Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Особенности работы и качества современного менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Но прежде чем говорить о менеджере и его качествах , надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. Теоретические основы особенностей работы и качеств современного менеджера 6
1.1. Управленческий стиль современного менеджера 6
1.2. А.Файоль и Г.Минцберг: функции и роли менеджера……………… ... 10
1.3. Взаимодействие менеджера с окружающими Ошибка! Закладка не определена.12
1.4. Требования к профессиональной компетенции менеджера…………...Ошибка! Закладка не определена.14
ГЛАВА 2. Профессионально квалификационная модель современного менеджера 17
2.1. Качества современного менеджера 17
2.2. Важнейшие функции современного менеджера 21Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Отношение к работе. Активность менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_2_kurs (1).doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 А. Файоль и Г. Минцберг : функции и роли менеджера

Согласно А. Файолю: менеджеру, чтобы обеспечить эффективность и результативность деятельности своего предприятия, приходится: прогнозировать (предвидеть) и планировать; организовывать; руководить; координировать; контролировать.

Прогнозирование и планирование – важнейшие функциональные обязанности менеджера, который должен постоянно заглядывать вперед, «оценивать будущее и готовиться к нему», в чем собственно, и заключается стиль прогнозирования. Но при этом менеджер обязан не только готовиться сам, но и готовить к встрече с будущим свое предприятие, своих подчиненных. Ив этой его работе заключается суть планирования как функции управления предприятием. Чем лучше менеджер предвосхитит будущее, чем лучше ставит план вступления в него своего предприятия, тем более эффективным и результативным будет его управленческая деятельность.

Организация означает создание менеджером формальной системы взаимодействий подчиненных, способной обеспечить достижение намеченных в плане целей предприятия. Организация как функция управления предполагает и создание приемлемой для нормального функционирования предприятия структуры, и распределение обязанностей, и формулирование должностных инструкций, и т.п. Это одна из самых емких функций, определяющих содержание труда менеджера.

Руководство отнюдь не означает только отдачу распоряжений, приказов, указаний. Своим отношением к труду, к обязанностям менеджер должен стать образцом для подражания свои подчиненным, он обязан вдохновлять их и вести за собой к намеченной цели.

Координация в своей сущностной основе предполагает обеспечение согласованности в деятельности подчиненных с целями плана предприятия. Если результаты таковы, что возникают сомнения по поводу выполнения намеченных планов, менеджер должен так скоординировать деятельность подчиненных, чтобы намеченные в плане рубежи были достигнуты.

Контроль представляет собой сопоставление того, что происходит в трудовом производственном процессе, с тем, что должно происходить в соответствии с намеченными планами, установленными стандартами, техническими условиями и т.п. Файоль утверждал, что контроль должен быть независимым и беспристрастным.

Совсем иное представление о содержании труда менеджера, его характере особенностях и специфике предложил Генри Минцберг.

На основе своей  многолетней деятельности Минцберг установил, что работа менеджера  носит фрагментный характер, отличается многообразием, темпом, частыми остановками, быстрой сменяемости видов и форм деятельности, наличием множества контактов, большинство из которых являются устными. Значительное время менеджеры тратят на запланированные совещания и деловые беседы. Роль по его определению, представляет собой «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». [8]

Минцберг выделил  десять управленческих ролей, которые  в зависимости от обстоятельств  менеджер вынужден исполнять, осуществляя  управление. Эти роли он подразделил на три группы: межличностные роли, информационные роли, и роли по принятию решений.

В своей книге  «Природа труда менеджера» Минцберг утверждает, что все роли менеджера  взаимосвязаны. Они взаимодействуют  друг с другом и обеспечивают тем самым некую целостность менеджерской деятельности. Можно заключить, что один и тот же момент времени менеджер может исполнять не одну роль, а несколько.

1.3 Взаимодействие менеджера с  окружающими

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.

Другая категория  людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя - он этого не забудет.

С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным - от них, как мы уже знаем, в решающей степени зависит судьба менеджера.

И, наконец, менеджер постоянно общается с коллегами - руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться, обольщать, убеждать.

В процессе общения  менеджеру приходится выполнять три основных роли, степень «посвященности» которым во многом определяется его рангом.

Во-первых, это  роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее имидж и представительство во внешнем мире; фактический лидер, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы;

Во-вторых, это  роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями.

В-третьих, это  роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы.

Менеджеры высшего  звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена - мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?».

1.4 Требования к профессиональной  компетенции менеджера

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.

У менеджеров особый предмет труда - информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта [7].

Чтобы выполнять  свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь специальные знания , обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы.

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.

Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:

1. Они должны  уметь обосновывать и принимать  решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

2. Они должны  знать все, что связано с  внешней средой организации и  происходящими в ней изменениями.

3. Они должны  иметь четкое представление о  том, как развивается отрасль,  в которой работает предприятие.

4. Менеджеры  должны владеть знаниями принципов  построения процессов управления, а также способов и приемов,  с помощью которых решаются  проблемы.

5. Им необходимы  знания и умения по управлению  всеми видами ресурсов организации,  а также умения по их эффективному распределению и использованию.

6. Они должны  владеть методами планирования  и прогнозирования работы организации  и постоянно совершенствовать  свое умение в использовании  современной информационной технологии  и средств коммуникации.

7. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата,

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой [9]. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт.

От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные  и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

 

2. Профессионально - квалификационная модель  современного   менеджера

2.1 Качества современного менеджера

Есть определенные качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи профессиональному менеджеру.

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. Познакомимся с ними.

К личным качествам в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим Посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из его  важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами.

Однако одного физического здоровья менеджеру  не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Для успешного  управления стрессами нужно прежде всею уметь должным образом относиться к проблемам, не «пороть горячку», не волноваться и откладывать решение до тех пор, пока для него не созреют все предпосылки. Нужно регулярное расслабление и отдых от физических и психических нагрузок. В сложных ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и не перенапрягаясь, идти с «открытым забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись от «комплексов» и «выкорчевать» их причины.

Необходимо постоянно  стремиться к успеху, не ставить  перед собой невыполнимых задач и спокойно относиться к поражениям.

Наконец, современный руководитель должен нести ответственность за развитие собственной семьи, из которой он черпает основные жизненные силы и ценности, а также находить время для друзей, но только самых близких.

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов.

Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее  знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей  фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям.                 Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия.

Информация о работе Профессионально-квалификационная модель менеджера. Особенности работы и качества современного менеджера