Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Особенности работы и качества современного менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Но прежде чем говорить о менеджере и его качествах , надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. Теоретические основы особенностей работы и качеств современного менеджера 6
1.1. Управленческий стиль современного менеджера 6
1.2. А.Файоль и Г.Минцберг: функции и роли менеджера……………… ... 10
1.3. Взаимодействие менеджера с окружающими Ошибка! Закладка не определена.12
1.4. Требования к профессиональной компетенции менеджера…………...Ошибка! Закладка не определена.14
ГЛАВА 2. Профессионально квалификационная модель современного менеджера 17
2.1. Качества современного менеджера 17
2.2. Важнейшие функции современного менеджера 21Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Отношение к работе. Активность менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_2_kurs (1).doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра производственного менеджмента

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория менеджмента»

на тему «Профессионально-квалификационная модель менеджера . Особенности работы и качества современного менеджера»

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса группы 4121111

А.Т.  Миннегулова

«   »     2013г.  

Проверил   стар. преподаватель каф. ПМ

          Т.Н.Латоша

 

«      »    2013г.

 

Проверил   стар. преподаватель каф. ПМ

             Ю.В.Петрунина

 

«      »    2013г.

 

 

 

Набережные Челны

2013г. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

С развитием  рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Данная курсовая работа по менеджменту посвящена  теме «Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Но прежде чем  говорить о менеджере и его качествах , надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Если немного  раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

- производство  продукции с минимальными затратами  и реализация ее с максимальной прибылью;

- управление  персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Основная функция менеджмента, я считаю,- это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). Но сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту  обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это  управляющий, облеченный властью, руководящий  большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий ею развитие в нужное русло.

В-пятых, это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Таким образом, работа менеджера характеризуется  многообразием, напряженностью, постоянным ощущением ответственности. Это  первые характеристики , которые приходят в голову, когда возникает вопрос о том, что же все-таки делает менеджер, чем он занят целый день? И каким должен быть современный менеджер в управлении?

Умение дать оценку содержанию управленческого труда имеет  весьма важное значение , как для совершенствования его организации, повышения результативности и эффективности деятельности менеджера, так и для познания природы управления людьми вообще. Изучив материал по данной теме, я хочу выделить основные функции современного менеджера, проанализировать и оценить профессионально-квалификационную модель менеджера, а также проанализировать  функции менеджера, предложенных А. Файолем и дать их  характеристику с использованием ролей Г. Минцберга.

 

1. Теоретические  основы  особенностей  работы  и  качеств         современного менеджера

1.1 Управленческий стиль современного менеджера

Каждый менеджер  в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном стиле. Под стилем руководства понимают совокупность конкретных способов воздействия менеджера на подчиненных. Эти способы воздействия зависят от ряда факторов:

  • господствующего политического режима, накладывающего отпечаток на все стороны жизни общества, в том числе фирмы;
  • характер деятельности организаций, ее системы ценностей и типа культуры;
  • положение руководителя на иерархической лестнице;
  • позиций внешней администрации;
  • психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;
  • индивидуальных качеств руководителя, его индивидуальной манеры поведения;
  • личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству;
  • особенностей ситуации.

Каждый человек  уникален, поэтому, сколько руководителей, столько и стилей руководства. Однако в поведение руководителей можно  наблюдать определенные типичные черты, имеющие ту или иную степень выраженности. Выделяют два основных типа руководителей: демократический и автократичный. Они по-разному представляют себе поведение работников и то, как надо управлять людьми.

Автократичное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Подчиненным предоставляет лишь минимум информации. Никому не доверит, не ставит в известность о своих намерениях, отдает деловые, краткие распоряжения, запреты часто сопровождаются угрозами. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.

Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участии работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Демократический стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учетом мнения коллектива.

Существует  и иная, более многогранная классификация  стилей управления руководителя. [11].

Рассмотрим  ее подробнее:

1. Авторитарный. Наилучший , с точки зрения администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.

2. Авральный. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.

4. Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения - одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».

6. Компромиссный. В его основе - способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

Но и эта  классификация далеко не последняя  в области стилей управления. Иные источники, несколько иначе классифицируют управленческие стили руководителя, а точнее добавляют несколько  категорий. Выделяют также следующие стили управления. [11]

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы , но недостатков больше, чем достоинств:

1) высокая вероятность ошибочных решений;

2) подавление  инициативы, творчества подчиненных,  замедление нововведений, застой, пассивность  сотрудников; 

3) неудовлетворенность  людей своей работой, своим  положением в коллективе;

4) благоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль  управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным  подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Эффективным стилем управления (по мнению большинства  зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты: регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Иначе говоря, существует множество классификация стилей управления руководителя, и во многом именно от стиля управления, реализуемого руководителем зависят взаимоотношения  подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива.

Информация о работе Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера