Профессиональное развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность обучения персонала…………………………………..4
1.2 Виды обучения персонала……………………………………………………6
1.3 Характеристика профессионального обучения……………………………10
1.4 Направления профессионального обучения……………………………….12
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………..14
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………...14
2.2.Методы профессионального обучения вне рабочего места………….…...17
2.3.Методы повышения профессионального мастерства менеджеров………23
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя…………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……30

Файлы: 1 файл

еременская реферат.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………4

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала…………………………………..4

1.2 Виды обучения персонала……………………………………………………6

1.3 Характеристика профессионального  обучения……………………………10

1.4 Направления профессионального  обучения……………………………….12

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………..14

2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………...14

2.2.Методы профессионального обучения вне рабочего места………….…...17

2.3.Методы повышения профессионального мастерства менеджеров………23

2.4 Сравнение методов  обучения в зависимости от  степени включенности в него  слушателя…………………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному  выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

Последние годы вопрос о  профессиональном обучении персонала  организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для  развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов  профессионального обучения персонала.

Традиционно различают  два основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва  от производства (обучение с использованием  внутренних ресурсов);

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение  следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала;

-Анализ достоинств  и недостатков методов обучения;

-Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя.

В данной работе объектом исследования является обучение персонала  организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального  обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

Назрела необходимость  профессионального обучения персонала, т.е. создания условий для полного  раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своей организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Крупные западные фирмы  инвестируют все больше средств  в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда  и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1.Понятие и сущность обучения персонала

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических  училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс  и результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень  образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

«Профессиональное образование  как процесс - это одно из звеньев  единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения».

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального  образования. Это целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.».

Следует различать три  вида обучения.

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции  обучения квалифицированных кадров.

1)Концепция специализированного  обучения ориентирована на сегодняшний  день или ближайшее будущее  и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2)Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

3)Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет  целью развитие человеческих  качеств, заложенных природой  или приобретенных им в практической  деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, предметом  обучения являются:

-Знания - теоретические,  методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;

-Умения - способность  выполнять обязанности, закрепленные  за работником на конкретном  рабочем месте;

-Навыки - высокая степень  умения применять полученные  знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;

-Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков  индивида в процессе общения  с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

1.2 Виды обучения персонала

Характеристика видов  обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные  виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов  работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы».

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными  изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Характеристика видов  обучения кадров

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1.Профессиональная подготовка кадров

1.1.Профессиональная начальная  подготовка

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается  законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование  (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование  профессиональных знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения  по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с  целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального  роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и  способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3.Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами  обучения (поведения) для освоения новой  профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)


 

Таблица 1.2

Задачи обучения для  отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1.Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)

2.Специалисты с опытом работы

Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности

3.Руководители с опытом  работы

Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных  ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.

Информация о работе Профессиональное развитие персонала