СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ……………………………..
1.1. Теоретические
основы управления развитием
государственных служащих ………………………………………………………………………..
1.2.Нормативно
– правовое регулирование развития
кадрового потенциала государственных
служащих ………………….....
1.3.Современные
технологии развития кадрового
потенциала государственной службы
РФ …………………………………………………
ГЛАВА 2. СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В ........................................................
2.1. Анализ существующей
системы профессиональной подготовки
в ..........................................................................................................................
2.2. Управление
карьерой и профессиональным
обучением государственных служащих
........................................................................
2.3. Предложения
по совершенствованию системы
управления профессиональной подготовки
кадров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
…………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Теоретические
основы управления развитием
государственных служащих
Понятие государственного служащего
и основы его правового статуса
Определены ФЗ «Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 31 июля
1995 г. (далее ФЗ «Об основах ГС
РФ»). В соответствии с его ст.
3 государственным служащим является
гражданин Российской Федерации, исполняющий
в порядке, установленном законом,
обязанности по государственной
должности государственной службы
за денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств федерального бюджета
или средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации. Статья
21 данного Закона добавляет обязательные
условия, при которых гражданин
России может претендовать на занятие
должности государственной службы:
предельный возраст не моложе 18 и
не старше 60 лет, необходимость владеть
государственным языком, иметь профессиональное
образование.
Состав госслужащих неоднороден.
Они трудятся в различных государственных
и негосударственных организациях,
занимаются частной практикой, имеющей
государственный характер (нотариусы).
Государственные служащие - разновидность
служащих, которые среди всех других
служащих образуют основную группу субъектов
административного права. До принятия
закона об основах государственной
службы термин "государственный
служащий" трактовался в литературе
в широком и узком смысле. В
широком смысле государственным
служащим признавалось лицо, которое
занимало в порядке, установленном
правовыми актами, должность в
государственной организации: государственном
органе, на предприятии, в учреждении,
иной организации. А в узком смысле
- гражданин Российской Федерации, занимающий
в порядке установленном правовыми актами,
должность в государственном органе. При
этом под должностью понималась штатная
единица государственной организации,
которой соответствует служебное положение
лица, замещающего ее. Главным в изложенной
концепции является признание государственными
служащими служащих, как государственных
органов, так и других государственных
организаций, не являющихся таковыми.
Служащие же государственных органов
относятся к их особой категории, участвующей
в той или иной степени в осуществлении
задач и функций государства. Таким образом,
признаки государственного служащего
сводятся к тому, что он: а) гражданин Российской
Федерации; б) занимает государственную
должность в государственном органе; в)
занимает в таком органе должность государственной
службы; г) выполняет обязанности, определяемые
данной должностью; д) получает за их выполнение
денежное вознаграждение за счет средств
бюджета. Лица, занимающие должности в
государственных органах, а также на государственных
предприятиях, в учреждениях и организациях,
но не характеризующиеся указанными признаками,
по Закону об основах государственной
службы, государственными служащими не
являются. По этому закону государственной
является должность в Федеральных органах
государственной власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также в иных государственных органах
образуемых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, с установленным
кругом обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа денежным содержанием и ответственностью
за исполнение этих обязанностей. Должность
определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы ответственности государственного
служащего, требования к его профессионально-квалификационной
подготовке. Она отображает содержание
выполняемой служащим работы, определяет
его правовое положение.
Правовой статус государственного
служащего возникает на основе
законодательства в связи с
замещением государственной должности.
Именно должность в государственном
аппарате является базовой характеристикой
правового положения государственного
служащего. Общие особенности
в правовом положении госслужащих
- производные от статуса госслужбы
как организационного и правового
института. По своей сути правовой
статус государственного служащего
- это установленные и гарантированные
государством меры должного и
возможного поведения лиц, исполняющих
должностные обязанности, в области
государственно-служебных отношений.
С изменением характера этих
отношений, меняется и правовой
статус госслужащего (например, повышение,
понижение, временное исполнение
и т.д.).
Основы правового статуса
государственных служащих даны в
гл. 3 ФЗ «Об основах ГС РФ» (ст. 9-20).
Их составляют шесть групп государственно-служебных
норм, которые определяют: 1) обязанности,
2) права, 3) ограничения, 4) гарантии, 5) обеспечение,
6) ответственность госслужащих. И
действительно, установление обязанностей
служащего делает необходимым установление
его прав, а наличие обязанностей
и прав порождает различные ограничения,
а также потребность в гарантиях,
обеспечении и ответственности.
Вместе с тем обязанности, права,
ограничения, гарантии, обеспечение
и ответственность устанавливаются
обычно не персонально для каждого
госслужащего, а для должности, которую
он занимает. Поэтому эти группы
государственно-служебных норм имеют
подчиненное значение от задач и
функций государственных органов.
Нормы, составляющие основу правового
статуса государственных служащих,
дифференцируются на общие и особенные.
Общими считаются те, которые свойственны
всем госслужащим, независимо от категорий
и групп занимаемых ими должностей. Полный
объем прав и обязанностей госслужащих
индивидуален по каждой должности в зависимости
от функций и задач госорганов, их компетенции
и полномочий. Для осуществления специальных
полномочий госслужащим законодательством
могут предоставляться особые права и
обязанности, которые затем конкретизируются
в типовых и индивидуальных должностных
инструкциях.
Основные обязанности
госслужащих, согласно ст. 10 ФЗ «Об основах
ГС РФ», связаны с необходимостью:
1) обеспечивать поддержку
конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ, реализацию законов
РФ и ее субъектов, в том
числе регулирующих сферу их
полномочий;
2) добросовестно исполнять
должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение
и защиту прав и законных
интересов граждан;
4) исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих
руководителей в порядке подчиненности,
отданные в пределах их должностных
полномочий, за исключением незаконных;
5) в пределах своих
должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения граждан
и общественных объединений, предприятий,
учреждений и организаций, государственных
органов и органов местного
самоуправления и принимать по
ним решения;
6) соблюдать установленные
в государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка,
должностные инструкции;
7) поддерживать уровень
квалификации, достаточный для исполнения
своих служебных обязанностей;
8) хранить государственную
и иную охраняемую законом
тайну, а также не разглашать
ставшие им известными в связи
с исполнением должностных обязанностей
сведения, затрагивающие частную
жизнь, честь, достоинство граждан.
Кроме того, госслужащие
обязаны не совершать действий,
приводящих к подрыву авторитета
госслужбы, исполнять предоставленные
полномочия надлежащим образом.
Для исполнения общеслужебных
обязанностей госслужащим предоставляются
общеслужебные права, которые перечислены
в ст. 9 ФЗ «Об основах ГС РФ»:
1) посещать в установленном
порядке для исполнения должностных
обязанностей предприятия, учреждения
и организации независимо от
форм собственности;
2) участвовать по своей
инициативе в конкурсах на
замещение вакантных должностей
госслужбы;
3) продвигаться по службе
и получать дополнительное вознаграждение
за добросовестный труд с учетом
его результатов, стажа и уровня
квалификации;
4) проходить переподготовку
(переквалификацию) и осуществлять
повышение квалификации за счет
средств госбюджета;
5) получать пенсионное
обеспечение с учетом стажа
госслужбы;
6) вносить предложения
по совершенствованию госслужбы
в любые инстанции, минуя непосредственное
начальство;
7) обращаться в суд
для разрешения споров, связанных
с госслужбой, в том числе по
вопросам проведения конкурса, аттестации,
квалификационного экзамена, прохождения
госслужбы, дисциплинарной ответственности
и т.д.;
8) объединяться в профессиональные
союзы (ассоциации) для защиты
своих прав, социально-экономических
и профессиональных интересов;
9) требовать проведения
расследования для опровержения
сведений, порочащих его честь
и достоинство;
10) знакомиться со всеми
материалами своего личного дела,
отзывами о своей деятельности
и другими документами до внесения
их в личное дело, приобщать
к личному делу свои объяснения.
Для отдельных категорий
государственных служащих предусмотрены
и некоторые другие служебные
права, которые устанавливаются
специальными законами. Прежде всего
это касается сотрудников правоохранительных
органов, которые наделяются правами применения
физической силы, специальных средств,
огнестрельного оружия, задержания преступников.
С целью предотвращения злоупотреблений
в деятельности государственных
служащих и создания условий их независимости
от различного рода государственных
и негосударственных структур, исходя
из того, что корпус госслужащих
должен быть постоянно занят только
делами государственно-служебными без
каких-либо отвлечений на дела посторонние
и не допускать использования
служебного положения в личных целях
отдельных служащих, законодательство
устанавливает для них ряд
ограничений. Их правовая природа в том,
что они являются юридическими категориями
- правами, входящими в статус гражданина,
которых он лишается пока состоит на государственной
службе.
Ограничения, установленные
ФЗ «Об основах ГС РФ», двоякого рода.
Одни ограничения установлены в
форме запретов на период реализации
госслужащими своих служебных полномочий
(ст. 11). Другие ограничения вводятся
уже при поступлении лица на госслужбу
(ст. 21), т.е. относятся к гражданину,
еще не ставшему госслужащим, но сохраняют
свое действие и после того, как
гражданин стал госслужащим. Настоящий
закон установил следующие ограничения.
По ст. 11: а) относящиеся к политической
деятельности - не быть депутатом органов
законодательной (представительной) власти
и местного самоуправления; не бастовать;
не использовать служебное положение
в интересах общественно-политических
объединений; б) преследующие цели рационального
труда госслужащих в интересах службы
и недопущения использования служебного
положения в личных интересах, например,
не заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме педагогической, научной и преподавательской,
творческой; не заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через подставных
лиц; не получать гонорары за публикации
и выступления в качестве госслужащего;
не быть поверенными в делах третьих лиц
в госоргане и др. Что касается ограничений,
перечисленных в ст. 21, то здесь надо иметь
в виду, что любое из ограничений, отсутствующее
при поступлении на госслужбу, может появиться
уже после того, как лицо стало госслужащим.
Возникновение таких ограничений влечет,
например, приобретение гражданства иностранного
государства, появление близкого родства
или заболевания, препятствующих исполнению
должностных обязанностей, и т.п.