Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Особенности работы и качества современного менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Но прежде чем говорить о менеджере и его качествах , надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. Теоретические основы особенностей работы и качеств современного менеджера 6
1.1. Управленческий стиль современного менеджера 6
1.2. А.Файоль и Г.Минцберг: функции и роли менеджера……………… ... 10
1.3. Взаимодействие менеджера с окружающими Ошибка! Закладка не определена.12
1.4. Требования к профессиональной компетенции менеджера…………...Ошибка! Закладка не определена.14
ГЛАВА 2. Профессионально квалификационная модель современного менеджера 17
2.1. Качества современного менеджера 17
2.2. Важнейшие функции современного менеджера 21Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Отношение к работе. Активность менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_2_kurs (1).doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Теория ожиданий основывается на предположении, что  человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.

В рамках теории справедливости предполагается, что  люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным  усилиям и сравнивают его с  тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу.

Получившая  широкую поддержку модель Портера - Лоулера основывается на том, что  мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками  справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера - Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

 

Контроль

Непредвиденные  обстоятельства могут заставить  организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей.          Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

 Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.

Контроль-это  системное наблюдение за выполнением  планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Контроль, как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме  определенной политики, процедур и  правил. Прежде всего, он применяется  по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже  идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе  внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов  и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе  сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В  соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

2.3 Отношение к работе. Активность менеджера

По своему отношению  к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций.

Во многом близки к пассивным руководителям, хотя, понятно, и не вполне аналогичны им, отечественные хозяйственники. Попробуем  сравнить их с западными коллегами, активными руководителями, о которых  речь пойдет в дальнейшем. [3]

 

Таблица 1 - Сравнительная  характеристика качеств менеджера  в различных экономических системах

Качества хозяйственного руководителя, сформированного в  условиях административно-командной  системы

Качества активного  менеджера воспитанного в условиях современной рыночной экономики и iii этапа НТР

1. Действует  на основе привычки исполнять  решения, принятые наверху, внутренне  не свободен, безынициативен, боится  риска

Самостоятельно  принимает решения, внутренне свободен, инициативен, идет на риск, предусмотрев заранее последствия

2. Выступает  преимущественно в роли инженера, диспетчера, «пожарного», снабженца

Играет роль, предполагающую решение экономических  и правовых проблем фирмы; воспитывает  подчиненных, улаживает конфликты

3. Иррационален, соблюдает культ вышестоящих начальников административной системы

Рационален  и критичен ко всем явлениям и лицам, окружающим его

4. Обладает двойным  мышлением и псевдологикой. Для  вида реализует плановые задания,  а фактически работает в своих  интересах 

Логичен, лишен раздвоенности сознания и поступков

5. Ориентирован  на выполнение любой ценой  плана или получение прибыли,  сводя к минимуму возможные  неприятности от самостоятельных  действий

Озабочен созданием  команды единомышленников, условий  оптимизации руководства и групповой самоорганизации

6. Недемократичен, не способен к диалогу как  в сознании, так и в жизни,  не сориентирован на личность  подчиненного

Культивирует  диалог, дискуссии, плюрализм мнений; ориентирован на личность сотрудника

7. Не гибок,  слабо ориентирован в окружающей действительности, плохо информирован, не стремится к новым знаниям

Динамичен, открыт для информации

8. Не умеет  работать в условиях выбора  из многообразия альтернатив.  Привык к опеке государства

Сориентирован на свободу выбора, участие в конкурентной борьбе. Самостоятелен в делах и мыслях

9. Некомпетентен  в вопросах управления, психологии, имеет ограниченный кругозор  и эрудицию

Умеет работать с людьми, много знает, имеет широкий  взгляд на жизнь

10. Смотрит «наверх», пассивен в отношениях с подчиненными, пытается все запретить

Налаживает  контакты с «низами», активен, предоставляет  подчиненным свободу действий и  творчества

11. Ожидает финансирования  и дотаций из бюджета, льготных  кредитов, помощи ресурсами, не  ищет заработков, а пытается их «вывести» с помощью монопольного вздутия цен

Ориентирован  на самоокупаемость и самофинансирование, ищет пути заработать средства своими силами, выкрутиться из самых трудных  положений, не дожидаясь банкротства, надеется на себя


 

Конечно, здесь  дан портрет идеализированного западного менеджера и отнюдь не идеализированного отечественного директора. В жизни все намного сложнее.

В противоположность  пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться.

У активного  менеджера есть все необходимые  задатки для того, чтобы стать  лидером коллектива, совмещающим  в себе официальное признание  руководства и неофициальное  подчиненных.

Существует  два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на час».

«Открытые»  лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные  дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь «урвать» от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

 

Заключение

Итак, современный  менеджер – профессиональный руководитель, чья ответственная работа является одной из важнейших составляющих общего успеха фирмы, предприятия, организации.

Роль менеджера  не преувеличена. Менеджеру приходится решать сложнейшие задачи своей фирмы, и часто в условиях критических  ситуаций и неопределенных перспектив.

В поделанной работе были освещены следующие основные управленческие функции, которые выполняет менеджер:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль деятельности подчиненных и организации в целом.

Организация - не менее важная функция менеджера, которая способствует бесперебойному функционированию предприятия. Правильно подобранная организационная структура позволяет сэкономить время и денежные средства организации, способствует рациональному ведению хозяйственной деятельности.

Функция мотивации  является двигателем рабочего процесса. Если коллектив знает, что свой труд он получит достойное вознаграждение, то он в целом будет работать эффективно.

Контроль - это  системное наблюдение за выполнением  планов, заданий и распоряжений. Это один из важнейших факторов нормального  функционирования организации. Он объединяет в себе все виды управленческой деятельности. Контроль помогает устранять недоработки и своевременно находить ошибки.

Успех профессиональной деятельности менеджера зависит  и от его личностных качеств, среди  которых принципиальность, эмоциональное  равновесие, эмоциональная зрелость. Важны организаторские и деловые качества, прежде всего целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная работоспособность.

Особенности администраторских  и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль.

Критерием эффективности  руководства является степень авторитета менеджера.

Менеджер в  определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно  выбранный стиль руководства, благоприятная  рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива.

В заключение можно  сказать, что современный менеджер - это, во-первых, всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Во-вторых, это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей. В-третьих, это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами. В-четвертых, это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно.

Менеджер - это  член организации, способный занять в ней должное место и готовый  взять на себя ответственность и  соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.

 

Список используемой литературы

Информация о работе Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера