Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, реферат
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
6.Профессиональные образовательные учреждения;
7.Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;
8.Органы управления разных уровней;
9.Государство;
10.Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации.
В Постановлении Министерства
труда и социального развития
РФ «О профессиональной ориентации и
психологической поддержке
-обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
-достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
-прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
-содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
В качестве задач можно выделить:
-формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
-развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
-обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.
Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических требованиях профессии, способах получения образования для той или иной профессии и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда изходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим прфессиям), профинформирование и профагитацию. Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством.23 Такое определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно.
1.3 Методы профориентации
В профессиональной ориентации
молодежи используются разнообразные
методы: информационные, просветительские,
экскурсии на предприятия, просмотр
фильмов и передач, встречи со
специалистами, чтение лекций, профориентационные
уроки и т.п. Это далеко не полный
список методов. Но по-подробнее хотелось
бы остановиться на так называемых
методах профдиагностики и
Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:
-информационно-справочные (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
-профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);
-морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);
-помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).
Поподробнее хотелось бы остановится на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, следующие нижеприведенные, методы и технологии.
Методы активизации
Игровые профориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. При проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, упражнение проигрывается не более 5 раз и дается возможность проявить себя всем игрокам.
Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.
Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.
Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий - наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.
Для определения типа темперамента
и характера, которые необходимо
учитывать при проведении профориентации,
используются методики Айзенка и
ОСТ (особенности структуры
Выявления профессиональных
установок осуществляется на основании
стандартизованных тестов, среди
которых широкое
Методика многомерного анализа достижений ученика применяется в целях профориентации учеников. Ее основной целью является выявление интересов и способностей учеников с помощью фиксации, накопления профессиографического анализа их спонтанных достижений на протяжении обучения в школе. Один раз в месяц на классный час собираются ученики, родители и учителя. Каждый ребенок называет свое главное достижение за месяц. Остальные участники фиксируют это на бланке достижений ученика, а в конце учебного года или обучения в школе все записи обрабатываются и выводится профиль наклонностей ученика и соответственно профилю подбирается основная и дополнительная профессия.
Еще одним методом, достаточно часто используемым в профориентации является тест, определяющий степень знакомства учащихся с будущей профессией, который направлен на выявление устойчивости интереса выпускников к выбранной профессии и степень зрелости этого решения. Он состоит из блоков: перечень групп профессий, различающихся по качественным параметрам; перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии и уровень необходимой подготовки; престижность выбранной профессии и предлагаемый уровень конкуренции на рынке труда; оценка собственных качеств, позволяющих успешно овладеть профессией и конкурировать с другими претендентами; альтернативные профессии и специальности в случае невозможности овладения желаемой профессиией.
Тест для определения
направленности личности очень часто
используется в профдиагностике. При
этом выделяют три основных направленности:
«я-направленность», человек с такой
направленностью склонен к
Это далеко не весь список существующих
методов профессиональной психодиагностики.
Он весьма широк и постоянно
Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширны, в особенности, методы применяемые в профдиагностике. Все методы можно разделить на 4 группы: информационно-справочные, профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной поддержки и методы помощи в конкретном выборе и принятии решения. Особенно широк объем методов применяемых в профдиагностике. Можно выделить такие основные группы этих методов: методы для выявления профессионально ориентированных интересов учащихся, методы диагностики профессиональных намерений, методы диагностики профессиональной готовности, методы диагностики творческого потенциала, методы диагностики профессиональных предпочтений и многое другое. Это связано в первую очередь с тем, что в успешности человека как профессионала играют очень важную роль психологические особенности.
Глава2. Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики.
2.1 Механизмы формирование профессиональной ориентации молодого поколения
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить их. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных этапов:
Возникновение проблемы: профессиональное
самоопределение подменяется
Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии или иногда решение уже бывает найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они не считают себя в праве принимать какие-либо ответственные решения вообще.
Сбор информации: отсутствием
полного представления о
Построение образа профессии:
предубеждения в отношении
Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики