Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, реферат
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Поиск вариантов решений: на этом этапе выбор профессии может происходить в одном их стилей поиска решений: импульсивные решения, т.е. оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно, а критическая оценка вариантов решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью; рискованные решения, когда оценка возможных вариантов отличается лишь частичной их критичностью; уравновешенные решения, т.е. легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой; осторожные решения, т.е. тщательная оценка гипотез, но варианты решения находятся с трудом; инертные решения, осторожный поиск решений, с фиксацией внимания на их критичной оценке.
Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека, которые влияют на выбор профессии человеком. Например, меланхолик склонен работать в спокойной и привычной обстановке, тяжело переносит условия, требующие экстренных действий; холерик может заниматься любой профессиональной деятельностью во всех сферах общественного труда, исключая работу в экстремальных условиях, когда в считанные секунды надо принимать единственно верное решение; флегматик приступает к работе не спеша, подготовившись, свойственны организованность и прилежность, может работать во многих сферах общественного производств, но следует исключить профессии, которые связаны с работой в экстремальных условиях и с принятием оперативных решений; сангвиник склонен к живой подвижной деятельности, можно рекомендован весь набор профессиональной деятельности. В профессиональном становлении и трудовой деятельности важную роль играют психические процессы личности: восприятие имеет особое значение для лиц, относящихся к типу профессий «человек
- художественный образ» (художники, композиторы, поэты, писатели, артисты и др.); внимание играет ведущую роль у людей; относящихся к типу профессий «человек - человек» (педагоги, врачи и др.) и «человек - природа» (селекционеры, животноводы); память важна для ученых, конструкторов, историков, дипломатов, лингвистов, экспериментаторов в области точных наук (физика, химия, математика); мышление имеет значение для лиц с ярко выраженной логикой - теоретической направленностью в деятельности (философы, ученые, конструкторы, изобретатели, сценаристы и др.).
Важным механизмом профессиональной
ориентации является профессиональный
интерес, который выражается через
положительное отношение
-знакомство с содержанием профессии;
-развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;
-достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;
-развитие потребности в реализации интересов в деятельности;
-возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.
На основе развития профессионального
интереса формируется готовность к
профессиональному
а) справочные, в ходе которых учащихся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу и учебу, возможности освоения различных профессий, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
б) диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
в) формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником; они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
г) медицинские, имеющие целью
выявление состояния здоровья школьника,
его психофизиологических свойств
в отношении к избираемой профессии,
если необходимо, переориентацию к
избираемой области деятельности, которой
будут больше соответствовать
Профконсультация строится как процесс сотрудничества между консультантом и учащимися. Успех ее во многом зависит оттого, удастся ли со школьником установить доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. С самого начала необходимо дать понять оптанту, что выбор профессии тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен, когда ему предшествует кропотливая и длительная работа по самопознанию мира профессий.
Таким образом, в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека а так же психическим процессам личности, которые влияют на выбор профессии человеком. Каждому типу темперамента свойственен тот или иной вид трудовой деятельности. Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению.
2.2 Проблемы
профориентации молодежи в
Для правильного выбора профессии
необходима государственная система
профессиональной ориентации молодежи.
В данном контексте, профориентацию
можно рассматривать как
Абсолютное большинство авторов, занимающихся профориентацией молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации молодежи. Н.Н. Лукин связывает это с переходом к рыночной экономике и политикой невмешательства в сферу экономической деятельности. Службы занятости занимаются профориентацией безработных, а школьники, как правило, предоставлены в выборе профессии сами себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).
Для подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональная ориентация необходима. В этом процессе должно участвовать не только государство, но и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.
В принципе, нормативно-правовая база профессиональной ориентации по объему не так и мала, дело стоит только за ее выполнением. В законе о занятости право на профессиональную ориентацию дается всем гражданам на бесплатной основе в органах службы занятости, но такую услугу предоставляют и другие органы и организации, в том числе государственные и муниципальные, но в законе это не отражено. Кроме того, список предоставляемых профориентационных услуг в Положении 1996 года значительно заужен, потому что распространен только на определенные категории граждан, кроме профинформирования. Такие несоответствия не приносят пользы функционированию профриентационной системе. Вряд ли целесообразно, не столько в плане соблюдения всех прав и свобод граждан, сколько для настоящего и будущего России, лишать права на бесплатную профориентацию в полном объеме все категории населения во всех государственных органах и организациях, оказывающих профориентационные услуги. Так же, наблюдается недоработанность нормативных актов в этой области. Например, согласно Положению, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительный перечень профориентационных услуг.
Еще одной проблемной стороной
в этом вопросе является то, что
система профориентации в нашей
стране возникает из разрозненных профориентационных
мероприятий и искусственно возрастающего
числа служб, предоставляющих
В связи с этим, всего лишь 32% выпускников 11 классов обращаются за профориентационной помощью. При этом основными мотивами выбора профессии являются: интересная работа - 84,4%, хороший заработок - 78,7% и престижность профессии - 53,9%.42 Это свидетельствует о том, что при выборе совсем не учитываются личностные особенности учащихся, что в свою очередь, не может не повлиять на дельнейшую судьбу учащегося как профессионала негативно. Для того, что бы профориентация была эффективной, необходимо совместная работа как школ, так и службы занятости и других организаций предоставляющих услуги в области профориентации молодежи.
В настоящее время в РФ идет модернизация образования. Одним из нововведений является профильное обучение в старших классах во всех общеобразовательных школах. Профильное обучение - это форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными профессиональными намерениями.43 Учащиеся самостоятельно определяют профиль своего дальнейшего образования и это весьма важный момент в жизни учащегося. От того сделает ли он правильный выбор или нет будет зависеть его дальнейшая успешность в учебе, поступление в вуз, обучение в нем, а так же успешность его как профессионала. Обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет. В абсолютном большинстве случаев для правильного выбора необходимо вмешательство квалифицированных специалистов в области профессиональной ориентации. По этому профориентационная работа, на данном этапе развития российского образования, необходима, в первую очередь, для успешного проведения реформ образования, а значит и для самого государства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что профориентация обязательно должна присутствовать в школах, а не только в службе занятости, как это определено в нормативно-правовых актах.
Большое значение необходимо
уделять профориентации молодым
людям с ограниченными
Заключение
В современном мире правильный
выбор молодым человеком
В данной работе мы будем исходить из того, что профессиональная ориентация - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. А также, система профориентации неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения. Для того, что бы понять ее необходимо рассматривать профессиональную ориентацию как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, задачи и объекты. Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих мер, чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью.
Список методов профориентации
весьма обширен, в особенности, методы
применяемые в профдиагностике.
Это происходит поскольку, постольку
большинство таких методов
Информация о работе Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной политики