-достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

-прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

-содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

В качестве задач можно  выделить:

-формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;

-развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;

-обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в  кадрах, психофизиологических требованиях  профессии, способах получения образования  для той или иной профессии  и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда изходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у  молодежи чувства уважения к этим прфессиям), профинформирование и профагитацию. Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством.23 Такое определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы  профориентации

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные  методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профдиагностики и морально-эмоциональной  поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

-информационно-справочные (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);

-профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);

-морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);

-помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).

Поподробнее хотелось бы остановится  на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно  отнести следующие, следующие нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения:

Игровые профориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. При проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, упражнение проигрывается не более 5 раз и дается возможность проявить себя всем игрокам.

Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

Бланковые и карточные  игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий - наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и  ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.

Выявления профессиональных установок осуществляется на основании  стандартизованных тестов, среди  которых широкое распространение  получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе - нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность - эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность - зависимость; реализм и готовность к компромиссам - социальный престиж и информированность и рациональность - боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 - 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» - до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группировались таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» - включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» - включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» - включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев -  включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» - включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта»- включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «Идеализация своего профессионального будущего» - включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» - включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» - включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов.

Методика многомерного анализа  достижений ученика применяется  в целях профориентации учеников. Ее основной целью является выявление  интересов и способностей учеников с помощью фиксации, накопления профессиографического  анализа их спонтанных достижений на протяжении обучения в школе. Один раз в месяц на классный час собираются ученики, родители и учителя. Каждый ребенок называет свое главное достижение за месяц. Остальные участники фиксируют это на бланке достижений ученика, а в конце учебного года или обучения в школе все записи обрабатываются и выводится профиль наклонностей ученика и соответственно профилю подбирается основная и дополнительная профессия.

Еще одним методом, достаточно часто используемым в профориентации является тест, определяющий степень  знакомства учащихся с будущей профессией, который направлен на выявление устойчивости интереса выпускников к выбранной профессии и степень зрелости этого решения. Он состоит из блоков: перечень групп профессий, различающихся по качественным параметрам; перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии и уровень необходимой подготовки; престижность выбранной профессии и предлагаемый уровень конкуренции на рынке труда; оценка собственных качеств, позволяющих успешно овладеть профессией и конкурировать с другими претендентами; альтернативные профессии и специальности в случае невозможности овладения желаемой профессиией.

Тест для определения  направленности личности очень часто  используется в профдиагностике. При  этом выделяют три основных направленности: «я-направленность», человек с такой  направленностью склонен к агрессии, эгоизму, предпочитает индивидуальную деятельность, сильно материально заинтересован, стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей; «о-направленность», т.е. на общение, ориентирован на совместную деятельность, высок уровень исполнительской  дисциплины, безынициативен; «д-направленность», т.е. на дело, ориентирован на выполнение задания, на решение общих проблем, часто бывают ярко выражены лидерские  качества.

Это далеко не весь список существующих методов профессиональной психодиагностики. Он весьма широк и постоянно увеличивается. Это связано с тем, что в  прфориентационной работе психологические  особенности оптанта должны быть исследованы со всех сторон, это  необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширны, в особенности, методы применяемые в профдиагностике. Все методы можно разделить на 4 группы: информационно-справочные, профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной  поддержки и методы помощи в конкретном выборе и принятии решения. Особенно широк объем методов применяемых в профдиагностике. Можно выделить такие основные группы этих методов: методы для выявления профессионально ориентированных интересов учащихся, методы диагностики профессиональных намерений, методы диагностики профессиональной готовности, методы диагностики творческого потенциала, методы диагностики профессиональных предпочтений и многое другое. Это связано в первую очередь с тем, что в успешности человека как профессионала играют очень важную роль психологические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики.

2.1 Механизмы  формирование профессиональной  ориентации молодого поколения

В процессе выбора профессии  молодой человек проходит несколько  этапов: возникновение проблемы (решение  начать выбирать профессию), поиск круга  компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск  вариантов решений, их оценка и выбор  оптимального решения. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить  или предотвратить их. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных  этапов:

Возникновение проблемы: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане и получается что, вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения; несвоевременность выбора, когда проблема выбора профессии  в требуемый момент не встает перед  учащимися. Это может быть связано  со слишком рано выбранной профессией; отсутствие ощущения необходимости  в выборе профессии, когда в семье  передается профессия по наследству или родители, пытаясь воплотить  в своем ребенке несбывшиеся  мечты выбирают ему профессию, не учитывая индивидуальных особенностей.

Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью  снять с себя ответственность  за решение вопроса выбора профессии  или иногда решение уже бывает найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они  не считают себя в праве принимать  какие-либо ответственные решения  вообще.

Сбор информации: отсутствием  полного представления о проблемной ситуации, избирательное отношением подростков к информации о сфере  труда и сложности самовосприятия. У молодежи существуют определенные предпочтения в выборе источника информации при профессиональном самоопределении: личный опыт, семья, сверстники.

Построение образа профессии: предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии, т.е. некоторые  важные виды трудовой деятельности считаются  не престижными; увлечение только внешней  стороной профессии, т.е. ученик не имеет  всесторонних знаний о профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует  высокий заработок, когда такая  профессия выбирается без учета  личных особенностей человека.

Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики